Тема “Звук [ Л ]” (автоматизация звука в слогах, словах, предложениях)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Харитонова Ольга Анатольевна

·       Уточнять правильное произнесение звука в слогах, словах, предложениях.

·       Упражнять в определении наличия и места звука  [Л] в словах.

·       Упражнять в правильном употреблении форм  творительного падежа имен существительных.

·       Закрепить умение образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных.

·       Продолжить учить составлять предложения по опорным словам-картинкам.

·       Развивать память, словесно-логическое мышление, мелкую моторику.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_zvukl.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

         

                              Тема   “Звук [ Л ]”  (автоматизация звука в    

                                  слогах, словах, предложениях)

  • Уточнять правильное произнесение звука в слогах, словах, предложениях.
  • Упражнять в определении наличия и места звука  [Л] в словах.
  • Упражнять в правильном употреблении форм  творительного падежа имен существительных.
  • Закрепить умение образовывать формы родительного падежа множественного числа имен существительных.
  • Продолжить учить составлять предложения по опорным словам-картинкам.
  • Развивать память, словесно-логическое мышление, мелкую моторику.

                                          ОБОРУДОВАНИЕ

                Игрушки     “Слон”,   “Белочка”,    “Гном”,    игрушка-дразнилка “Грибок”. Набор из сухих палочек и небольших шишечек.  Плоскостные изображения паровозика и вагонов с нарисованными на них картинками. Картинка  “Дерево” и схематичное изображение лесенки. Предметные картинки со звуком  “л” в названии.   Набор картинок   “Один и много”. Предметные картинки для составления предложений.

 

 

 

                                              *  *  *

        Логопед. Сегодня Слон отправляется в гости к Белочке. Пришел в лес, а где  искать Белочку, не  знает.  Видит на опушке стоит Грибок.   (Вносится  игрушка- дразнилка.) Решил у него  спросить.  А тот устроил Слону  испытание,  чтобы  выяснить,  что Слон  умеет делать.

         Дети  выполняют  артикуляционную  гимнастику  для звука [ Л] с дразнилкой :

Улыбка, ворота, иголочка,  качели,  чистим  верхние зубы,  сердитый язычок, бочки.

                       Понравилось Грибку,  как  Слон  выполнил его задания,  и решил отправить со Слоном  своего  помощника – звук , который слышится в   словах Лампа,  паЛка,  стоЛ. Что это за звук?

 

                       Дети. Звул [Л].

                      Логопед. Идет Слон за звуком [Л] по лесу, шишки, веточки пинает:

                        Пла-пло-плу

                        Клу-клы-кла

                        Тла-тлы-тлэ

                        Слэ-слу-сло

    Дети проговаривают слоговые цепочки, поочередно щелкая пальчиками по платочкам  и шишкам,  рассыпанным на подносе.

                     По дороге Слон встретил гномов. Они стали  собирать  поезд,  чтобы пустить его по лесной железной дороге.  Сначала нужно выбрать только те вагоны,  на которых нарисованы  картинки  со звуком [л] в названии .

 

     Дети называют картинки, выбирая  нужные вагоны.

                   А теперь нужно так расположить вагоны, чтобы в начале поезда оказались вагоны  со звуком  [Л]  в начале слова, затем в середине,  а потом в конце.

                  Дети выполняют задание.

        

                 Помог  Слон гномам, и они отвезли его к Белочке. Но Белочка  живет на высоком  дереве  в дупле.  Туда  ведет  лесенка. (Вносится лесенка  с  картинками  на  каждой  ступеньке: ложка, молоток, полотенце,  лопата,  палка,  салфетка.)  Нужно назвать  каждую картинку  и подобрать  к ним  подходящие  слова: что этими предметами делают?

               Дети называют слова , логопед их записывает.

                     Белочка в это время наводит порядок,  раскладывает парами картинки: к картинке с изображением одного предмета подбирает картинку  с изображением  нескольких  таких же предметов.

             Дети  составляют  пары,  четко проговаривая слова: лодка- много лодок, клумба – много клумб,  булка-  много булок.

            Услышала Белочка,  что к ней   гость пришел,  и стала спускаться к слону  по лесенке.  А чтобы  она  не оступилась, Слон подсказывает  ей  каждую ступеньку. (Убирает  картинку  с  лесенки).

          Дети  вспоминают  картинки,  которые  они  подбирали. Логопед  называет слово,  а дети  вспоминают картинку,   например:  едят чем?  Забивают чем? И т.д.

Сели Слон  с Белочкой  под  деревом и стали   играть  с  картинками: выкладывают   из   них  дорожки    и  составляют    красивые  предложения.

 

          Дети по трем  картинкам  составляют  предложения.

                                 Слава,  елка,  белка;

                          Клава,  кукла,  платье;

                          Данил, фломастер,  клоун;

        Руслан,  журнал,  полка.

                Оставим  Слона и Белочку,  пусть  они  играют.  А  наше  занятие  подошло  к  концу.  Вы  сегодня  наблюдали,  как Слон  шел  в гости,  и  часто  помогали  ему.  А какой   звук  был  помощником  у Слона?

           Дети  отвечают.

             Первый  период  обучения

     Табл. 1 -  при определении наличия  или  отсутствия  звука   в слове.  Гласные звуки  можно  изображать  красными  кружочками  или  символами  звуков ( по Т.А. Ткаченко).

