консультация для воспитателей "Роль песочной технологии в развитии эмоциональной жизни детей дошкольного возраста
консультация на тему

Шатова Светлана Владимировна

 

 

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Многие не справляются, испытывают страх, тревожность, появляются трудности в общении.

И поэтому одной из актуальных проблем сегодня является изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны понимать состояние другого и управлять собственными эмоциями. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Но под действием ряда факторов у детей возникают негативные эмоциональные переживания: тревожность, агрессия, замкнутость. Негативные способы поведения дети переносят в игру. Игра-самый органичный способ выразить переживания, исследовать мир, выстроить отношения. Первые контакты детей происходят в песочнице: строится дом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл davayte_dobree_budem.docx436.49 КБ

Предварительный просмотр:

 http://dou90.zlatoust.me/subdmn/dou90/uploads/articles/b081.jpgРоль песочной технологии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

«Самая лучшая игрушка для детей-кучка песка»

К.Д.Ушинский

Слайд №2. Актуальность.

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Многие не справляются, испытывают страх, тревожность, появляются трудности в общении.

И поэтому одной из актуальных проблем сегодня является изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Никакое общение не будет эффективным, если его участники не способны понимать состояние другого и управлять собственными эмоциями. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Но под действием ряда факторов у детей возникают негативные эмоциональные переживания: тревожность, агрессия, замкнутость. Негативные способы поведения дети переносят в игру. Игра-самый органичный способ выразить переживания, исследовать мир, выстроить отношения. Первые контакты детей происходят в песочнице: строится дом.

Слайд №3. Что же такое песочная технология?

Песочная технология – прекрасная возможность выразить своё отношение к окружающему миру. Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, формируют гуманное, искренне отношение к людям и всему живому.

Слайд №4. 

Цель: Развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств осознание нравственных понятий детей посредством песочной технологии.

Задачи: 1.Создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей, атмосферу благополучия в д/саду.

2.Наладить тесное взаимодействие с родителями.

3.Разнообразить способы песочной технологии и разработать систему занятий с детьми.

4.Изучить рекомендации по проблеме песочной технологии.

Слайд №5.

Предметно-развивающая среда.

Для проведения занятий с использованием песочной технологии в нашем ДОУ имеется специальный кабинет. В нем находятся 5 водонепроницаемых деревянных ящиков (песочницы). Дно и борта окрашены в синий, желтый, розовый, зеленый цвета. Песок, коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания заданий. Часто присутствуют игровые образы-куклы: песочная Фея, гномы, верблюды, змеи, ящерицы (жители пустыни). С целью погружения детей используются иллюстрации, картины.

Слайд №6. Подготовка к занятиям.

За основу взята методика, разработанная Мариеллой Зейц (книга «Пишем и рисуем на песке).

Детям нравятся ритуалы подготовки к упражнения. Это активизирует внимание, создают атмосферу безопасности и комфорта, снижают чувство страха и тревоги. Массаж помогает расслабить ладони, запястья и руки, сделать их более гибками. Если занятия провдятся с замкнутыми, стеснительными  детьми песок можно подогреть и насыпать его поверх рук. Дети становятся более расслабленными, естественными. А гиперактивным, раздражительным детям нужен прохладный песок. Он помогает сконцентрироваться, охлаждая и расслабляя их. Детям очень нравится упражнение: на спине другого ребенка он рисует какую-нибудь фигуру, и другой должен ее изобразить

 Слайд №7

Имеется Волшебный кувшин. Это кувшин эмоций-  все дети проговаривают в него все свои эмоции. А если кувшин наполнится положительными эмоциями, то они превратятся в воду-это самое ценное в пустыне.

Пирамида желаний-  полка на которых   расположены игрушки. Есть специальные емкости с водой. Опуская в воду руки, дети роняют живые капельки на песок.  

Ребенок-экспериментатор, и как любому ученому ему нужна независимость.

Слайд №8. Путешествие в песочные фантазии.

Методы и приемы:

1.Исследовательская и практическая деятельность (работа с совочками, формочками, кисточками).Экспериментирование, наблюдение, опыт.

2.Игровая деятельность ( обыгрывание ситуаций проливной дождь, знойное солнце).

3.Словесные методы ( мини беседа- наши чувства, почему мне грустно, чтение произведений литературы: стихи, сказки).

4.Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание иллюстраций).

Занятия организованы индивидуально и по подгруппам(3-5 чел.), 2 раза в месяц.

Слайд №9. На одной планете педагоги идети. (работа с педагогами)

Результативность работы с детьми зависит от тесного взаимодействия психолога с воспитателями. В каждой группе были оформлены информационные стенды с полезными советами «Песок-помощник в развитии сенсорных способностей». Воспитатели знакомятся с приемами и способами работы с песком. Слушают музыку  создают свои чудеса.

Слайд №10. «Подарим детям дом, где много света» (работа с родителями)

На родительских собраниях  родителям  были предложены варианты игр, которые очень понравились родителям и нашли  применение в их повседневной деятельности с детьми.

«Чудесный пирог»-включается легкая музыка и педагог просит испечь вкусный праздничный пирог. Затем по кругу просят присутствующих  с помощью одного слова нужно рассказать связно и последовательно рецепт приготовления.

 Все это помогает снизить эмоциональное напряжение и перенести родителей в Мир детства.

Слайд №11.

Выводы:

1.Изучение литературы позволяет расширить кругозор, пополнить профессиональные знания.

2.Большое значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства , эмоции ребенка.

3.Для результативности необходимы условия, средства, методы, которые стимулируют желания и интересы ребенка.

4.Снижает негативные проявления( страх, агрессию).

5.Оказывает положительное влияние на развитие речи, мышления, познавательных процессов.

6.Делает детей добрее, учит выражать свои эмоции.

7.Достижение результатов невозможно без доверительного взаимоотношения с родителями.

Слайд №12

Итак: работая с песком- Песок раскрывает перед нами многие свои секреты. Теперь Вы знаете, какие чудеса можно творить с его помощью. Мы поделились с Вами идеями, а дальше поведут Вас - Ребенок, Любовь, Фантазия и Творчество. В Добрый час!

Литература:

ЕпанчинцеваО.Ю.Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.-Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010.  

Педагог-психолог С.В.Шатова

апрель 2016г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

В презентации освещен пример развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посредством песочной терапии...

Консультация для родителей «Песочная терапия для развития моторики рук детей дошкольного возраста»

laquo;Песочная терапия для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»         Добиваясь положительных сдвигов в развитии познавательной сфе...

Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируе...

Презентация на тему "Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ"

Впервые принцип «терапии песком» был впервые предложен Карлом Густавом Юнг, швейцарским психологом и философом в конце 1920-х годов.Он утверждал: “Часто руки знают, как распутать то,...

" Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей дошкольного возраста".

Данный материал предназначен для воспитателей и родителей детского сада. Игры и рисование на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно игры с песком позволяют ребенку выражать свои ...

Роль песочной терапии в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль песочной терапии в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста...

Роль песочной терапии в формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Чем нам поможет песок? Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако, на самом деле это удивительный материал. И дети, и взрослые могут часами возиться на песке, строить ...