Игры для развития фонематического восприятия и звукового анализа
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

У детей с общим недоразвитием речи оказываются несформированными все компоненты речи. Ведущее место в комплексном подходе коррекции общего недоразвития речи многие исследователи отводят формированию фонематического восприятия, без которого невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа. Для этой работы существуют специальные упражнения и игры. Предлагаю свои варианты игр, которые я использую для развития у детей фонематических представлений. Применять их можно как в работе с подгруппой детей, так и на индивидуальных занятиях. Красочный материал привлекает внимание детей, применение анимации вызывает интерес и эмоциональный подъём. Это способствует лучшему усвоению материала. Кроме этого, эти игры способствуют расширению словарного запаса, развивают речь детей, умение слушать высказывание других детей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_ugadayka.pptx2.27 МБ
Файл igra.pptx2.47 МБ
Файл fonetika.pptx2.23 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

звуковая угадайка и ы о а у э Составитель: учитель-логопед ГБДОУ №95 Пименова И.В.

Слайд 2

Игра предназначена для детей 5-7 лет. Она способствует развитию у детей фонематического слуха, мышления, внимания; знакомит с понятием «гласный звук»; учит определять начало, середину и конец слова; соотносить звук и букву; помогает в работе по предупреждению дисграфии ; активизирует и обогащает словарный запас. Детям предлагается: назвать предмет, определить гласный звук (слайды 3-5 в начале слова, слайды 6-7 в середине слова, слайды 8 -9 в конце слова), показать соответствующую букву. Буква появляется после щелчка мышкой. Играть можно как с подгруппой детей, так и индивидуально. Игра помогает осуществлять дифференцированный подход в работе с детьми.

Слайд 3

а о о э у и

Слайд 4

у а э у и о

Слайд 5

о у а и у э

Слайд 6

ы и а а о у

Слайд 7

и о о ы у а

Слайд 8

а о ы о о ы ы и

Слайд 9

о и а ы о и


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

зашифрованные слова м а к л е т о Составитель: учитель-логопед ГБДОУ №95 Пименова И.В.

Слайд 2

Задание: Назовите предмет. Выделите первый звук в слове. Прочитайте слово, которое получилось. Придумайте предложение с этим словом. (по щелчку мышки выплывает символ названного звука, а потом картинка составленного слова) Цели: . формировать у детей фонематические представления, . пополнять и активизировать словарный запас, . развивать связную речь, . автоматизировать в речи поставленные звуки

Слайд 3

к и т

Слайд 4

к о т

Слайд 5

м а к

Слайд 6

д о м

Слайд 7

н о с

Слайд 8

з у б

Слайд 9

д у б

Слайд 10

с к о

Слайд 11

ш а р

Слайд 12

г о д

Слайд 13

л у к

Слайд 14

Ш у б а

Слайд 15

р о з а

Слайд 16

з и м а

Слайд 17

к а ш а

Слайд 18

м а к с а

Слайд 19

к о з а

Слайд 20

к О м Определить последний звук


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Загадочные звуки

Слайд 2

Игра предназначена для детей 6-7 лет. Проводить её лучше с подгруппой детей. Сначала дети называют предмет, а потом проводят анализ звуков, из которых состоит название предмета. Соответствующий символ появляется по щелчку мышки. Цель: развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Задачи: -закреплять понятия «гласный и согласный» звуки, - закреплять умения различать звуки по «мягкости-твёрдости», -активизировать словарь детей, -развивать связную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического восприятия, навыков звукового анализа у дошкольников с речевыми нарушениями посредством наглядной модели.

Статья содержит информацию + презентацию материала, по использованию наглядных моделей, с помощью которых у дошкольников:-обогащается активный словарь всех частей речи;-формируется  фонемат...

Авторизованная дидактическая игра «Умные колечки» для формирования фонематического восприятия и звукового анализа, совершенствования грамматического строя речи, расширения словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Все хорошо знают, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, что ребенок наиболее полно развивается в деятельности. Наибольший эффект коррекционной работы по развитию словаря дошко...

Практикум для педагогов "Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза слов"

Материалы для проведения практикума для педагогов. Представлены игры и упражениния на развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза слов....

Игры на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа

Развитие фонематического восприятия уместно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов....

Вместе с мамой, вместе с папой.(Технология Ткаченко Т.А. "Использование специальной зрительной символики в работе детей с ОНР при формировании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия.

Четкое произнесение звука.Артикуляционная гимнастика Выделение начального ударного гласного Выделение звука на слух из ряда гласныхВыделение звука на слух из состава слова Употребление ...

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи....