Непосредственно коррекционно-образовательная деятельность по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Лукашова Светлана Макаровна

Представленный материал обобщает и систематизирует знания детей, содействует обогащению их словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. В образовательную деятельность включены игры по развитию памяти, внимания, мышления. Они помогают ребёнку научиться классифицировать, сравнивать, определять последовательность событий,находить простейшие закономерности, строить умозаключения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Лукашова Светлана Макаровна

Непосредственно коррекционно-образовательная деятельность

по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы

Тема: Осень

Цели занятия:

     Коррекционно – образовательная:

 -   обобщить и систематизировать знания детей по теме «Осень» ( дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди; листья на деревьях и кустарниках желтеют, сохнут и опадают; улетают перелётные птицы; животные готовятся к зиме; люди собирают урожай овощей и фруктов)

     Коррекционно – развивающие:

 -   развивать у детей умение составлять небольшие по объему предложения; отвечать на вопросы полным предложением;

 -   уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме;

 -   закреплять умение отвечать на вопросы педагога полным предложением;

 -   упражнять в образовании множественного числа имён существительных и единственного числа им. прилагательных.

     Коррекционно – воспитательная:

 -   воспитывать у детей интерес к тем изменениям в природе, которые происходят осенью; формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа на фоне музыкального произведения.

Оборудование: демонстрационный материал (картины природы по теме «Осень»), раздаточный материал (картинки овощей и фруктов, грибов, перелётных птиц, осенних деревьев и листьев)

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени, проведение игр «Деревья и листья», «Собери урожай», «Птицы осенью»

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед загадывает загадку:

     Птицы улетают,

     Собралися в стаи.

     Листья улетают,

     Ветер их уносит.

     Всё это бывает,

     Если с нами … (осень)

Логопед: Какое сейчас время года? Почему? Сегодня к нам пришло необычное видео письмо. Давайте его посмотрим.

Логопед включает видео. На экране появляется Королева Осени и просит детей рассказать о ней и выполнить её задания.

2. Вводная беседа.

Логопед: Давайте подумаем и расскажем, что мы знаем об осени:

 -   назовите осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

 -   как можно назвать осень в сентябре (ранняя, золотая)

 -   как можно назвать осень в октябре (дождливая)

 -   как можно назвать осень в ноябре (поздняя)

Выставление картинок с месяцами осени

Логопед: Кто знает стихотворение про осенние месяцы:

     Сентябрь, октябрь, ноябрь

     С дождём и листопадом,

     И птицы улетают,

     И детям в школу надо.

Логопед выставляет картинки и задаёт вопросы

Логопед: Наступила осень.

                 Что вы можете сказать про солнце осенью? (греет плохо)

                 Какое небо осенью? (хмурое, дождливое)

                 Что происходит осенью с деревьями и листьями? (листья желтеют, краснеют и опадают с деревьев)

                  Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (листопад)

                  Что происходит с травой осенью? (желтеет, увядает)

                  Что делают птицы осенью? (улетают в тёплые края)

                  Почему? Как называются эти птицы? (перелётные)

                  Что делаю животные осенью? (меняют шубку и готовят запасы на зиму)

                   Что делают люди в огородах и садах? (собирают урожай)

                    Для чего люди собирают урожай? (делают запасы на зиму)

                    Какая погода осенью? (холодная и дождливая)

                    Как люди оделись осенью? (куртки, шапки, сапоги)

                    Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлёт птиц, листопад)

Логопед предлагает детям самостоятельно составить рассказ об осени.

3. Развитие лексико – грамматических категорий

Логопед: Ребята! Королева Осени прислала нам задание «Чего не бывает осенью?» Рассмотрите картинки. Что на них нарисовано? Покажите лишнюю картинку и объясните, почему она лишняя (ответы детей).

4. Игра «Сад – огород»

Логопед: Дети собрали урожай, но перепутали овощи и фрукты. Овощи нужно положить в ящик, фрукты в корзину. Рассказать об этом так: - я положу капусту в ящик, потому что это овощ и т.д.

5. Игра «Деревья и листья»

Детям раздаются картинки с деревьями и листочками. Они подбирают к каждому дереву свой листок.

6. Пальчиковая гимнастика.

Ветер по лесу летал,                          Плавные волнообразные движения

Ветер листики считал:                       ладонями.

Вот дубовый,                                      Загибаем пальцы на обоих руках,

Вот кленовый,                                     начиная с больших.

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки золотой.

Вот последний лист осинки,

Ветер бросил на тропинку.                Укладываем ладони на стол.

7. Игра «Собери грибы в корзинку»

Совместно с логопедом дети называют грибы: маслята, белые грибы, опята, лисички, подберёзовики, сыроежки, рыжики, мухоморы. Затем поочерёдно подходят к картинкам с изображением грибов и кладут по одной картинке в корзину, сопровождая речью свои действия

 - я собрал много белых грибов

 - я собрал много маслят и т. д.

Логопед: Ребята! Почему мухомор никто из вас не положил в корзину? (потому что это несъедобный гриб)

8. Игра «Собери картинку»

 Логопед раздаёт разрезные картинки перелётных птиц. Дети должны их собрать.

9. Физкультминутка. (превращение детей в листья)

Листья осенние тихо кружатся,         Кружатся на пальчиках, руки в стороны,

Листья нам под ноги тихо ложатся.   приседают,

И под ногами шуршат, шелестят,       движения руками влево – вправо,

Будто опять закружиться хотят           поднимаются, кружатся.

10. Рисование. Логопед предлагает детям сесть за стол, закрыть глаза и послушать музыку ( дети представляют осень, листопад). Открывают глаза и раскрашивают осенние листочки.

11. Релаксация. Логопед предлагает детям раскрашенные листочки прикрепить к дереву. Те дети, которым понравилось занятие прикрепляют листочки на веточки, кому не понравилось занятие, листочки лежат на земле.

12. Итог занятия.

Логопед: О чём мы говорили на занятии? Что нового узнали? Королеве Осени понравилось как вы сегодня отвечали. Она вам приготовила угощение.

Логопед достаёт корзину и угощает детей. Каждый ребёнок получает по яблоку.

  1.  Гомзяк О. С.Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных  занятий в старшей логогруппе. – М.: издательство ГНОМ и Д, 2009. – 160с.
  2. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательство Дом «Литера», 2005. – 32с
  3. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарий занятий. -М.: ТЦ Сфера, 2004. -96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование состояния связной речи у детей старшей логопедической группы.

Примерные способы проверки состояния связной речи дошкольников по книге  Парамоновой Л.Г. "Воспитание  связной речи  у  детей"....

Конспект НОД по развитию связной речи у детей старшей логопедической группы.

Тема: "Составление описательного рассказа по схеме. Игрушки"....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группы с ОНР по теме «Дикие животные»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей старшей логопедической группыс ОНР по теме «Дикие животные»...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшей группы.

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшей группы.Лексическая тема: «Фрукты».Цель: Уточнение и расширение словаря, и развитие связной речи детей...