Творческий проект "Деревья и кустарники".
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Антоненко Наталья Викторовна

Краткосрочный, творческий, познавательно-игровой проект учителя-логопеда подготовительной логопедической группы Антоненко Н.В. Это совместная работа педагогов, детей и родителей по формированию представлений о деревьях и кустарниках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_proekt.docx39.41 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект "Деревья и кустарники"

 Краткосрочный творческий проект учителя-логопеда подготовительной логопедической группы  Антоненко Н.В.

Дата реализации проекта: с 03.10.2016 по14.10.2016 года.

 Тип проекта: краткосрочный, творческий, познавательно-игровой.

Участники проекта: дети подготовительной логопедической группы, родители воспитанников и педагоги группы.

Место проведения проекта: МБДОУ №17

 Дата разработки проекта:  октябрь 2016;

Краткое описание проекта: Совместная работа детей, родителей по формированию представлений о деревьях и кустарниках.

Цель проекта:

  • Расширить представления о многообразии растительного мира.
  • Формировать умение классифицировать деревья.
  •  Обобщение и систематизация представлений у детей об изменениях, происходящих в жизни деревьев и кустарников осенью.  

Задачи проекта:

  1. Обобщение и систематизация знаний детей по данной теме.
  2. Продолжать коррекцию речи  и других психических функций детей с опорой на требования коррекционной программы для дошкольников с общим недоразвитием речи с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
  3. Расширение, обобщение, активизация и актуализация словаря по теме «Деревья и кустарники осенью». Закрепление знаний деревьев и кустарников, их строение, внешние признаки.
  4. Развивать творческие способности и креативные возможности  каждого ребёнка с помощью формирования у детей практических навыков  в развитии связной речи  и других психических функций.
  5. Вызывать потребность внимательно и бережно относится к природе, развивая наблюдательность и интерес  к окружающему, прививать чувство единения с природой, ответственности за свои поступки.
  6. Используя консультативно - рекомендательные мероприятия, вызвать у родителей  желание принимать активное участие в коррекционно-педагогическом процессе,  сформировать понимание необходимости систематической помощи ребёнку в преодолении нарушения речи и развитии психических функций.

Предмет исследования:   деревья и кустарники наших лесов и садов.

Предполагаемый результат:

  • Формирование  у детей целостного образа окружающего мира в рамках проекта «Деревья и кустарники»
  • Привлечение родителей к совместной  с детьми исследовательской, проектной, продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности ребёнка.
  • Создание продуктов детской творческой деятельности для итоговых мероприятий:    

        * выставки детских работ («Дорисуй лист», аппликации из листьев, коллективная работа «Осенний дуб»)    

        * гербарий «Деревья и кустарники»

        * изготовление мобиля для дыхательной гимнастики «Листья-гномики».

Итоговые мероприятия проекта – Познавательно-развлекательная игра

  «Что? Где? Когда?».

Перспективный план краткосрочного  группового проекта «Деревья и кустарники» в подготовительной логопедической группе.

Неделя

(дата)

Организационная

деятельность с детьми

Деятельность с родителями

Взаимодействие  воспитателей и детей.

3.10-9.10

Сбор и высушивание листьев родителями и детьми. Рассматривание деревьев и кустарников около дома, в саду.

10.10

1.Разучивание физкультминутки «Осенние листья»

2.Изготовление на групповом занятии гномиков для дыхательной гимнастики.

3.Разучивание новой пальчиковой гимнастики «На березе, на осине..»

Информация для родителей в уголке логопеда.

1.Работа в альбомах по обучению грамоте (формирование пространственных представлений ).

Упр. Дорисуй и раскрась березку ранней и поздней осенью.

11.10

1.Занятие по формированию лексико- грамматических категорий «Деревья и кустарники».

2.Групповое занятие по развитию мелкой моторики( «Дорисуй лист»)

3. Пальчиковая гимнастика и физкультминутка.

Выставка работ для родителей.

12.10

Изготовление на групповом занятии аппликации из листьев.

Индивидуальные занятия с детьми во второй половине дня (упр. «С какого дерева лист», «Помоги Незнайке»)

13.10

1.Занятие по формированию лексико- грамматических категорий «Деревья и кустарники (дидактический синквейн ».

2. Коллективная работа «Осенний дуб».

3. Изготовление на групповом занятии аппликации из листьев.

Выставка для родителей «Осенний дуб»

14.10

Итоговое мероприятие познавательно-развлекательная игра   «Что? Где? Когда?».

Выставка работ для родителей «Осенняя аппликация»

Приложение№1

Конспекты занятий по формированию лексико-грамматических категорий.

