Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшей группы.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшей группы.

Лексическая тема: «Фрукты».

Цель: Уточнение и расширение словаря, и развитие связной речи детей в рамках лексической темы: «Фрукты».

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Активизация и актуализация словаря;
  2. Совершенствование грамматического строя;
  3. Совершенствование навыков составления описательного рассказа по картинке, с использованием схемы Н. Э. Теремкова;

Коррекционно-развивающие задачи.

  1. Развитие  диалогической речи;
  2. Развитие фонематического анализа;
  3. Развитие  связной речи;
  4. Развитие функции словообразования (закрепление  категории родительного падежа единственного числа)
  5. Развитие  зрительного гнозиса;
  6. Развитие  слухового, зрительного внимания, памяти;

Воспитательные задачи:

  • Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности и взаимопомощи, бережного отношения к природе.

Оздоровительные задачи:

  • Учить упражнениям дыхательной гимнастики

Оборудование:  предметные картинки с изображением фруктов, пособие Н. Э. Теремкова «Схемы для составления предложений и рассказов», составление по наглядному плану ( название, цвет, форма, вкус).

Предварительная работа: Родители детям дома рассказывают какие они купили фрукты, рассматривание фруктов, попробовали на вкус.

 

Ход занятия

I.         Организационный момент.

1. Релаксация.

Логопед: «Здравствуйте, ребята. Сейчас я загадаю вам загадки. Картинки, которые вы выбрали, помогут их отгадать. Тот, у кого картинка-отгадка, должен поставить ее на наборное полотно. Далее логопед загадывает загадки про фрукты, а дети ставят на наборное полотно картинки-отгадки (слива, яблоко, груша, виноград) и называют их.

 

 

Родилась она зеленой

На цветущей белой кроне.

А потом росла, краснела.

Как созрела — посинела. (Слива)

 

Колобок висит все лето Среди зеленых веток.

Ударит гулко оземь,

Когда наступит осень. (Яблоко)

 

Кисти ягод над дорожкой

Прячут листики-ладошки.

На лозе повисли кисти,

И от нас укрылись в листьях. (Виноград)

 

Ты на лампочку похожа

И на Ваньку — встаньку тоже.

У тебя румяный бок,

А откусишь — брызнет сок. (Груша)

 

Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?

 

2.Беседа и рассматривание фруктов. (Картинки с изображением фруктов).

Логопед показывает фрукты. Дети называют их.

Логопед:

Ребята, где растут фрукты? (Фрукты растут на деревьях)

- Когда они созревают? (Фрукты созревают летом и осенью)

- Чем полезны фрукты? ( Во фруктах много витаминов)

- В каком виде их едят? Что можно приготовить из фруктов? (Фрукты едят сырыми, варят из них компоты, варенья, выжимают сок.)

3. Игра «Жадина». (Развитие зрительного внимания, памяти).

Представь, что это твои фрукты. Ответь на вопросы:

Чей это лимон? (мой лимон)

Чья слива? (моя слива)

Чье яблоко? (мое яблоко) т.д..

Логопед: Молодцы ребята, все правильно справились с заданием!

II.        Основная часть.

4. Развитие фонематического восприятия, анализа.      

Логопед.  Игра   «Найди  картинку» Детям  предлагаются   карточки,  каждая  из  двух  квадратиков. На одном  из  них  нарисован  фрукт.  Дети  называют  фрукт,  определяют   первый звук  в его  названии,  находят  соответствующую  букву  и  кладут  её   между  квадратами.  Затем  они подбирают  картинку,  название  которой  начинается  с   того  же  звука,  и  кладут  её  на  2-ой  квадрат.

Разложить   в  три   ряда   картинки,  в  названиях  которых   есть  нужный  звук;   первый  ряд -  картинки,   в  названии   которых   звук  слышится   в начале  слова;   второй   ряд - в  середине  слова,   третий  -  в  конце   слова.

Логопед: Какие вы внимательные.

5. Развитие связной речи, умения детей составлять  описательный рассказ по картинке, с использованием схемы Н. Э. Теремкова.

Логопед: Ребята, а сейчас я хочу предложить вам рассказать про эти Фрукты. В этом нам поможет вот такая схема (пособие Н. Э. Теремкова «Схемы для составления предложений и рассказов»).

- «Посмотрите, пожалуйста, на эту схему. Итак, как по ней мы будем составлять свой рассказ.

Сначала мы выберем фрут, например, я выберу яблоко. Буду рассказывать про яблоко. Сначала я внимательно его рассмотрю, какой он.

- Скажем, какого он цвета (педагог указывает на схематичное изображение).

Дети: коричневого.

Логопед: Правильно, но мы дадим полный ответ, красное-яблоко красного цвета.

