Практикум «Артикуляционная гимнастика – первый шаг в коррекции звукопроизношения»
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Галушина Оксана Викторовна
Данный материал будет полезен учителям-логопедам для организации семинара-практикума для педагогов коррекционных групп ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум

«Артикуляционная гимнастика –

первый шаг в коррекции звукопроизношения»

(для воспитателей коррекционных групп)

 

Материал подготовила: Галушина О.В., учитель-логопед

         (слайд 1) Уважаемые коллеги, не открою для Вас секрет, что чистая и правильная речь детей дошкольного возраста к 6-7 годам – важная  цель, которая стоит перед учителями-логопедами, воспитателями и родителями коррекционных групп.              

          (слайд 2) Правильное произношение может быть сформировано лишь в том случае, если у ребенка хорошо развиты подвижность и переключаемость органов артикуляции, а именно: мимической мускулатуры, языка, губ, мягкого неба, маленького язычка.

      Нарушение произношения может быть вызвано следующими причинами:

1. Дефектами строения артикуляционного аппарата.

(аномалии в строении челюсти, зубов, языка)

2. Недостаточной сформированностью артикуляционных движений.

3. Недостатками в развитии фонематического слуха.

       На важность и необходимость своевременного формирования артикуляционной моторики у детей указывали многие отечественные исследователи - Роза Ефимовна Левина, Михаил Ефимович Хватцев, Федор Федорович Рау, Татьяна Борисовна Филичева, Мария Федоровна Фомичева, Галина Васильевна Чиркина и другие.

           (слайд 3) Поэтому успешное формирование правильного звукопроизношения невозможно без предварительной подготовки, а именно проведения артикуляционной гимнастики.

            (слайд 4) Цель артикуляционной гимнастики как раз и состоит в том, чтобы нормализовать качества выполнения движений: развивать силу, точность, координацию движений, способность удерживать артикуляционную позу и переключаться с одного движения на другое.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения).

В зависимости от того, чему мы будем учить ребенка, либо переключаться с одной позы на другую, либо удерживать позу, артикуляционные упражнения делятся на динамические и статические.

 К статическим относятся: «улыбка», «трубочка», «окошко», «лопатка», «иголочка» они служат для формирования артикуляционного уклада.

 Динамические упражнения: «улыбка-трубочка», «качели», «часики», «лопатка-иголка».

Существуют комплексы упражнений для активных органов артикуляции:

  • губ,
  • нижней челюсти,
  • языка,
  • мягкого нёба,
  • мимической мускулатуры (щёк).

 

А также специфические комплексы упражнений с учетом фонетической группы:

  • Для заднеязычных звуков;
  • Для переднеязычных звуков (т, т’, д, д’, н, н’) звуков;
  • Для губных звуков;
  • Для свистящих звуков;
  • Для шипящих звуков;
  • Для сонорных звуков;
  • Для мягких звуков;
  • Для звонких звуков.

         (слайд 5) Как проводить артикуляционную гимнастику?

          1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично, в противном случае новый навык не закрепится. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 3-5 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Каждое выполняется по 5-6 раз. Статические упражнения выполняются по 5-7 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

         2. Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.

         3. Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.

           

        4. Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.    

       5. Не надо забывать и правила личной гигиены. У ребенка всегда должен быть чистый платочек, чтобы вытирать губы, обязательно чисто вымытые  руки и у ребенка и у взрослого.

          Инструкция к упражнению должна быть короткой и понятной ребенку.

 -Улыбнись,                  

 -Покажи зубы,                            

 -Приоткрой рот,

 -Положи широкий язык на нижнюю губу и удержи под счёт.

          Артикуляционные упражнения могут быть использованы в любых возрастных группах.

           Детям 2 младшей группы рассказывают, что в речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят со следующими упражнениями: улыбка, заборчик, трубочка, птенчики, часики, качели (динамические упражнения).

            В средней группе вводятся новые понятия – верхняя и нижняя губа, верхние и нижние зубы, бугорки за верхними зубами.

            В старшей группе вводится понятие – спинка языка. Следим за плавностью, легкостью, переключаемостью в динамических упражнениях, точностью и устойчивостью при выполнении статических упражнений.

            В подготовительной группе уделяем внимание упражнениям на дифференциацию звуков, соотнесение движений с произнесением звуков. Например, «губы улыбаются, когда произносим И».

           (слайды 6-14) Практикум

Выполнение воспитателями упражнений артикуляционной гимнастики

          (слайд 15) Напомню, что одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно с нарушением звукопроизношения является принцип повторяемости. Но одни и те же упражнения, повторяющиеся из занятия в занятие, быстро надоедают ребенку.

         Для того, чтобы заинтересовать детей, упражнения можно объединять в небольшие сказки. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения. Либо использовать картинки-символы в различных игровых пособиях.  Занятие становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

       (слайд 16) Спасибо за внимание!