Занятие №1

Тема: Деревья и кустарники.

Цели:1.Воспитывать бережное отношение к природе. Уточнять и закреплять знания о деревьях и кустарниках. Развивать связную речь, умение четко передавать свои мысли. Способствовать развитию познавательного интереса. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными, существительных в родительном падеже множественного числа. Совершенствовать ориентировку в пространстве. Закреплять в речи относительные прилагательные. Совершенствовать общую и мелкую моторику.

Оборудование: картинки деревьев и кустарников, мобиль для дыхательной гимнастики «Гномы-листья», сухие листья, карточки для упр. «Дорисуй».

Ход занятия.

Орг. момент:

- Ребята, я приглашаю вас всех в гости, а куда - отгадайте.

 Есть у ребят

Зеленый друг,

Веселый друг, хороший.

Он им протянет

Сотни рук

И тысячи ладошек.

Дети:

- Это лес!        

 (стих. А.С. Пушкина отрывок их стих. "Осень"):

- Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.        

1. Отгадывание загадок про деревья и кустарники.

- Тихо в лесу. Птицы улетели на юг. Деревья стоят в праздничном осеннем уборе.  Отгадайте их названия.

- Что же это за девица?

не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (ставлю елку) (Елка)

"Береза"

По всем странам славится

Стройная красавица:

Белые одежки,

Золото –сережки.

- Я. береза. Про меня и песни поют, и хороводы водят, и называют березонька белая, береза кудрявая. У меня кора белая с черными пятнами. И сережки у меня есть, очень красиво они на тоненьких веточках висят. Почки мои любят птицы.

- Ребята, а чем каждой весной береза нас угощает? (березовым соком)

Есть народная примета: если из березы течет много сока. то лето будет дождливое.

- А что применяют в медицине? (березовые почки)

С расплетенною косой

Умывается росой.        

Ветер пряди шевелит,

Заплетать их не велит. (Ставлю осину)

- А это что за дерево? (Липа)

- Выросла я, липка

Тоненькой и гибкой.

Медоносным цветом

Зацвету я летом.

Я-липка. Из моих цветов вырастут плоды-орешки. Пчелы меня очень любят, мед собирают. Листья у меня как сердечки. Посмотрите, какие они сейчас золотисто-желтые.

Все детки на ветках

С рожденья в беретках.

С деревьев упадут

Берет не найдут (желуди) (показ. иллюстр. дуба)

- Я дуб. Меня называют могучим богатырем. Посмотрите, какой у меня могучий ствол, толстая кора, большие сучья, корни мои уходят глубоко в землю, листья твердые, очень красивые, резные. Сейчас они позолоченные и бронзовые. Видите, из-под листьев выглядывают любопытные желуди мои.

Осень в сад

К нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (Рябина)

Я-рябина. Плоды у меня красные и листья красновато-бурые сейчас. Меня называют деревом-кормушкой, т.к. ягоды мои любят птицы, люди варят из них варенье, делают сок, готовят витаминный сироп. Белка запасает мои плоды на зиму. Любит их и медведь.

- Вы знаете ребята, есть еще народная примета: если много рябины, то зима будет холодной.

2.Физкультминутка.

«Осенние листья» (О.С. Гомзяк стр.14)

- Посмотрим, отгадаете ли вы названия кустарников?

Бусы красные висят

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи (малина)

- Я ни разу так похож,

Как он красив, пригож!

А красивые плоды

Всем пригодны для еды (шиповник)

- А что вы знаете о шиповнике? (ответы детей)

Шиповник - родственник обычной розы. Плоды шиповника настоящая сокровищница витаминов. Так, что розы дарят людям не только красоту, но и силу.

- Ребята, шиповник, малина очень полезные ягоды, они полезны от простуды.

3. Образование относительных прилагательных.

- Наварит мама и бабушка вам варенье из малины и вы его едите. Какое оно? (Малиновое)

- А из смородины? (Смородиновое)

- А сварят вам компот из малины, значит, он какой компот? (Малиновый)

- А из смородины? (Смородиновый)

- Что можно делать с ягодами? (варить, мыть, сушить. тереть, есть, срывать, перекручивать).

4. Сравнение дерева и кустарника.

- Ребята, а что общего и у деревьев и у кустарников? (корень, ветки, листья).

- А чем различаются деревья и кустарники (у дерева 1 ствол, а у кустарника их несколько; кустарник ниже деревьев)

- А знаете ли вы ребята, как называется лес, где растут одни сосна? (сосновый бор)

- А если одни березы? (березовая роща)

- А если одни дубы? (дубрава)

- В парках люди сажают с 2-ух сторон аллеи одинаковые деревья.

