Организация работы логопеда с семьёй.
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Иванцова Татьяна Владимировна

Работа с родителями детей компенсирующей логопедической группы и логопункта- очень важная сторона в решении проблем развития речи детей. От того, как она поставлена,  зависит очень многое и результат этой работы главным образом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разнообразные формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков.

Т.В. Иванцова- учитель-логопед МДОУ №7 г. Катав-Ивановск

Родительские собрания. ("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год".)

Домашние задания. (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей).

Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).

Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)

Дни открытых дверей.(Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. При этом они не обязаны ставить в известность логопеда о своем посещении.)

Родительские пятиминутки.(Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации).

Консультации - практикумы.(Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).

Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.)

Выпуск газет для родителей "Веселая семейка". (Освещаются события группы, даются практические советы родителям).

Организация выставок "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).

Сочинения родителей на тему "Мой ребенок". (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию).

Выпуск журнала для родителей "Солнышко" (посвящен проблемам речевого развития ребенка - грамматического строя, обогащению словаря, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики, артикуляции и т. д.)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка. Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком - логопатом.

Содержание работы родителей с детьми дома.

1.Закрепление полученных на логопедических занятиях навыков: 
а) правильного звукопроизношения; 
б) фонематического восприятия; 
в) грамматического строя речи; 
г) речевого общения и связной речи. 
2.Совместная деятельность родителей с детьми: 
а)чтение художественных произведений; 
б) познавательный рассказ взрослого; 
в) наблюдения в природе; 
г) выполнение совместных поделок, беседа о проделанной работе; 
д)поход в кинотеатр, цирк, зоопарк, разговор об увиденном. 
3.Самостоятельная деятельность: 
а)игра; 
б) рассказ из личного опыта; 
в) придумывание игрового или нового сказочного сюжета; 
г) создание творческой игровой ситуации (конструирование, изо. деятельность и т. д.) (
Рисунок 4.)

В работе с родителями широко используются вспомогательные наглядные средства: 
- специальные "логопедические уголки"; 
- информационные стенды; 
- тематические выставки книг; 
- пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

Они содержат полезную информацию, которую родители могут изучить, приходя за своими детьми, пока те собираются домой. Минимум раз в неделю материал на стендах обновляется. При оформлении стендов используются не только рисунки, надписи "от руки", но плакаты и фотографии.

Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении педагогических проблем и в тоже время не навредят. Так как будут учитывать мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день.

В-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Рассматривание результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь. Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, внимания, памяти, мышления, моторики, поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения.

Желаем удачи!



Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ  В СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ У ДЕТЕЙ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ  

Нарушения речи – распространённое явление среди детей дошкольного возраста. Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешать развитию природных способностей и интеллекта.  Важнейшая задача в процессе воспитания и обучения заключается в сотрудничестве семьи и детского сада. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом, воспитателем коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться независимо друг от друга, и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений. К основным направлениям совместной деятельности логопеда, воспитателя и родителей можно отнести: – формирование мотивированного отношения родителей к коррекционным занятиям дошкольников с нарушениями речи; – разработка и апробация различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия семьи, логопеда, воспитателя как способа повышения эффективности коррекционно-воспитательного потенциала образовательного процесса; – установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника; – объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей; – создание атмосферы общности, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга; – повышение психолого-педагогической компетентности родителей в процессах речевого развития ребёнка; – оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддержка в них уверенности в собственных педагогических возможностях; – обучение родителей конкретным приёмам логопедической работы. Сотрудничество семьи, учителя-логопеда, воспитателя становятся всё более востребованными. Педагоги ищут новые формы работы с родителями. Всё это– основа семейного воспитания детей с нарушениями речи.Только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса, помощниками учителя-логопеда, воспитателя в полноценном формировании речи дошкольников. Наша прямая задача: рассказать, объяснить, научить, то есть поделиться своими профессиональными навыками и умениями и при этом не отпугнуть, а заинтересовать, увлечь.Только в таком случае возникает эмоционально – положительный контакт, при котором решаются все коррекционные задачи. Успех в воспитании и обучении детей в ДОУ во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно это важно в логопедических группах, так как родители должны уметь выполнять задания в домашних условиях. Руководствуясь интересами и возможностями родителей, индивидуальными особенностями детейнами были выбраны наиболее оптимальные формы работы для нашей группы. Их можно разделить на 2 вида: просветительские и практические. Просветительские:  1. Анкетирование – предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Эффективно проводить анкетирование родителей вначале учебного года, с помощью анкет мы узнаём сведения о детях, которые помогают их адаптации, а так же более успешному взаимодействию с ними.Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с детьми и родителями, наметить темы индивидуальных бесед. 2. Родительские собрания. Проводятся 2 – 3 раза в год.Первое  собрание  проводится в августе – сентябре, на котором состоится знакомство с родителями,  обсуждаются организационные моменты. Последнее заключительное родительское собрание проводится в мае. На нем подводятся итоги обучения за год, даются рекомендации (отдельным детям) по закреплению пройденного материала.  3. Самая распространенная форма и метод общения с родителями – беседа. Она позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения. Цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Вначале года, после обследования детей логопед знакомит родителей с результатами. С родителями каждого ребёнка ведётся отдельный разговор. Родные ребёнка узнают о пробелах в его развитии, получают советы, рекомендации. Беседу нужно вести тактично: её задача в том, чтобы помочь семье в воспитании ребёнка. От того, как протекают первые встречи логопеда и воспитателей с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество.  4. Очень важны в совместной работе консультации. Они предполагают теоретическое знакомство родителей по тому или иному вопросу.  Логопед и воспитатели определяют тематику консультаций на весь учебный год. Консультации важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали наше сотрудничество, так как современный родитель не захочет слу

