Использование ребусов в работе по звуковому анализу слов
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

В небольшом методическом пособии описаны приемы работы с использованием ребусов в развитии фонематического слуха дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ребусов в работе по звуковому анализу слов

Звуковым анализом слова называют определение по порядку их размещения звуков в конкретном слове и характеристика их особенностей.

Для разработки фонематического слуха, то есть умения четко различать звучащие звуки и не путать слова, дети должны овладеть приемами звукового анализа слов. Ведь если ребенок не научен четко различать на слух слова, он не сможет их правильно далее записывать.

Фонематический слух — это  способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем родного языка.

Свою систему работы строю исходя из следующих физиологических основ развития фонематического слуха:

- фонематический слух к родному языку начинает формироваться у детей при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом;

- проговаривание слов — важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти;

- для совершенствования развития фонематического  слуха важно сознательное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков;

- механизм фонематического  слуха существенно перестраивается при овладении звуко-слоговым анализом  слов.

Использование ребусов при развитии звукового анализа слов является одной из увлекательнейших приемов работы.

Ребус (от лат. rebus - "при помощи вещей") - это есть представление слова или слога посредством изображения предмета, название которого созвучно представляемому слову или слогу.

Разгадывать дети ребусы дети любят, но, прежде всего, этому их нужно научить.

В начале работы дети должны научиться определять первый звук в словах.

Лучше начинать с гласных звуков – их легко произносить утрированно и протяжно, затем дети упражняются  в определении первого согласного звука.

Определенную помощь может оказать наглядное пособие, изображенное на рис.1

        Рис. 1. Звуковая линейка слова.

На звуковой линейке есть обозначения Н – начало слова, С – середина, К – конец. Внизу прикреплены кармашки, куда вкладываются картинки с первым звуком в слове (желательно на первом этапе под ударением) под буквой Н; звуком в конце – под буквой К и в середине под буквой С. Например, при работе с гласным А подбираются картинки  аиста, пилы и санок.

http://fotohomka.ru/images/Nov/06/c79719b9013d671491afb4c06d1abf1b/1.jpghttps://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d4/Hand_saw_-_small.jpg

А – звук в начале слова, в конце и середине

Далее работа проводится с согласными звуками.

Конечно упражнения распределяются таким образом, что сначала дети определят звук в начале слова, затем в конце и только потом в середине.

На последнем этапе дети находят заданный звук во всех положениях.

Когда дети научатся хорошо определять первый звук уже можно в игровых заданиях использовать ребусы с определением зашифрованного слова в картинках.

Например, слово  «кот».

Задание типа «У меня дома живет животное. Кто это и как его зовут вы узнаете, если решите ребус. Ребус показан на рис.2.

http://previews.123rf.com/images/loopall/loopall1004/loopall100400022/6824052-blue-pencil-drawing-line-illustration-isolated-on-white-background-Stock-Illustration.jpghttp://bulldog.falmouth.k12.ma.us/wp-content/uploads/2016/03/cloud-296440_640.pnghttp://previews.123rf.com/images/larser/larser1201/larser120100976/11942572-Vector-illustration-of-an-ax-with-a-wooden-handle-Stock-Photo.jpg

http://www.mosvodokanal.ru/upload/iblock/210/27e9.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-QvlmdYma0xs/VXyDJlTx76I/AAAAAAAADd8/qMMqV9_2jIU/s1600/97558931_large_oslik.pnghttp://ja-rastu.ru/uploads/posts/2014-08/1407597220_car9.gif

Рис. 2. Ребус на расшифровку слов по первым звукам.

Далее задания усложняются  - используются в слове несколько звуков с удалением первого или последнего.

Задание типа «Угадай, какое слово зашифровал  Незнайка, Знайка или еще кто-либо…». Ребус показан на рисунке 3.

М                     Ч                             Р                   Н

http://tomtrik.ru/d/697103/d/33642.jpg                  https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0a00/00004497-262e802a/hello_html_m3752a39d.png

Рис. 3. Ребусы с заменой отдельных звуков в словах.

Использование ребусов помогает придать работе над звуковым анализом слов увлекательный и интересный оттенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020

План работы по самообразованию  Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»  2020...

План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет» 2020-2021 учебный год (Подготовительная А группа) Воспитатель подготовительной «А» группы Абрахимова Р.М.

Тема:«Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»Цель: Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по данной работе....

План работы по самообразованию Тема: «Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»

План работы по самообразованиюТема:«Использование звукового анализа слов в подготовке к обучению грамоте детей 6-7 лет»2020-2021 учебный год (Подготовительная А группа)Цель: Повышение...

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...