Квест-занятие "Путешествие в страну Правильной речи" (для детей старшей логопедической группы)
план-конспект занятия (старшая группа)

Белиловец Валентина Николаевна

Итоговое занятие в форме квеста включает задания различной сложности из разных образовательных областей (с упором на развитие речи) для детей старшей группы.Дети совершенствуют артикуляционные навыки, закрепляют знания об изученных буквах; умение обобщать , классифицировать, ориентироваться в пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvest-zanyatie.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

Квест-занятие «Путешествие в страну Правильной речи» (для детей старшей логопедической  группы)


Цель – обобщение и закрепление знаний у детей старшей логопедической группы по пройденному материалу за учебный год

Задачи:

Образовательные:

Совершенствовать артикуляционные навыки ,закрепить знания об изученных буквах, навыки проведения звукобуквенного анализа и синтеза слов; правильного употребления в речи антонимов. Совершенствовать умения обобщать, классифицировать; ориентироваться на листе бумаги и в пространстве

Развивающие:

Развивать диалогическую связную речь, образное представление, словарный запас; познавательную активность, внимание, логическое мышление; координацию движения, зрительное и слуховое восприятие, воображение, мелкую и общую моторику

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, активность, самостоятельность, уверенность в своих силах.

Оборудование:  посылка, карта- схема, целый ключ и фрагменты ключа; ложки для проведения АГ; листы бумаги и геометрические фигуры; картинки с заданием, картинки с буквами; вата; музыкальная подборка,  игра в картинках «Назови лишний предмет»; мяч; телевизор и проекционный экран, сундук; занимательные книги.

Методы: наглядный (непосредственный и опосредованный), словесный (беседа, повторное проговаривание), практический (дидактическая игра; ритмический этюд, решение проблемной ситуации)

Методические приемы: словесные, наглядные и игровые

Методы и приемы по развитию речи: беседа; воображаемая ситуация; репродуктивные вопросы; демонстрация движений, артикуляционных позиций; дидактические игры ,  дидактические упражнения  («Скажи наоборот»); мотивация заданий; напоминание; образец правильного произношения; объяснение (правил игры), разговор; сопряженная речь; утрированное произношение

Вводная часть:

В.: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости- давайте  поздороваемся с ними и друг с другом.

Дети образуют круг:- Здравствуй, друг, здравствуй, друг!

                                  Здравствуй, весь наш общий круг!

Воспитатель:   Давайте  подарим нашим гостям и друг другу  хорошее настроение!

(Сдувают с ладошки хорошее настроение )

Воспитатель:  Ну что же, пусть это хорошее настроение теперь не покидает нас и гостей.

Основная часть:

Воспитатель: Ребята, мы обнаружили  в группе  посылку. А в посылке карта и письмо от Королевы Грамоты. Послушайте, что там написано.

Королева Грамоты: Здравствуйте, друзья! Вы так долго и упорно учитесь слушать, запоминать и произносить трудные звуки, составлять слова, предложения, пересказывать сказки, придумывать рассказы, что я, Королева Грамоты, решила наградить вас. Но, к сожалению, злая колдунья Картава прилетела, дел пакостных натворила в моей стране Правильной речи, сломала ключ от сундука с подарками для вас и спрятала части от ключа в разных местах. Помогите мне, наведите порядок в стране Правильной  речи и найдите все части от ключа

В.: Ну что, ребята, вы хотите помочь ?Наведем порядок?

Дети: да, мы поможем!

В. : Страна Правильной  речи– это удивительная страна. В этой стране учатся правильно, красиво произносить все звуки, а для этого надо тренировать язычок. Там всегда светит яркое солнце. Я предлагаю вам разогреть мышцы лица под лучами этого солнышка – сделать массаж лица.
Самомассаж “
Солнышко
Солнце с неба посылает
Лучик, лучик, лучик 
(движения по лбу от середины к вискам).
И им смело разгоняет
Тучи, тучи, тучи 
(плавные зигзагообразные движения по лбу).
Лучик нежно согревает
Щёчки, щёчки, щёчки 
(потирают щёчки).
Солнышко на носик ставит
Точки, точки, точки 
(постукивают пальцем по носу и щёчкам).
В.: -А теперь потренируем язычок - артикуляционная гимнастика «Веселый язычок»( с ложками). Выполняется с использованием ИКТ
В.:А вот теперь можно приступить к выполнению заданий по нашей  карте-схеме
Чтобы выполнить первое здание, нужно угадать, где оно находится .,Послушайте загадку :                         Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже. (задание спрятано за зеркалом)

1-е задание. Игра «Узнай, какой звук». (станция «Звуковая»)

  В. Хитрая Картава перепутала гласные звуки. Давайте попробуем узнать звуки по их «портрету»
В.показывает схемы артикуляции губ гласных звуков А О У И.

