Главные вкладки

    «Роль артикуляционной гимнастики в работе по коррекции звукопроизношения»
    консультация по логопедии

    Пугачева Марина Николаевна

    Артикуляционная гимнастика - подготовка артикуляционного аппарата детей с ТНР

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ГБОУ Школа №1797

    Консультация для родителей

    Тема: «Роль артикуляционной гимнастики в работе по коррекции звукопроизношения»

                                            Подготовил и провел

          учитель-логопед Пугачева М.Н.

    Роль артикуляционной гимнастики в работе по коррекции звукопроизношения

     

           Артикуляционная гимнастика  является подготовительным этапом в исправлении нарушений звукопроизношения.

    Цель этого этапа - подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идёт одновременно по нескольким направлениям:

    • формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
    • направленной воздушной струи;
    • развитие мелкой моторики рук;
    • развитие фонематического слуха;
    • отработка опорных звуков.

           Формирование движений органов артикуляционного аппарата осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики.

    Артикуляционная гимнастика  является основой формирования речевых звуков  (фонем)  и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза  и представляет собой   совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата.

         Цель  артикуляционной  гимнастики  –  выработка  правильных,      полноценных движений и определённых положений артикуляционных

    Органов, необходимых для правильного произношения звуков,  и  объединение  простых  движений  в  сложные.

          Упражнения  артикуляционной гимнастики должны быть целенаправленными: важны не их количество, а правильный подбор и качество выполнения.

    Эти упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.

            Сначала упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом, т.е. для достижения конечного результата используется зрительный контроль.  После того как ребёнок научится выполнять движение, зеркало убирают и функции контроля берут на себя его собственные кинестетические ощущения (ощущения движений и положений органов артикуляционного аппарата). С помощью наводящих вопросов взрослого (педагога, родителей) ребёнок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) и т.д. Это даёт детям возможность делать свои первые « открытия»,  вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.        

          Упражнения перед зеркалом родители  выполняют вместе с ребёнком. Для этого необходимо   уметь показывать правильную артикуляцию и ощущать положения и движения своих органов артикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определённого навыка, который достигается путём тренировки.

    Если у ребёнка какое - то движение не получается, можно использовать механическую помощь, например, поднять язык за верхние зубы с помощью деревянного шпателя или ручки чайной ложки. Не всегда ребёнок точно ощущает, где должен находится в данный момент язык. Тогда родители  концом ручки чайной ложки проводят в этом месте (например, у бугорков за верхними резцами ищут у основания, нижних резцов).

    Необходимо приучать детей  внимательно слушать словесную инструкцию, точно её исполнять, запоминать последовательность   действий.

     При таком выполнении упражнений у ребёнка развиваются внимание, память, самоконтроль; он становится активным  участником учебного

    Процесса, заинтересованным в достижении положительного конечного результата.

            Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

    • улучшить кровоснабжение  артикуляционных  органов  и  их  иннервацию  (нервную проводимость);
    •   улучшить подвижность артикуляционных органов;
    •   укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
    •  научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
    •  увеличить амплитуду движений;
    •  уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;
    •  подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

                  Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений   статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название . Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно бывает лишь сказать  «Поиграем в барабан» или «Поиграем в лошадки».    

    Статические подготовительные упражнения.

    1. «Лопаточка»  

    Широкий язык высунуть , расслабить ? положить на нижнюю губу . Следить ? чтобы язык  не дрожал . Держать 10-15 сек.

    1. «Чашечка»  

    Рот широко раскрыть . Широкий язык поднять кверху . Потянуться к верхним зубам, но не касаться их . Удерживать язык в таком положении 10-15 сек.

    1. «Иголочка»

     Рот открыть . Язык высунуть далеко вперёд, напрячь его , сделать узким .Удерживать в таком положении 15 сек.

    1. «Горка» 

    Рот приоткрыть . Боковые края языка прижать верхним коренным зубам . Кончик языка упереть в нижние передана зубы . Удерживать в таком положении 15 сек.

    1. «Трубочка»   

    Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх . Подуть в получившуюся трубочку . Выполнять в медленном темпе 10 - 15 сек .

    Каждое из перечисленных упражнений выполнять по 8 -10 раз .

    Динамические подготовительные упражнения.

    1. «Часики»

    Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху э то к левому . Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счёт логопеда . Проделать 15-20 раз.

    1. «Лошадка» 

    Присосать язык к нёбу? щёлкнуть языком. Щёлкать медленно , сильно . Тянуть подъязычную связку . Проделать 10-15 раз .

    1. «Грибок» Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягиватъ нижнюю челюсть.

    Проделать 15 раз. В отличшг от упражнения "Лошадка" язык не должен отрываться от нёба .

    1. «Качели»  

     Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку . Рот при этом не закрывать . Упражнение проводится под счёт логопеда 10-15 раз .

    1. «Вкусное варенье»  

    Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз .

    1. «Змейка» 

    Рот широка открыть. Язык сильно высунуть вперёд, напрячь , сделать узким . Узкий язык  максимально выдвигать вперёд и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз.

    1. «Маляр» 

     Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю э затем нижнюю губу по кругу . Проделать 10 раз , меняя направление .

    8. «Катушка»

     Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык "выкатывать" вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения "Горка" язык в форме валика перемещается вперёд - назад.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения.

    Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать ...

    Практикум «Артикуляционная гимнастика – первый шаг в коррекции звукопроизношения»

    Данный материал будет полезен учителям-логопедам для организации семинара-практикума для педагогов коррекционных групп ДОУ...

    Роль артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения.

    Роль артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения....

    Проведение артикуляционной гимнастики в работе по коррекции ротацизмов у детей 5-6 лет.

    Овладение правильной чистой речью имеет большое значение для ребенка‚ для формирования полноценной личности. Ребенок с хорошо развитой речью легко ступает в общение, обменивается информацией, вы...

    Консультация для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в работе над звукопроизношением детей дошкольного возраста»

    Цель: передача опыта путем  прямого  и  комментированного  показа последовательности  действий,  методов,  приёмов  и  форм  педагогической  деят...

    Артикуляционная гимнастика- как эффективное средство коррекции звукопроизношения.

    Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения артикуляционного аппарата ...

    семинар-практикум "Артикуляционная гимнастика-первый шаг к коррекции звукопроизношения"

    Артикуляционная гимнастика-это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участ...