- Если тополя, то это какая аллея? (тополиная)

5. Родительный падеж сущ. во мн. числе.

- В березовой роще, много, каких деревьев? (берез)

- В сосновом бору много? (сосен)

- В дубраве много? (дубов)

- На тополиной аллее растет много (тополей)

- На липовой аллее растет много (лип)

6. Игра «Чей лист?»

Лист осины- осиновый.

Лист дуба-…

Лист сливы-…

Лист клена-…

Лист сирени-…

Веточка сосны-…

Веточка ели-…( на доску выставляются засушенные детьми листья).

7.Дыхательное упражнение «Веселые гномы» (дети дуют на гномы-листочки , сделанные своими руками).

8. Игра «Три листа» (у каждого ребенка по три листа)

Дети их раскладывают и говорят , как они располагаются. Например, осиновый лист между кленовым и березовым, дубовый справа от липового и т.д.)

9. Упражнение «Дорисуй» (Детям раздаются листы, на которых приклеены половинки осенних листьев, нужно симметрично дорисовать вторую половину и попытаться разукрасить похожим цветом.

10 Итог занятия.

Занятие №2

Тема: Деревья и кустарники.(дидактический синквейн)

Цели:

Коррекционно-образовательные цели:

- уточнить и систематизировать знания детей об осени, деревьях;

- расширить словарь по теме существительными, прилагательными, глаголами;

- закреплять знания о словах-предметах, словах-художниках, словах-действиях;

- совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложении в роде и числе;

- формировать умение образовывать относительные прилагательные;

- формировать умение составлять рассказ-описание по схеме синквейна;

- закреплять умение наращивать предложение.

Коррекционно-развивающие цели:

- развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание, пространственные представления;

- учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему;

- развивать мелкую моторику, формировать координацию общей моторики.

Коррекционно-воспитательные цели:

- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение работать самостоятельно и в коллективе,

- воспитывать чувство любви к природе.

Оборудование: конверт с письмом, предметные картинки с изображением осенних деревьев, листья деревьев,  ковролин, разборное плоскостное изображение дуба, мяч, магнитофон, альбомные листы, карандаши, карточки-символы для обозначения существительных, прилагательных, глаголов.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Логопед: Дети, сегодня к нам в детский сад пришло письмо (показывает детям конверт, достает письмо). А в этом письме загадка. (Логопед читает загадку.)

Листья с деревьев в лесу осыпаются.

Дождик уныло по крышам стучит.

Светлое небо с землёю прощается.

Хмурая туча в окошко глядит.

О каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: В стихотворении говорится об осени.

Логопед: Правильно.

 

II. Основная часть.

1. Активизация и актуализация номинативного, предикативного, атрибутивного словаря по теме.

Логопед: (Вывешивает картинку осень). Это письмо нам прислала осень. Осень – моё любимое время года. А вы любите осень?

Дети отвечают.

Логопед: А почему вы любите осень?

Дети отвечают полным предложением.

Логопед: Вспомните, что происходит с деревьями осенью?

Дети: Листья желтеют, краснеют, опадают, засыхают.

Логопед: Как называется явление в природе, когда с деревьев листья опадают?

Дети: Это листопад.

Логопед: В конверте лежат опавшие листья. Давайте рассмотрим их и подумаем, с какого дерева упал лист?

Дети называют: Этот лист упал с берёзы. Этот лист упал с клёна. Этот лист упал с рябины. Этот лист упал с дуба. Этот лист упал с осины.

Логопед  при назывании ребёнком дерева вывешивает картинку с изображением этого дерева.

2. Образование относительных прилагательных.

Логопед: А теперь назовём, какой это лист. Например: лист берёзы – берёзовый лист.

Под каждым деревом поместим подходящий лист.  

Дети называют, определяют место листьям.

3. Называние слов-предметов. Игра в слова с мячом.

Логопед: Посмотрите на наши картинки. Как вы думаете, какие слова-предметы здесь спрятались? (Логопед вывешивает символ слова-предмета – карточку с горизонтальной прямой). Назовите их.

Дети называют: дуб, берёза, осина, рябина, клён, лист.

Логопед: А теперь поиграем в мяч.

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

Ну-ка, мяч передавай

И слова-предметы называй.

Я предлагаю вам, передавая мяч по кругу, назвать слова-предметы на тему «Осенние деревья».

Дети называют: листопад, ветка, ствол, плод, лист, дуб и т. п.

Логопед: Посмотрите на наши картинки. Каких листьев больше всего было в осеннем конверте.

Дети: Больше всего было дубовых листьев.

