Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: "Работаем над звуковым анализом слов"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Скавыш Наталья Владимировна

НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_skavysh_n._v.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Работаем над звуковым анализом слов»

Автор: Скавыш Наталья Владимировна

воспитатель

Программное содержание:

1.Учить детей проводить звуковой анализ.

2. Закрепить знакомые гласные буквы.

3. Развивать фонематический слух.

4. Развивать мелкую моторику рук.

5. Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком.

6. Учить составлять предложения.

Оборудование

Демонстрационный материал:

доска, мел, указка, ширма, музыкальные инструменты                  (колокольчик, ложки, погремушка,  дудочка), карточки с трех- четырехзвуковой схемой. Фишки: красные, синие. Картины с цветами «роза», «мак» и звуковыми схемами

Раздаточный материал: 

карточки с четырехзвуковой схемой; фишки (красные, синие) по количеству детей, палочки (большие и маленькие), веревочки (длинные, средние, короткие по 3 шт.).

Ход занятия:

I. Организационный момент

(Дети стоят на ковре)

Воспитатель:

1,2,3,4,5 – становитесь в круг играть (звучит лирическая музыка)

 Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя – свежесть, доброту, красоту, здоровье. А выдохните через рот все обиды, злобу и огорчения (выполняется 3 раза). А сейчас пожелаем друг другу доброго утра.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! (дети отвечают – доброе утро)

Скажите, пожалуйста - какой сейчас у нас  месяц (ноябрь), а  день недели? (четверг), кто мне скажет, какой вчера был день недели (среда), какой завтра будет? (пятница)

Воспитатель:  Какие вы молодцы, ребята! Всё правильно сделали и ответили (проходите и займите свои места).

II. Основная часть

1. Развитие речевого (фонематического) слуха

  • Сначала мы поиграем в игру «Что звучит?». У меня за ширмой музыкальные инструменты, посмотрите и назовите их (дети называют: колокольчик, ложки, погремушка,  дудочка), закройте глаза и назовите, что звучит за ширмой - (воспитатель за ширмой, по очереди издаёт звуки, то одним, то другим предметом, дети отвечают, какой звук они слышали).

Воспитатель: 

Молодцы, ребята, вы правильно различили все звуки.

Воспитатель: 

  • А сейчас, посмотрим  кто из вас самый внимательный. Нужно определить на слух: сколько раз я ударю в ладоши? (воспитатель прохлопывает ритмический рисунок: ///-//; /-////; //-///-//; /-////-//)  Молодцы, хлопали вы просто прекрасно!

Воспитатель: 

  • Давайте, поиграем  ещё в одну игру, она называется: «Назови слова со звуком «с». Посмотрите все вокруг себя, подумайте и придумайте эти слова (дети называют слова со звуком «с» в любой их позиции: начале, середине или конце слова). Хорошо, я вижу, что ушки у вас всё слышат великолепно!

2. Звуковой анализ слов

Воспитатель: 

Ребята, посмотрите на доску, что вы здесь видите? (воспитатель выставляет на доску картину розы со схемой),

Сейчас, мы проведем звуковой анализ слова «роза». Послушайте: как я произнесу слово «роза» - рррооозззааа. А теперь хором произнесем, чтобы в слове было слышно все звуки. Молодцы! Теперь Арина произнесет, а теперь Владик. Отлично.

Воспитатель: 

Рината, скажи слово «роза» так, чтобы все дети услышали 1 звук.

Рината: Ррроза.

Воспитатель: Какой  в слове 1 звук, Рината?

Рината: Звук «р».

Воспитатель: Какой это звук? Гласный или согласный, Какой фишкой обозначается звук «р».

Рината: согласный звук, обозначается синей фишкой.

Воспитатель: Правильно Рината. Кто услышал, какой в слове 2 звук?

Андрей: Звук «о».

Воспитатель: Молодец, Андрей. Андрей, произнеси слово так, чтобы мы услышали 2 звук.

Андрей: Роооза.

Воспитатель: Ребята, какой это звук? Какой фишкой обозначаем звук «о» на схеме?

Дети: Звук «о» гласный, обозначается красной фишкой.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Какой в слове 3 звук?

Дети: Звук «з».

Воспитатель: Марина, произнеси слово так, чтобы мы услышали звук «з», а я тебе помогу.

Марина: роззза.

Воспитатель: Какой 3 звук? Какой фишкой обозначается звук «з»? Правильно, звук «з» согласный, на схеме обозначается синей фишкой.Эльвина, а какой в слове 4 звук?