(по схемам артикуляции гласных звуков дети догадываются ,какой гласный звук показан).

- Какие звуки мы произносили? (Гласные)
- Чем отличия гласные звуки от согласных звуков?
(Когда произносим гласные звуки, воздух проходит через рот свободно без преград, а когда произносим согласные звуки, то воздух встречает преграду – зубы, губы, язык).
2.- Игра  «Звонкий – глухой».
- Ой, дети, а еще Картава перепутала звонкие и глухие согласные.  Как же нам  определить звонкий звук или глухой? (Надо положить ладошку на горлышко. Если звук глухой, то горлышко молчит, а если звук звонкий, то горлышко поет).

В.: Я  буду произносить слова. Если слово начинается на звонкий согласный вы поднимаете руки вверх. Если на глухой- вы приседаете.(башня, пашня,  дочка, точка, кочка, бочка, гвоздь, кость, влага, фляга, совет, завет, жар, шар)

 В. Молодцы, справились  с первым заданием. Вот и первая часть ключа нашлась . и подсказка, куда нам двигаться дальше. Стрелочка указывает прямо на полянку (н-в группа «Полянка»). Здесь находится станция «Математическая»

В. Хитрая Картава подобрала для вас совсем непростые задачки, но я уверена, что вы справитесь с ними.

:1.  Ежик шел по лесу , шел,

На обед грибы нашел

Пять под березой, один у осины.

Сколько их будет в плетеной корзине? (6)

 

        2.Четыре спелых груши

               На веточке качалось.

               Две груши снял Павлуша,

                А сколько груш осталось? (2)

3.Пошла курочка гулять,

Собрала своих цыплят.

Шесть бежали впереди,

Три остались позади.

Беспокоится их мать

И не может сосчитать.

Посчитайте-ка, ребята,

Сколько было всех цыплят?(9)

4.Три пушистых кошечки

Уселись на окошечке.

Тут одна к ним прибежала.

Сколько вместе кошек стало? (4)

5.Сколько хвостов у трех котов? (3)

А сколько ушей у двух мышей? (4)

В.: Молодцы, ребята, но  это еще не все задания. Картава перемешала геометрические фигуры. Они рассорились и убежали. Поможем им вернуться домой? (Да). Вам необходимо поселить все геометрические фигуры в один дом, тогда они будут дружными соседями.

-Красный квадрат будет жить в верхнем левом углу

-Желтый треугольник- в правом нижнем углу

-Синий прямоугольник- в левом нижнем углу

-Зеленый овал- в правом верхнем углу

-Оранжевый круг- в центре листа

В.: Молодцы, справились с заданием! А вот и еще один фрагмент ключа! Куда же мы теперь отправимся, давайте посмотрим на карту. А карта показывает нам путь на 3 этаж, где нас ждет станция «Логопедическая».( На этой станции детей встречает логопед.)

Л.: Колдунья Картава напустила на страну Правильной речи метель и все буквы засыпало снегом. Давайте подуем на снег и освободим все буквы. (игра «Буквы под снегом»)

Дети дуют на картинки с изображением изученных букв, на которых лежит вата. Называют, какие буквы освободили, закрепляют их на доску.

Л.: Что мы можем делать с буквами?

-Буквы мы можем видеть, читать, писать

Л.:А теперь каждому из вас нужно подобрать картинку, начинающуюся на ту букву, которую вы освободили. (Дети подбирают картинки с нужными предметами, называют слово, деля его на слоги (игра «Телеграф») и закрепляют картинку под буквой на доске)

Л.: Молодцы! Вы справились и с этим заданием! Вот еще один фрагмент ключа.

В. :Ребята, отправляемся дальше. Смотрим по карте, куда нам двигаться дальше. Дорога ведет нас на 2 этаж к станции «Сообразительной» (.Там детей встречает психолог)

П.: Как хорошо, что вы появились вовремя! Картава перепутала  все предметы на картинках. Вам нужно определить, что лишнее (проводится игра «Назови лишнее»)

П.: А сейчас задание на сообразительность. Если вы услышите правильный ответ  вам нужно хлопнуть в ладоши, если неправильный- топнуть ногой. Договорились?