Логопед: Каждый из вас возьмёт по дубовому листочку и пойдёт за мной по тропинке в осенний лес полюбоваться на дуб.

Дети выполняют.

4. Называние слов-художников.

Логопед: Посмотрите на этот дуб. Осенний ветер сдул листочки. Давайте  прикрепим принесённые листочки, при этом будем называть слова-художники, говоря какой дуб. Каждый листочек – это слово-художник. (Логопед вывешивает символ слова-признака – карточку с горизонтальной волнистой линией).

Дети: Могучий, крепкий, красивый, толстый, огромный, жёлтый.

5. Называние слов-действий.

Логопед: Вспомните, какие плоды вырастают на дубе.

Дети: На дубе вырастают жёлуди.

Логопед: Давайте повесим на дуб жёлуди. При этом будем называть слова-действия, говоря, что делает дуб. Каждый жёлудь – это слово-действие. (Логопед вывешивает символ слова-действия – карточку с двумя горизонтальными линиями).
Дети: 
Растёт, стоит, возвышается, качается, желтеет, зеленеет, цветёт, ветвится, радует, веселит.

6.Физкультминутка «Осенние листья».

7. Создание синквейна совместно с логопедом.
Логопед: Молодцы. А теперь сядем за столы.

Дети выполняют.

Логопед: Посмотрите, на нашей доске размещены карточки-символы, по которым мы с вами составим рассказ о дубе. (На доске размещены: в первом ряду карточка-символ для слова-предмета, во втором ряду – две карточки-символы для слов-художников, в третьем ряду – три карточки-символы для слов-действий, в четвёртом ряду – графическая схема предложения, в пятом ряду карточка-символ для слова-предмета). Посмотрите на мой рисунок дуба. Давайте при помощи карточек-символов составим рассказ. Начнем: назовите слово-предмет.

Дети:  Дуб.
Логопед: Вспомните названные нами слова-художники. Выберите и назовите два слова-художника. 
Дети: 
Огромный, могучий.
Логопед: Вспомните названные нами слова-действия. Выберите и назовите три слова-действия. 
Дети:
Растёт, желтеет, качается.
Логопед: Дети вспомните или придумайте предложение о дубе.
Дети:
Я люблю осенний дуб.

Логопед: Дети назовите слова-предметы, которые вы вспоминаете, говоря слово дуб.
Дети:
Дерево.

8. Создание собственного синквейна и рассказа по нему.

Логопед: Пользуясь схемой на доске, расскажите о вашем дубе.

Дети выполняют. (Ребёнок встаёт и рассказывает своё произведение, другие дети внимательно его слушают; по окончании рассказа аплодируют; оценивают, говоря комплименты). Дуб растёт в лесу. Дуб красивый и могучий. Дуб летом стоит зелёный, осенью желтеет, качается на ветру. Я любуюсь осенним дубом. Дуб – лиственное дерево.

9. Логопед: Дети, у вас на столах лежат листы бумаги. Дорисуйте ваш листочек до какого –нибудь предмета. Дети выполняют. 

Логопед: Какие красивые рисунки у вас получились.

III. Подведение итогов.
Логопед: Вам понравились картинки и рассказы о дубе?

Дети: Очень понравились.

Логопед: Давайте пожелаем дубу и всем деревьям хорошо отдохнуть зимой, а весной вновь радовать нас молодыми зелёными листочками. (Далее логопед оценивает достижения детей).

Познавательно-развлекательная игра

«Что? Где? Когда?»

Тема: «Деревья и кустарники»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация»

Цель: Систематизировать знания детей о деревьях и кустарниках, их отличительных особенностях.

Задачи: «Коммуникация»

  1. Совершенствовать связную речь детей, умение последовательно формулировать свои мысли;

          «Познание»

  1. Активизировать мыслительную деятельность детей, используя различные приемы и методы (загадки, дидактические игры, схемы описательных рассказов);

Развивать внимание, активность, быстроту мышления;

        «Художественное творчество»

3.Развивать воображение, аккуратность в выполнении аппликации из листьев;

       «Социализация»

     4.Воспитывать культуру общения в процессе игры;

     5.Доставить детям удовольствие.

Методы и приемы: Практические: игровое упражнение «Четвертый лишний», «Собери листок», аппликация из природного материала. Словесные: загадывание загадок, рассказывание по схеме

Наглядные: рассматривание картинок с изображением деревьев и кустарников, схема описательного рассказа о деревьях.

Материал: конверты с заданиями для команд, схема описательного рассказа о деревьях, природный материал (листья, семена деревьев), цветной картон для фона коврика, салфетки, клеёнки, эмблемы, звездочки для награждения победителей.

