" Методика постановки звуков для детей дошкольного возраста".
статья по логопедии по теме

Куманова Нина Александровна

Данная статья направлена для логопедов, в ней изложена методика постановки звуков.

Сатья опубликованна в интернет источнике- Педсовет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispravlennaya.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Куманова Нина Александровна

учитель-логопед ГКДОУ «Здравушка»

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам, содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе владения литературным языком своего народа.
         Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.  

 Речь - необходимая основа человеческого мышления; мыслительные процессы развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью. С другой стороны, процесс постепенного овладения речью является одним из основных показателей нормального психического, а отчасти, и физического развития ребенка.
          Нарушение речи может возникнуть в любом возрасте, но наиболее ранимой речь оказывается у детей. Ранимость детской речи связанна с тем, что длительно формирующаяся речь - один из сложных навыков человека. [1,7]
          Чем раньше возникает затруднение, тем более значимым оно оказывается для дальнейшего речевого развития. Если речь ребенка значительно отстает от возрастной нормы, то необходима комплексная коррекционная работа. Планируя восстановительную работу с ребёнком, необходимо учесть его психические и физические качества, для успешного овладения правильным звукопроизношением, так и анализу, и синтезу звукового состава слова. 
           В начале работы проходит отбор детей, нуждающихся в логопедической помощи.  Прежде  чем  начать  коррекционную  работу,  необходимо    познакомиться с родителями, побеседовать о раннем развитии ребенка (Какие  были роды? Когда закричал? Первые речевые звуки? И т.д.). Эти данные необходимы   для дальнейшей работы с ребенком.
           Те дети, которые нуждаются в логопедической помощи, проходят проверку на состояние нормального физического слуха, проверяю состояние артикуляционного аппарата и состояние фонематического слуха.
           Выявив все недостатки, приступаю к коррекционным занятиям. При обучении необходимо учитывать индивидуальные речевые способности каждого ребенка; создать благоприятные условия для более успешного усвоения материала (красочные наглядные пособия, ласковый фон обращения, обязательная похвала ребенка). [1,8]
            Работу начинаем с артикуляционной и пальчиковой гимнастики; готовя речевой аппарат к постановке звуков, проводим биоэнергопластику (координация слов и движений), что является эффективным средством речевого и умственного развития. Артикуляционную гимнастику лучше проводить в стихах, она будет более интересной, детям это очень нравится, и, что позволяет детям лучше усваивать и повторять упражнения.
          Упражнения вначале необходимо брать самые простые, чтобы они легче получались и давали результат, чтобы ребенок был заинтересован в успехе, что очень важно для дальнейшей работы. Дальше - от легкого переходим к трудному. Необходимо учитывать возможности каждого, подходить индивидуально.  В результате проделанной работы речевой аппарат готов к постановке звуков. Начинаем со свистящих звуков ([с], [с’], [з], [з’] [ц], [ц’]). Поставили звук, автоматизируем, дифференцируем, вводим в речь. [4, 7]

При введении в речь используем слоги (прямые и обратные), слова, предложения, потешки, чистоговорки и небольшие стихотворения. Свистящие воспитаны, при произнесении свистящих ребенок хорошо удерживает язык за нижними резцами, губы держит в легкой улыбке.
           Далее переходим к шипящим звукам ([ш], [ж], [ч], [щ]), целиком меняем положение языка. Полностью изменяется артикуляционная гимнастика, язык необходимо удерживать вверху. Начинается работа с воспитания звука «ш», а далее поэтапно, переходим к каждому недостающему звуку, по мере их чистого произношения. После переходим к дифференциации воспитанных свистящих и шипящих звуков. [4,109] Работа над свистящими и шипящими звуками закончена. Переходим к работе над звуками [л], [л’], [р], [р’]. Меняем артикуляционную гимнастику, необходимую для воспитания звуков [л], [л’]. По мере чистоты произношения звуков [л], [л’], переходим к постановке «р», [р’], готовим речевой аппарат к их постановке, меняем артикуляционную гимнастику. Звуки [л], [л’], [р], [р’] поставлены, дальше работаем над дифференциацией полученных звуков ([л] – [р], [л’] – [р’]); переходим к самостоятельной речи ребенка. Работаем над маленькими рассказами, пересказами и ответами на вопросы. Требования к родителям - следить за чистотой произносимых звуков в самостоятельной речи ребенка в домашних условиях.