-Утром солнышко встает..

-Днем светит луна..

-За зимой приходит лето…

-Лето – самое теплое время года…

-По утрам нужно делать зарядку..

-По утрам нельзя умываться и чистить зубы..

-За субботой наступает понедельник…

-Осенью птицы улетают в теплые края..

-В лесу нужно шуметь и кричать..

-Плавать на речке можно только со взрослыми…

-Незнакомому человеку дверь не открывать…

-Лучше всего играть в футбол на проезжей части…

-Всегда нужно погладить незнакомую кошку или собаку…

П.: Молодцы, ребята! Вы справились с заданиями и по праву получаете еще один фрагмент ключа.  Желаю вам удачи!

В.: Ребята, мы почти у цели. Скоро мы с вами наведем полный порядок в стране Правильной речи, а пока идем по карте. Нас ждет станция  «Игровая». Поднимаемся на 3 этаж. (Дети поднимаются в холл перед музыкальным залом)

В. Мы с вами поиграем в игру « Скажи наоборот». Будьте внимательны, не ошибитесь, ведь иначе мы не получим новый фрагмент ключа. (проводится игра с мячом « Скажи наоборот»)

быстро – медленно,

 глупый – умный 

твердый – мягкий,

 большой – маленький

ссориться – мириться,

чистый – грязный 

жарко – холодно,

 кислый – сладкий

трусливый – смелый,

пасмурно – солнечно

грустный – веселый

короткий – длинный

низкий – высокий,

 широкий – узкий

В.: Ну что же, вы справились и с этим заданием. Смотрите, а вот и еще один фрагмент ключа! Нам осталось совсем немного, чтобы собрать весь ключ,

И, наконец, последняя наша станция на карте – «Музыкальная». Интересно, что нас с вами здесь ожидает?

Дети проходят в музыкальный зал, где их встречает музыкальный руководитель.

М.р. здравствуйте, ребята, я давно вас поджидаю. Коварная Картава перепутала звуки и ноты. Нам с вами нужно привести все в порядок. Для начала нам нужно распеться, чтобы ваши голоса были чистыми , свободными и вы  хорошо проговаривали все звуки.

М.р. проводит распевку ( из занятий по логоритмике)

М.р.А сейчас мы поработаем с ритмом( проводит с детьми   ритмические рисунки «Солнышко», «Зайчик», «Мишка», «Лягушка» с использованием ИКТ)

М.р. Молодцы, ребята! Вот ваш фрагмент ключа! Вы по праву его заслужили.

В.: Смотрите, ребята, мы собрали весь ключ! Значит, вы исправили все, что натворила хитрая Картава в стране Правильной речи.

 Рефлексия:

В.: Вам понравилось путешествие по стране Правильной речи?

Что вам больше всего понравилось, ребята?

Какие у вас впечатления? (Ответы детей)

Какое задание понравилось вам больше всего?

Всё ли у вас получалось?

Трудно ли вам было?

Ну что ж, если у вас всё получалось, то получите награду за ваше старание от Королевы Грамоты, которую  она  вам приготовила. (В. открывает  сундук целым  ключом и раздает всем занимательные книги)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование состояния связной речи у детей старшей логопедической группы.

Примерные способы проверки состояния связной речи дошкольников по книге  Парамоновой Л.Г. "Воспитание  связной речи  у  детей"....

Непосредственно коррекционно-образовательная деятельность по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы

Представленный материал обобщает и систематизирует знания детей, содействует обогащению их словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. В образовательную деятельность в...

Конспект НОД по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы.

Тема: "Составление описательного рассказа по схеме. Игрушки"....

Конспект образовательной деятельности с использованием игровых ситуаций «Путешествие по «Стране правильной речи» для детей старшего возраста и родителей

Конспект образовательной деятельности с использованием игровых ситуаций «Путешествие по «Стране правильной речи»для детей старшего возраста и родителей...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группы с ОНР по теме «Дикие животные»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группыс ОНР по теме «Дикие животные»...

НОД по формированию фонематических процессов и развитию речи у детей старшей логопедической группы "Путешествие на гору"

Закрепление и обобщение знаний и умений детей, полученных на логопедических занятиях в течение учебного года, путём решения  поставленных перед ними игровых дидактических задач...

Сценарий развлечения «Страна Правильной речи» для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий развлечения «Страна Правильной речи» предназначен для детей 6-7 лет. В ходе развлечения дети закрепляют знания  о единицах речи: предложение, слово, слог, звук, б...