Консультация для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в работе над звукопроизношением детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая группа) по теме

Макушева Светлана Васильевна

Цель: передача опыта путем  прямого  и  комментированного  показа последовательности  действий,  методов,  приёмов  и  форм  педагогической  деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.

Задачи:

- расширить знания педагогов об органах артикуляционного аппарата;

- рассказать о значении артикуляционной гимнастики в формировании правильного произношения;

- познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики;

-  познакомить с приемами работы логопеда по формированию подвижности органов артикуляционного аппарата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_2.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Роль артикуляционной гимнастики в работе над звукопроизношением детей дошкольного возраста»

                                                                                                                                             Выполнил: учитель-логопед

                                                           Макушева С.В.

                                                                                     

г. Туймазы

Цель: передача опыта путем  прямого  и  комментированного  показа последовательности  действий,  методов,  приёмов  и  форм  педагогической  деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.

Задачи:

- расширить знания педагогов об органах артикуляционного аппарата;

- рассказать о значении артикуляционной гимнастики в формировании правильного произношения;

- познакомить с правилами проведения артикуляционной гимнастики;

-  познакомить с приемами работы логопеда по формированию подвижности органов артикуляционного аппарата

Оборудование: зеркала, выставка методической литературы, картинки с изображением артикуляционных упражнений, комплексы артикуляционной гимнастики.

                                                               Любой из нас пришёл на свет на этот

                                                                Творить добро, надеяться, любить,

                                                                Смеяться, плакать, но при всём при этом

                                                                Должны мы научиться ГОВОРИТЬ.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

         Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений развивается у ребенка постепенно.  Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык, который нужно формировать и развивать.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, щек, подъязычной  уздечки.

Рассмотрим органы артикуляционного аппарата.

Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня и спинки, в котором различают переднюю, среднюю и заднюю части.  Особо можно выделить кончик языка, которым как бы заканчивается передняя часть языка.

Наибольшей степенью подвижности  обладают  передняя  часть  языка  и  кончик  языка.  Кончик языка может  опускаться  за  нижние  зубы  (при  звуках  С,З,Ц),  подниматься за верхние зубы (при звуках Т,Д,Н),  прижиматься к альвеолам (при звуке Л),  дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке Р).

Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю (как при звуках с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р), опускаться и пропускать струю воздуха вбок (как при звуке л

В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке У), округляться (при звуке О), обнажать передние верхние  и  нижние  зубы  (И,С,З,Ц,Л),  слегка  выдвигаться  вперед  (Ш,Ж),  но  наибольшей  подвижностью обладает нижняя губа.

Нижняя  челюсть  может  опускаться  и  подниматься,  меняя  этими  движениями  объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

Итак, мы видим, что при образовании различных звуков каждый орган занимает  определенное  положение.  В  речи  звуки  произносятся  не  изолированно,  а  один  за  другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение.  Четкого  произношения  звуков,  слов,  фраз,  можно  добиться,  если  органы  артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны. А работа их  –  координирована. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата  проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная  гимнастика  –  это  совокупность  специальных  упражнений,  направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности  и  дифференцированности  движений  органов,  участвующих  в  речевом  процессе.

Цель артикуляционной гимнастики –  выработка полноценных движений и определенных  положений  органов  артикуляционного  аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

 Виды артикуляционных упражнений

*       Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд (Бегемот, Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок).

*       Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и  переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки).

*       Движения для губ и щек (Улыбка, Заборчик, Трубочка, Хоботок, Бублик, Бульдог).

Организация работы

      Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.

*       Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

    Для того, чтобы артикуляционная гимнастика давала хороший результат, необходимо запомнить следующие правила:

1.        Проводить артикуляционную гимнастику необходимо в форме игры, без принуждения.

2.        Упражнения должны выполняться каждый день.

3.        Артикуляционной гимнастикой необходимо заниматься перед зеркалом.

4.        Время занятия – 3-5 минут.

5.        Фиксировать внимание на неудачах ребенка нельзя (у него не всегда с первого раза будет получаться выполнять то или иное упражнение).

 6. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.

7. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

Отработка каждого упражнения идет в определенной последовательности:


1.  Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы (
Сказка о Веселом Язычке, показывает картинку, читает стишок). Этот прием способствует появлению интереса к занятиям у детей младшего возраста.

 
2. Педагог показывает выполнение упражнения, объясняет, как делать движения (инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка  вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиками языка со звуком  Д-Д-Д).


3.
  Упражнение выполняют все дети, а педагог проверяет выполнение движения по подгруппам(не более пяти человек в одной подгруппе), комментирует правильность выполнения упражнения.

В начале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, и движения станут свободными и координированными.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

     4.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем — и детям и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Задачи по звуковой культуре речи

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы для своевременного развития произносительной стороны речи.

Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками: а, у, о, и, э, п, б, м, ф, в.

Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в работе над звуками: т, д, н, к, г, х, ы.

Формировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над звуками й, ш, ж, ч, щ, л, ль, р, рь.

Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков: с, сь, з, зь, ц.

Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение йотированных гласных я, ё, е, ю, шипящих звуков ш, ж, ч, щ и сонорных л, ль, р, рь.

Развивать  навыки звукового анализа слов. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Воспитывать слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества голоса.

Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту  голоса.

Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту  голоса.

Продолжать работу, направленную на развитие фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты  голоса.

Вызывать правильное произношение звуков.

Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.