 Цель логопедического воздействия - исправление неправильно произносимых звуков. Сущность логопедического воздействия заключается в воспитании правильного произнесения звуков, введения их в речь умение пользоваться в самостоятельной речи. Все это достигается при помощи специальной системы педагогического воздействия. Средством логопедического воздействия является специальная методика исправления произношения. В работе преимущественно использую игровую форму. Лишь таким образом можно вызвать потребность ребенка в общении, интерес к упражнениям, что в свою очередь, будет обеспечивать эмоциональное воздействие и способность развитию речевого подражания. Чем раньше начата коррекционная работа, тем больше оснований на благоприятный эффект ее. Не следует забывать, что пластичность нервной системы не беспредельна и значительно понижается с возрастом, поэтому работа по формированию речи должна начинаться в раннем дошкольном возрасте.
          Изложенный материал имел отношение к звуковой стороне речи, преодолению неправильно произносимых звуков родного языка. Необходимо ко всему сказанному добавить, что развитие речи ребенка тесно связанно с его познавательным развитием. [2,111]  
          Работая над звукопроизношением, мы накапливаем активный и пассивный словарь, воспитываем эстетические впечатления, вырабатываем литературные вкусы ребенка. Обучение ребенка начинается задолго до того времени, когда он пойдет в школу. [2,110]

Ребенок, родившись не умеет говорить, но стремление познать окружающею действительность у него появляется вместе с появлением на свет. Ребенок реагирует на звуки, на речь матери, своими органами чувств он понимает тон обращения к нему, фон настроения окружающих, чувствует их любовь, ласку и, подрастая, не любит обставиться один. Разговаривая с ребенком с первых дней, мы его побуждаем к познанию окружающего мира. Огромное значение имеет социальная среда, в которой растет ребенок. Развитие ребенка целиком и полностью зависит от его окружения, которое способствует его умственному и физическому развитию.          
           Начиная с младенческого возраста, окружающие ребенка люди, стараются разговаривать с ним, хотя ребенок еще не понимает смысла слов, но наше слово - это такая уникальная особенность человеческой речи, которая в дальнейшем пригодится ребенку в его речевом развитии, так как каждое слово, услышанное ребенком, навсегда остается в запасах коры головного мозга. Речь ребенка целиком зависит от речи окружающих его людей. И задача взрослых постоянно говорить чистой и правильной речью. Речь ребенка появляется, копируя речь взрослого.

 Таким образом, работая над ответственным делом развития речи детей дошкольного возраста необходимо создание соответствующих условий, т.е системы мероприятий постепенного и осторожного воздействия на ребенка, страдающего тем или иным нарушением речи, и является основной задачей логопедического воздействия. Взрослея, совершенствуется мышление ребенка, активизируется его познавательная деятельность и развиваются его речевые способности. [1,8]


Использованная литература:

1.Правдина, О.В. Логопедия. Учеб.пособие для студентов дефектологов. фактов пед.ин-тов.Изд.2-е.доп.и перераб.М., «Просвещение», 2009-272 с.

2.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста).  Изд.4-е. Пособие для воспитателей детских садов. М., 2008- 176 с.

3.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Ф.А. Сохина. - 5-е изд.-М.: Просвещение, 2009. -159с.

4.Успенская, Л.П, М.Б Успенский. Сборник речевого материала для исправления произношения звуков у дошкольников. Государственное учебно-педагогическое издательство. М., 2009-217 с.

5.Акулова О.В., Сомкова О.Н., Гурович Л.М. Теория и технологии развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Центр педагогического образования, 2014-204с.
6. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ под ред. А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцевой. -СПб.Питер,2014-344с.

7. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 2015. – 412 с.

8. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2014. – 240 с.

9. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Пособие для воспитателей дет. сада /Под ред. Ф.А. Сохина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 159 с.

10.Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 2012. С. 20-21.

11 Логинова В.И. Теоретические основы словарной работы в трудах Е.И. Тихеевой //Л., 2012. -134с.

12.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. -М.: ТЦ Сфера, 2017. -96с. (Правовая библиотека образования).

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методики выявления потенциальной одаренности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» прои...

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1 ПредставленияЗадание 1.1Цель: выявить характер представлений ребенка о живом.Используется метод индивидуальной беседы, ...

Методика развития словаря у детей дошкольного возраста

Очень важная задача, стоящая перед взрослыми, это задача обогащения словаря ребенка. У всех людей есть пассивный словарь - в него входят слова, которые мы понимаем, но редко используем в речи, а...

Театральная постановка (авторская) для детей дошкольного возраста "Перезвон-пасхальный Колокол

Сказит:    Начинается рассказ: не про вас и не про нас.                 А про город мастеров-золотых Коло...

семинар-практикум для молодых специалистов "«Постановка звуков у детей дошкольного возраста»

семинар-практикум для молодых учителей- логопедов по постановке свистящих звуков....

Создание хореографического образа в постановке танца для детей дошкольного возраста

Каждый вид искусства имеет свои специфические законы отражения жизни, свои особые формы, выразительные методы и свой материал.Писатель пишет роман повесть, поэму, пьесу, пользуясь словом, композитор в...

Постановка звуков у детей дошкольного возраста.

Постановка звуков у детей дошкольного возраста....