Ход игры:

В игре принимают участие две команды «Желтые листья» и «Красные листья». Участники располагаются за столами. В середине стоит стол, разделенный на сектора, где расположены конверты с заданиями. Игроки поочередно от каждой команды берут по конверту с заданиями, обсуждают в течение одной минуты, затем отвечают. На вопрос отвечает один игрок или вся команда (на усмотрение капитана).

Оценивает ответы жюри по 2-х бальной системе. Результаты оценок вывешиваются на магнитную доску. В конце игры жюри объявляет итоги. Всего игроки выполняют по 5 заданий.

После каждых 2-х вопросов объявляется музыкальная пауза: музыкальная игра «Осенние листики»: Мы листики осенние, на ветках мы сидели. Дунул ветер, полетели и на землю тихо сели. Ветер снова побежал и листочки все поднял. Закружились, полетели и на землю тихо сели. Этюды с показом деревьев: тонкой березы, плакучей ивы, могучего дуба.

Примерные вопросы и задания

Команда «Желтые листья»

1.Назовите лиственные деревья

2.Загадка:

Шишки на зеленых лапах,

От коры смолистый запах,

Тут и там иголочки

Что же это?...(елочки)

Составить описательный рассказ о еле по схеме.      

3.Игра «Зоркий глаз». За одну минуту найти на картинке все листья , правильно их назвать.  

4. Игра «Четвертый лишний». Определи лишнее дерево.  

Объясни выбор.

5. Конкурс капитанов. Примерные вопросы:

- Какое дерево напоит сладким соком? (береза)

- Какое дерево самое старое в мире? (драконовое)

- Назови различия между деревом и кустарником.

6. Блиц – турнир. За одну минуту отгадать как можно больше загадок.

1. Без рук, без ног, а ворота отворяет? (ветер)

2. Висит сито не руками свито (паутина)

3.С ветки в речку упадет и не тонет, а плывет (лист)

4.Я на розу так похож

 разве что не так хорош

Но зато мои плоды всем пригодны для еды (шиповник)

5.Клейкие раскрылись почки

Нарядился он в листочки

Летом в пух оделся щеголь

Догадались, это….(тополь)

6. Ветви в воду опустила

И о чем -то загрустила

Посмотрите как красиво

Над рекой склонилась  (ива)

Команда «Красные листья»

  1. Назовите кустарники.
  2.  Загадка:

В сарафане белом ходит

И в один из летних дней

Май сережки дарит ей. (береза)

Составьте описательный рассказ про березу по схеме.

3. «Зоркий глаз». За одну минуту найти на картинке все листья , правильно их назвать.  

4.Игра «Четвертый лишний» (сосна, береза, клен, липа)

Объясни выбор.

5.Конкурс капитанов. Примерные вопросы

-Какое дерево называют вечнозеленым? (ель)

- Кто любит лакомиться корой осины и яблони? (заяц)

- Назови части дерева (корень, ствол, ветки, листья)

6.Блиц- турнир. За одну минуту отгадать как можно больше загадок.

Пушистая вата плывет куда- то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе (туча).

2.Без рук, без топоренка построена избенка (гнездо)

3.Весной вырастают, осенью опадают (листья).

4.У меня иголки длиннее чем у елки

Очень прямо я расту в высоту

Если я на опушке

ветки только на макушке (сосна).

5. Желто-красная одежка

Каждый лист как на ладошке

Осенью всех  ярче он

Догадались - это….(клен)

6. На листочке там и тут

Растет сиреневый салют

Это в теплый майский день

Распускается (сирень).

7.Падают с ветки золотые монетки (листья)

Заканчивается игра тем, что дети дарят свои аппликации из осенних листьев на память друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Во саду ли, в огороде" часть 2 "Плодовые кустарники"

Презентация по окружающему миру по ознакомлению детей с плодовыми кустарниками....

конспект занятия по изобразительной деятельности в средней группе на тему "Деревья и кустарники"

Данное занятие знакомит детей с природой (деревьями и кустарниками), позволяет научить детей правильно рисовать деревья и кустарники. В занятии использованы методы:игровой, словесный, практическ...

Лексическая тема Деревья и кустарники.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ TEMЫДети должны знать:названия основных (в данной местности) деревьев, их клас­сификацию (лиственные, хвойные, смешанные, фрукто­вые, лес — бор — чаща — сад);внешнее...

Лексическая тема "«Деревья и кустарники»" 2-ое занятие – «Кустарники»

Представлены изображения  на тему "Кустарники", загадки, корневая система сходства и различия...

Творческий проект "Деревья и кустарники"

Расширить представления о многообразии растительного мира...