«Артикуляционная гимнастика, как средство развития звукопроизношения в дошкольном возрасте»
консультация (младшая группа) на тему

Грамотная чистая речь ребенка является важнейшим условием гармоничного развития ребенка. Чем лучше развита речь, тем богаче его отношения с окружающим миром, тем больше впечатлений ребенок может получить и описать их, тем насыщеннее становятся игры, тем лучше ребенок может сформулировать свое эмоциональное чувство, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Артикуляционная гимнастика, как средство развития звукопроизношения в дошкольном возрасте»

Грамотная чистая речь ребенка является важнейшим условием гармоничного развития ребенка. Чем лучше развита речь, тем богаче его отношения с окружающим миром, тем больше впечатлений ребенок может получить и описать их, тем насыщеннее становятся игры, тем лучше ребенок может сформулировать свое эмоциональное чувство, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Ребенок постоянно находится под влиянием социальной среды, которая его окружает: родители, другие родственники, друзья, посторонние люди. Вследствие общения ребенок усваивает не только определенные поведенческие стереотипы, но и речевые обороты, произношение отдельных звуков. Так, если ребенок постоянно слышит «сюсюкающую» речь, вероятнее всего, что у ребенка будут проблемы в произношении свистящих и шипящих звуков. Необходимо, чтобы с самых первых моментов жизни речь взрослых была образцом для ребенка. Поэтому родителям необходимо еще до рождения своего малыша проанализировать свою речь: не встречаются ли слова паразиты или жаргонные выражения, нет ли у взрослых нарушений звукопроизношения и т.д. И по возможности исправить недостатки, что будет являться залогом более грамотной речи у детей.

Любящие и заботливые родители внимательно наблюдают и стимулируют речевое развитие ребенка, начиная с самых ранних стадиях речевого онтогенеза. Первый подготовительный период (с момента рождения до года) включает в себя этапы и лепета, этап первичного освоения языка, этап усвоения грамматики. Несмотря на то, что в развитии детской речи имеет место акселерация, т.е. сдвиг возрастных характеристик на более ранние возрастные этапы, все периоды ребенком должны быть освоены.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразных артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка, они играют роль артикуляционной гимнастики в естественных условиях жизни. Дифференцированность и сила этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем и включает в себя упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы. 

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Рекомендации к проведению упражнений:

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
  •  Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите чтобы ребенок усвоил основные движения.
  • К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
  • В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению. Если у ребенка сформировалось неправильное произношение некоторых звуков или звук отсутствует, то необходимо обратиться к специалисту-логопеду.

Детям младшего дошкольного возраста любое занятие – это серьёзная работа. Для того, чтобы занятия проходили интересно, не утомительно для детей, необходимо включить элемент игры или сказки, использовать картинки, игрушки, стихотворные тексты.

Интересными разработками можно воспользоваться у следующих авторов:

Н.В. Нищева Артикуляционная гимнастика для малышей

Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Артикуляционная гимнастика Тра-ля-ля для язычка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в работе над звукопроизношением детей дошкольного возраста»

Цель: передача опыта путем  прямого  и  комментированного  показа последовательности  действий,  методов,  приёмов  и  форм  педагогической  деят...

Консультация «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста

Речь является главной потребностью, именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Хорошо сформированная речь является важным условием для успешного развития ребенка. А так...

Артикуляционная гимнастика эффективное средство развития речи и исправления нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Грамотная, чёткая чистая и ритмичная речь ребёнка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям логопедов, педагогов и родителей. В первую очередь такая речь характеризуется прави...

Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей младшего возраста

Презентация на тему "Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей младшего возраста"...