«Роль артикуляционной гимнастики при постановке звуков у детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии

Плотникова Анастасия Геннадиевна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx445.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:
«Роль артикуляционной гимнастики при постановке звуков у детей дошкольного возраста»

Уважаемые родители! Если ваш ребенок занимается с логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей. Исправление звуков проводится поэтапно:

Первый этап - подготовительный. В него входят специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания (артикуляционная гимнастика)

Второй этап – постановка (вызывание) звука по подражанию или при помощи специальных приемов.

Третий этап – автоматизация (закрепление) звука в слогах, словах, предложениях и связной речи.

Четвертый этап – дифференциация (различение) звуков в случае их смешения или замены одного звука другим.

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и          требует длительной тренировки.

Чтобы добиться правильного расположения губ, языка, быстрого,     четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться.

Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную               гимнастику, играйте в игры на поддувание и сдувание различных         мелких предметов и игрушек, учите ребенка дуть тонкой струйкой,   не раздувая щек; проводите упражнения на развитие мелкой               моторики пальцев рук с проговариванием стихов совместно со            взрослым, затем отраженно и самостоятельно; определяйте на слух наличие заданного звука в слове, его места в слогах и словах.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/11/07/k_5a01a8fbbd2a4/437400_1.png

Если звук поставлен, пойте с ребенком «песенки» звуков: (с)-водичка, (з) –комар, (ц) –птичка-синичка, (ш)- змея,(ж)- жук, (ш)-поколотое колесо, (ч)- поезд, (л) –самолет. Многократно повторяйте названный звук в играх «пароход», «автобус» «жучки» и т.п.) с движениями пальцев рук (например, соединяя           пальчики колечком,«здороваясь» пальчиками, играя на воображаемом пианино и т.д.). Повторяйте изученный звук, показывая или                 раскрашивая элементыодного рисунка (например, кружков, из             которых состоит гусеница) или множества одинаковых рисунков       (например, «полянка цветов»)

Если произношение звука закрепляется в словах и предложениях,         называйте картинки, в названии которых есть заданный звук,             раскрашивайте их; составляйте с данными словами предложения,      называйте слова по памяти; разучивайте скороговорки и                      стихотворения, следите за звуками в повседневной речи.

Обратите, пожалуйста, внимание на возрастные нормы правильного звукопроизношения:

- в 3-4 года должны уже правильно произноситься звуки: (с), (з), (ц).

- в 4-5 лет - звуки (ш), (ж), (щ), (ч)

- в 5-6 лет - звуки (л), (й)

- до 6-7 лет допускается замена самого сложного звука (р) более простым   звуком или его отсутствием в речи.

В настоящее время все чаще у детей в дошкольном возрасте                возникает дислалия. Это зависит от многих факторов: подражание неправильной речи, ограничение речевой среды, укороченная уздечка    языка, слабость мышц органов речи, нарушение фонематического      слуха и некоторые другие причины.

Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и       сохранной иннервации речевого аппарата.

Артикуляционный праксис - это выполнение различных движений    артикуляционным аппаратом (т. е. языком, губами, щеками, которые ежедневно выполняет любой человек, произнося звуки и слова на         подсознательном уровне.

Речь - это сложная функциональная система, которая сформировалась у человека, как высшая психическая функция. Вся речевая система  состоит из взаимосвязанных между собой частей: лексическая,         фонематическая, грамматическая и звукопроизносительная стороны речи.

Нормальная речь формируется благодаря правильному речевому           дыханию, речевому слуху и звукопроизношению. Для качественно         правильной и грамотной речи необходимо развивать все ее стороны. Помимо развития лексики, грамматики и фонематических процессов большое внимание необходимо уделить и правильному формированию звуков.

Для того, чтобы произношение звуков было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы артикуляции: язык, губы, мягкое нёбо.   Все органы речи состоят из мышц, которые можно и нужно               тренировать для формирования правильного уклада звуков или в          качестве предупреждения появления дислалии в дошкольном возрасте. Поэтому существует артикуляционная гимнастика, которая             состоит из комплекса упражнений для различных групп звуков             (свистящих, шипящих, сонорных).

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных            упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного     аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности     движений органов, участвующих в речевом процессе. Они особенно     необходимы детям, у которых отмечается задержка речевого            развития, и дошкольникам, имеющим нарушение произношения звуков. Основной целью артикуляционной гимнастики является выработка   правильных движений артикуляционных органов, необходимых для      правильного звукопроизношения, а также для укрепления мышц           органов артикуляции. https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/11/07/k_5a01a8fbbd2a4/437400_2.jpeg

Основными задачами артикуляционной гимнастики являются:

- учить детей правильно выполнять движения речевым аппаратом;

- формировать правильное произношение звуков;

- воспитывать умение переключаемости с одного вида упражнений на другой.