- Затем скажем, какой формы этот фрукт?

Дети: круглого

Логопед: Хорошо, но мы можем сказать полным предложением: яблоко круглой формы

- Затем скажем, где растёт яблоко… как его едят…. Делают ли из него заготовки (если делают, то какие)» - эти позиции так же разбираются подробно.

После этого, дети выбирают, картинки, с изображением тех фруктов, про которые хотят рассказать!

- Какие вы молодцы!

6. Физкультминутка. "Яблочко"

На носочки я встаю,       Подняться на носки

Яблочко я достаю,          Руки вверх

С яблочком бегу домой,  Бег на месте

Мамочке подарок мой!     Хлопки в ладоши

7. Развитие умения образовывать существительные множественного числа родительного падежа.

Логопед: «Ребята, мне кажется, мы с вами так потрудились. закрепление  категории родительного падежа единственного числа.

 

 «Какого фрукта не стало?». На доске четыре — пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно убирает одну картинку и спрашивает: «Какого фрукта не стало?» Дети отвечают: «Не стало лимона» и т.д.

8. Развитие зрительного гнозиса.

Логопед: Ребята вы хорошо справились с заданиями. А теперь , я раздам вам изображения фруктов. Вам надо дорисовать листики и веточки. Не забудьте, что эти фрукты бывают разного цвета.

Дети выполняют задание.

III. Заключительная часть.

Логопед: «Ребята, вы замечательно работали. Какое задание вам больше всего понравилось?» Давайте, сделаем сок фруктовый из чего?

Дети: из фруктов. Давайте скажем, какие (с мячом)

Сок из яблок (какой?) – яблочный сок;

Сок из груш - …

Сок из слив - …

Сок из вишни - … Садятся на свои места

Сок из лимонов - …

Сок из абрикосов - …

Сок из мандаринов - …

Сок из персиков - …

Сок из апельсинов - ….

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mitrofanova_alena_.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Митрофанова Алёна

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию связной речи у детей старшей группы.

Лексическая тема: «Фрукты».

Цель: Уточнение и расширение словаря, и развитие связной речи детей в рамках лексической темы: «Фрукты».

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Активизация и актуализация словаря;
  2. Совершенствование грамматического строя;
  3. Совершенствование навыков составления описательного рассказа по картинке, с использованием схемы Н. Э. Теремкова;

Коррекционно-развивающие задачи.

  1. Развитие  диалогической речи;
  2. Развитие фонематического анализа;
  3. Развитие  связной речи;
  4. Развитие функции словообразования (закрепление  категории родительного падежа единственного числа)
  5. Развитие  зрительного гнозиса;
  6. Развитие  слухового, зрительного внимания, памяти;

Воспитательные задачи:

  • Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности и взаимопомощи, бережного отношения к природе.

Оздоровительные задачи:

  • Учить упражнениям дыхательной гимнастики

Оборудование:  предметные картинки с изображением фруктов, пособие Н. Э. Теремкова «Схемы для составления предложений и рассказов», составление по наглядному плану ( название, цвет, форма, вкус).

Предварительная работа: Родители детям дома рассказывают какие они купили фрукты, рассматривание фруктов, попробовали на вкус.

Ход занятия

I.        Организационный момент.

1. Релаксация.

Логопед: «Здравствуйте, ребята. Сейчас я загадаю вам загадки. Картинки, которые вы выбрали, помогут их отгадать. Тот, у кого картинка-отгадка, должен поставить ее на наборное полотно. Далее логопед загадывает загадки про фрукты, а дети ставят на наборное полотно картинки-отгадки (слива, яблоко, груша, виноград) и называют их.

Родилась она зеленой

На цветущей белой кроне.

А потом росла, краснела.

Как созрела — посинела. (Слива)

Колобок висит все лето Среди зеленых веток.

Ударит гулко оземь,

Когда наступит осень. (Яблоко)

Кисти ягод над дорожкой

Прячут листики-ладошки.

На лозе повисли кисти,

И от нас укрылись в листьях. (Виноград)

Ты на лампочку похожа

И на Ваньку — встаньку тоже.

У тебя румяный бок,

А откусишь — брызнет сок. (Груша)

Вы легко отгадали загадки. А как можно одним словом назвать то, что вы видите на картинках?

2.Беседа и рассматривание фруктов. (Картинки с изображением фруктов).

Логопед показывает фрукты. Дети называют их.

Логопед:

Ребята, где растут фрукты? (Фрукты растут на деревьях)

- Когда они созревают? (Фрукты созревают летом и осенью)

- Чем полезны фрукты? ( Во фруктах много витаминов)

- В каком виде их едят? Что можно приготовить из фруктов? (Фрукты едят сырыми, варят из них компоты, варенья, выжимают сок.)