шать долгих и докладов педагога. К консультациям организуется выставка пособий, дидактических игр, специальной литературы. Родители могут воспользоваться подбором практического материала.  5. Информирование родителей(уголки, стенды, подсказки, папки – передвижки) – для родителей это наглядная информация, которая содержит как теоретическую информацию, так и практические советы. 6. Информационная корзина «Почемучка».Цель - выявить круг вопросов, которые для родителей актуальны. 7. Группа в социальных сетях - размещение презентаций и логопедической информации для родителей (задания по лексической теме, видеотека: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, постановка и автоматизация звуков и др., специальная литература). Практические: 1. Домашние задания. Каждый логопед предоставляет родителям возможность участвовать в коррекционном процессе, занимаясь по индивидуальным заданиям. Так они могут проследить систему и динамику обучения. Включаем задания и рекомендации  по коррекции нарушенного звукопроизношения, развития навыков автоматизации и дифференциации звуков речи. Включаем игры и упражнения по формированию словаря и лексико-грамматических категорий у ребенка по тематике занятий, а так же упражнения на развитие моторики, психических процессов. 2. Семинары-практикумы с участием детей и родителей.  Такая форма дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их. Мы проводим совместные игровые практикумы с родителями и детьми. 3. Открытые занятия.  Посещение открытых логопедических занятий родителями проводятся в течение всего учебного года. На этих занятиях родители знакомятся с основными приемами обучения, подбором материала, а также с требованиями, предъявляемыми к детям во время занятий. 4.  Выставка совместных творческих работ детей и их родителей. 5. Праздники и тематические развлечения. Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на «Праздник красивой речи», где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки, приобретенные за год. Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей – дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации работы логопеда в диабетической группе.

Особенности организации работы логопеда в диабетической группе. Продолжительная работа с детьми данной группы показала, что у 80% детей имеется речевая патология.  Примерно 50% детей имеют О...

Работа логопеда с семьёй

При выборе методов и приёмов коррекционой работы логопеда важно учитывать тип семьи....

Организация работы логопеда в условиях реабилитационного центра

Статья содержит краткое описание логопедического взаимодействия с родителями, находящимися  вместе с детьми в реабилитационном отделении "Мать и дитя". Показан алгоритм, формы и виды логопедическ...

организация работы логопеда на логопункте

организация работы логопеда на логопункте...

ВЗАИМОСВЯЗЬ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА С СЕМЬЁЙ

Подробно раскрыты методы и приемы работы логопеда с родителями. Отмечены более эффективные способы привлечения внимания родителейк речи собственных детей. Большое значение автором уделено - совместной...

Презентация к родительскому собранию "Особенности организации работы логопеда. Результаты обследования."

В презентации отражены особенности работы логопедического пункта. Проанализированы результаты логопедического обследования детей подготовительного к школе возраста....

Организация работы логопеда с семьей в ДОУ.

Работая над проблемой организации работы логопеда с семьей в течение многих лет, я пришла к выводу, что взаимодействие с семьей ребенка является одной из сложных сторон деятельности логопеда. Нередко ...