Эльвина: Звук «а».

Воспитатель: Эльвина, давай с тобой произнесем слово так, чтобы ребята услышали 4 звук.

Эльвина: Розааа.

Воспитатель: Эльвина, а какой звук «а» гласный или согласный, и какой фишкой мы обозначим этот звук на схеме?

Эльвина: Звук «а» гласный, обозначается красной фишкой.

Воспитатель: Умница, Эльвина!

Теперь, ребята, сделайте у себя схему слова «роза» с фишками (слева направо). Ксюша, а скажи мне, сколько звуков в слове «роза»?

Ксюша: 4 звука.

Воспитатель: Сколько из них согласных звуков?

Ксюша:2: «р» и «з».

Воспитатель: Молодец! Сколько гласных?

Никита: 2: «о» и «а».

Воспитатель: Умница!

А теперь на своих листочках нарисуйте схему слова «роза

 Ребята, уберите со схемы гласные звуки, согласные звуки. Скажите,  сколько слогов в слове «роза»? Давайте поиграем в телеграфистов и отстучим слово (дети карандашом отстукивают слоги в слове роза). А теперь назовите мне слоги в этом слове (дети называют: 2слога: «ро» и «за»).

Воспитатель: 

Мы с вами научились проводить звуковой анализ, а сейчас я загадаю вам загадку, а вы мне назовёте о каком цветке она (дети отгадывают загадку)

 «Алый цветочек свернулся в кулак,

стал погремушкою высохший ……(мак).  

Посмотрите на доску (на доску выставляется картинка «мак»)

Воспитатель: Я сейчас посмотрю,  как вы научились проводить звуковой анализ. Кто скажет, сколько звуков в слове « мак»? Какие? (2 согл, 1 гл: «м» и «к», «а»). Сколько слогов? (1 слог « мак»). Молодцы ребята! Замечательно!

3. Физкультминутка  «Алые цветки»

Воспитатель: А теперь немного отдохнем (дети стоят около столов).

Мы посадили семечку. Появился росток, полил дождь. Пригрело солнышко, цветок распускает лепестки и тянется к солнышку, а когда наступает вечер, лепестки закрываются, и цветок опускает голову.

        «Наши алые цветки

        Распускают лепестки,

        Ветерок чуть дышит,

        Лепестки колышет.

        Наши алые цветки

        Закрывают лепестки,

        Тихо засыпают,

         Головой качают.»

Цветок подрос и оказался подсолнухом, стебель длинный, подняли руки к солнцу, как цветы.

Отдохнули, а теперь тихо садимся.

4. Работа по составлению предложений

Воспитатель: Ребята, сегодня мы многому научились, а сейчас мы будем составлять предложения со словами, которым мы  делали звуковой анализ (дети составляют предложения со словами «роза» и «мак»).  

Молодцы! Как много прекрасных предложений вы составили!

5. Развиваем мелкую моторику

В этом году мы начали учить гласные буквы. Сегодня будет работать мастерская букв. Попробуйте сделать какую-нибудь букву из предметов, которые есть у вас на столе, а я пройду и посмотрю.

-Данила, какую букву ты сделал?

-А ты Лера? А Люда?

Сколько букв вы сделали, это здорово.

III. Заключительная часть

 Очень хорошо вы занимались, научились проводить звуковой анализ, мастерили буквы, называли слова с заданным звуком, различали гласные и согласные звуки, составляли предложения.  Я вами очень горжусь. Вы большие  молодцы!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА. ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ»

ЦЕЛИ:- формировать у дошкольников представления о твердых и мягких согласных звуках,  об их соответствии друг другу;- учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные;- упражнять в с...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи. Звуковой анализ слова "Дом"

Обучение грамоте в старшей группе(образовательная область «Речевое развитие»)Тема: «Звуковой анализ слова «дом».  Программное содержание. Учить детей проводить звуко...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Звуковой анализ слова

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе«Звуковой анализ слова» Задачи: освоение звукового анализа слов;знакомство со смыслоразличительной функцией звука;совершенств...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи. Тема: "Звуковой анализ слова лиса"

Занятия в игровой форме это самые интересные и любимые занятия для ребят дошкольного возраста. Такие занятия ребята ждут с нетерпением  и хорошо усваивают даже сложный материал. А обучените прохо...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом".

Здесь вы найдете материал по обучению грамоте с применением "сюрпризного" момента....