Желательно выполнять упражнения для губ, языка, щек и мягкого      неба каждый день по два раза. Каждое упражнение необходимо         делать не менее пяти - шести раз. Также, выполняя артикуляционную гимнастику с ребенком, необходимо учитывать его возраст и            работоспособность. Ведь не каждый дошкольник сможет первый раз полностью и правильно выполнить весь комплекс упражнений.

На занятиях при выполнении артикуляционной гимнастики                  используется различный картинный материал с проговариванием        стихов или рифмовок, так как детям не только намного интересней   заниматься, но и подключается зрительный анализатор, что дает      положительный эффект.

Все упражнения артикуляционной гимнастики направлены на              развитие органов речи, помогают укрепить мышцы                               артикуляционного аппарата, а также подготавливают базу для         чистого звукопроизношения. При выборе упражнений надо соблюдать последовательность, то есть начинать с простых и заканчивать        более сложными упражнениями. https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/11/07/k_5a01a8fbbd2a4/437400_3.jpeg


Логопеды придерживаются определенных правил, которые дают          положительный результат, поэтому необходимо обязательно:          каждое движение выполнять перед зеркалом; движения проводить    неторопливо, четко, ритмично; чаще сравнивать образец взрослого с действиями ребенка; при выполнении упражнений использовать          ладонь своей руки и имитировать движения языка.

Существует определенная схема для отработки каждого                      упражнения:

а) рассказать ребенку об упражнении с использованием игровых          приемов;

б) показ взрослым упражнения;

в) проделать упражнения с детьми перед зеркалом;

г)контроль взрослого за выполнением упражнения, выделение ошибок;

д) выполнение упражнений без зеркала (если возможно).

Выделяют два вида упражнений:

1) статические (удержание артикуляционного уклада);

2) динамические (многократное повторение одного движения).

Существует множество упражнений, у которых есть свои                 определенные цели. В комплекс упражнений для свистящих звуков        входят:

• заборчик (укрепляет мышцы губ);

• слоник (укрепляет мышцы губ, выработка умения вытягивать           вперед губы в форме хоботка);

• лопаточка (выработка умения удерживать язык в расслабленном     положении);

• кошка (выработка умения высовывать изо рта язык как можно        дальше и прятать обратно широкий кончик языка);

• горка (развивает мускулатуру языка, укрепляет кончик языка);

• бантик (развивает мускулатуру языка, укреплять кончик языка);

• перепрыгни через заборчик (укрепляет кончик языка).

В комплекс упражнений для шипящих и сонорных звуков входит:

• качели (укрепление мышц языка - отработка движений языка вверх и вниз);

• лошадка (укрепление мышц языка, выработка подъема языка,            растягивание подъязычной уздечки);

• грибок (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной связки;  выработка умения удерживать язык наверху);

• гармошка (укрепление мышц языка, растягивание подъязычной           связки);

• чашечка (укрепление мускулатуры языка; развитие умения                 удерживать язык в форме чашечки);

• дятел (укрепление мышц языка, выработка подвижности языка и    подготовка к его вибрации);

• мотоцикл (выработка вибрации языка);

• фокус (развивать умение у детей удерживать язык в форме чашечки и дуть по средней линии языка; развивать силу выдоха).

Исследования многих ученых подтверждают высокую                           эффективность и положительное влияние на состояние                       артикуляционной моторики ребенка. 

Таким образом, артикуляционная гимнастика положительно влияет на укрепление мышц языка, его подвижность, а также на состояние подъязычной связки. Поэтому стоит уделять   артикуляционным упражнениям большое внимание, выполнять             артикуляционную гимнастику дома с родителями или в детском саду с воспитателями для профилактики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум для молодых специалистов "«Постановка звуков у детей дошкольного возраста»

семинар-практикум для молодых учителей- логопедов по постановке свистящих звуков....

" Методика постановки звуков для детей дошкольного возраста".

Данная статья направлена для логопедов, в ней изложена методика постановки звуков.Сатья опубликованна в интернет источнике- Педсовет...

Консультация для воспитателей «Роль артикуляционной гимнастики в работе над звукопроизношением детей дошкольного возраста»

Цель: передача опыта путем  прямого  и  комментированного  показа последовательности  действий,  методов,  приёмов  и  форм  педагогической  деят...

Постановка звуков у детей дошкольного возраста.

Постановка звуков у детей дошкольного возраста....

Роль артикуляционной гимнастики при постановке звуков

Роль артикуляционной гимнастики при постановке звуков...

Роль артикуляционной гимнастики при постановке звуков у дошкольного возраста детей

Консультация для родителей "Роль артикуляционной гимнастики при постановке звуков у дошкольного возраста детей"...