3. Игра «Жадина». (Развитие зрительного внимания, памяти).

Представь, что это твои фрукты. Ответь на вопросы:

Чей это лимон? (мой лимон)

Чья слива? (моя слива)

Чье яблоко? (мое яблоко) т.д..

Логопед: Молодцы ребята, все правильно справились с заданием!

II.        Основная часть.

4. Развитие фонематического восприятия, анализа.        

Логопед.  Игра   «Найди  картинку» Детям  предлагаются   карточки,  каждая  из  двух  квадратиков. На одном  из  них  нарисован  фрукт.  Дети  называют  фрукт,  определяют   первый звук  в его  названии,  находят  соответствующую  букву  и  кладут  её   между  квадратами.  Затем  они подбирают  картинку,  название  которой  начинается  с   того  же  звука,  и  кладут  её  на  2-ой  квадрат.

Разложить   в  три   ряда   картинки,  в  названиях  которых   есть  нужный  звук;   первый  ряд -  картинки,   в  названии   которых   звук  слышится   в начале  слова;   второй   ряд - в  середине  слова,   третий  -  в  конце   слова.

Логопед: Какие вы внимательные.

5. Развитие связной речи, умения детей составлять  описательный рассказ по картинке, с использованием схемы Н. Э. Теремкова.

Логопед: Ребята, а сейчас я хочу предложить вам рассказать про эти Фрукты. В этом нам поможет вот такая схема (пособие Н. Э. Теремкова «Схемы для составления предложений и рассказов»).

- «Посмотрите, пожалуйста, на эту схему. Итак, как по ней мы будем составлять свой рассказ.

Сначала мы выберем фрут, например, я выберу яблоко. Буду рассказывать про яблоко. Сначала я внимательно его рассмотрю, какой он.

- Скажем, какого он цвета (педагог указывает на схематичное изображение).

Дети: коричневого.

Логопед: Правильно, но мы дадим полный ответ, красное-яблоко красного цвета.

- Затем скажем, какой формы этот фрукт?

Дети: круглого

Логопед: Хорошо, но мы можем сказать полным предложением: яблоко круглой формы

- Затем скажем, где растёт яблоко… как его едят…. Делают ли из него заготовки (если делают, то какие)» - эти позиции так же разбираются подробно.

После этого, дети выбирают, картинки, с изображением тех фруктов, про которые хотят рассказать!

- Какие вы молодцы!

6. Физкультминутка. "Яблочко"

На носочки я встаю,       Подняться на носки

Яблочко я достаю,          Руки вверх

С яблочком бегу домой,  Бег на месте

Мамочке подарок мой!     Хлопки в ладоши

7. Развитие умения образовывать существительные множественного числа родительного падежа.

Логопед: «Ребята, мне кажется, мы с вами так потрудились. закрепление  категории родительного падежа единственного числа.

 «Какого фрукта не стало?». На доске четыре — пять картинок с изображением фруктов. Логопед незаметно убирает одну картинку и спрашивает: «Какого фрукта не стало?» Дети отвечают: «Не стало лимона» и т.д.

8. Развитие зрительного гнозиса.

Логопед: Ребята вы хорошо справились с заданиями. А теперь , я раздам вам изображения фруктов. Вам надо дорисовать листики и веточки. Не забудьте, что эти фрукты бывают разного цвета.

Дети выполняют задание.

III. Заключительная часть.

Логопед: «Ребята, вы замечательно работали. Какое задание вам больше всего понравилось?» Давайте, сделаем сок фруктовый из чего?

Дети: из фруктов. Давайте скажем, какие (с мячом)

Сок из яблок (какой?) – яблочный сок;

Сок из груш - …

Сок из слив - …

Сок из вишни - … Садятся на свои места

Сок из лимонов - …

Сок из абрикосов - …

Сок из мандаринов - …

Сок из персиков - …

Сок из апельсинов - ….

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами мнемотехники.

Логопедическое занятие по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня средствами мнемотехники.Составление описательного рассказа по теме"Одежда" с опорой на мнемотабли...

Конспект занятия по развитию связной речи для детей старшей группы.Пересказ рассказа Н. Калининой "Про снежный колобок"

                                Пояснительная запискаМассовое явление, связанное с низким уровнем речевого развит...

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Новый год»

Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи у дошкольников старшего дошкольного возраста  (седьмой год жизни) с ОНР. Тема: Составление рассказа по...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшей группы с ОНР

Конспект. Составление описательного рассказа о зимующих птицах с использованием схем. ...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшей группы с ОНР

Конспект логопедического занятия по лексической теме :"Одежда"....

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшей группы с ОНР

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшей группы с ОНР...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшей группы с ОНР

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей старшей группы с ОНР ( Гомзяк)...