    Табл.2 -  при анализе звукосочетаний  из  двух-трех  гласных  звуков ( ау, уа, оу  и др.).  Символы  звуков  рисуются по порядку  и раскрашиваются  красным цветом.

    Табл.3 – при  выделении гласного  в начале  слова (Аня),  конце слова (пила),  середине односложных  слов ( шар,  бык,  стол и др.).  На линии,  обозначающей  слово,  рисуется  кружок  и  раскрашивается   красным  цветом.

    Табл.4 – при выделении изученных согласных  звуков  в составе  слова (начало,  конец,  середина).

     Табл.5 – при различении  твердых  и  мягких  согласных  звуков.

     Табл.6 – при полном  звуковом  анализе  трехзвуковых слов  с  изученными    звуками    (ива,  мак    и   др.)   и  определении последовательности     звуков  в слове    пририсовывается   соответствующее количество кружочков  на  линии, обозначающее слово,  называются  гласные  и  согласные  звуки,  раскрашиваемые  и красным  и синим  цветом.

Таблица 1

О

     

Наличиеили  отсутствие (-) звука  в слове

_____________

         ___

_____________

_____________

Таблица 2

        УА

__________________

Таблица 3

И

Найдите место звука в начале, середине, конце слова

______________

______________

______________

Таблица 4

М

   

Найди  место звука  в начале,  середине,  конце  слова

______________

______________

______________

Таблица 5

Б

Найди  место звука  в начале,  середине,  конце  слова

______________

_____________

______________

Определи твердость  и мягкость  звука  в слове

Таблица 6

 

Нарисуй  столько кружков,  сколько  звуков  в словах

__________________

__________________

  Раскрась гласные  звуки – красным  цветом,  согласные  звуки – синим  цветом

 

        Второй  период  обучения

    Табл.5 – при различении  на слух  твердых  и  мягких  согласных     (см. первый  период).

  Табл.7 – при обучении полному  звуковому анализу  слов  типа:

мука,  шкаф,  аист, кошка  (на материале  изученных  звуков).

   Табл.7-8 – при обучении  деления слов  на слоги  вводится понятие “слог  как часть слова”.

    Табл.9-10 – во время знакомства  с понятием “предложение”: составление графической схемы предложений без  предлогов, а затем с простыми.

Таблица 7

Нарисуй  столько кружков, сколько  звуков  в словах.

___________________

___________________

Сколько слогов  в слове?

        ___

        ___  ___

Раскрась  гласные  звуки  -  красным  цветом,  согласные  звуки -  синим  цветом.

Таблица 8

Н

Место звука  в слове

_____________

_____________

______________

Количество  слогов

       __  __

   __  __  __

  __

Определи твердость или мягкость звука в слове

Таблица 9

 Катя  моет  куклу

Нарисуй  схему  предложения. Не забудь,  что  первое слово  должно быть  с большой буквы, а в конце  предложения ставиться точка.

I______  ________   _________.

Таблица 10

 Котята сидят на коврике

Нарисуй  схему  предложения. Не забудь, что  первое  слово  должно быть с большой буквы,  а в конце  предложения ставиться точка.

Маленькое слово (предлог) обозначь квадратиком.

        I___  ___  ___  ___.

 

         Третий период  обучения

  

    Табл.11 – при обучении звуковому  анализу  слов  из  трех- четырех  звуков.

    Табл. 12-13 – при подборе слов  к моделям.

    Табл. 14 – при закреплении навыков слогового  анализа  слов и  анализа  предложений.

    Табл.15 – при подборе предложений  к схемам.

     Чем больше объем заданий  для звукового  анализа  слов, тем меньшее  количество  слов (предметных картинок)  предлагается для разбора.

        Работа  с данными  таблицами  предусматривает  последовательный  анализ  слов  по вертикали,  а затем  сравнение  отдельных  данных  по горизонтали (табл.16). Это позволяет  определить сходство  и различие  места  звука  в словах,  количество слогов, место ударения  в различных словах,  твердость и мягкость  согласных звуков, количество  гласных  и  согласных  звуков  в словах.

         Разберем на конкретном примере см. (табл.11)  последовательность работы.

  1. Назови картинки, которые изображены  на верхней  строчке  таблицы.
  2. Какой  общий  звук  в названиях  этих картинок?
  3. Покажи  букву  Ж  в таблице.
  4. Где находится звук  [Ж] в слове  жук: в начале,  в середине  или  в конце?  Под клеточкой с нарисованным жуком нарисуй кружок в начале  линии (начале слова).
  5. Подели слово  на части.  Сколько получилось  частей  в  слове?  В следующей  клеточке,  которая ниже,  нарисуй  одну  черточку.
  6. Послушай,  как  произносится  звук [Ж]  в слове – твердо  или  мягко?  Каким цветом  нужно  раскрасить этот звук – синим  или  зеленым?  В клеточке,  которая  ниже,  раскрась  кружок  в синий цвет.
  7. Назови по порядку все звуки  в слове.  Нарисуй  в  следующей клеточке  столько  кружков,  сколько  звуков  в  слове.
  8. Закрась  гласные  звуки красным  цветом,  согласные – синим.
  9. Сравни  звукослоговой  состав  слов:

  • В одинаковых ли местах находится  звук [Ж] в словах жук и лыжи?
  • Определи количество  слогов  в этих  словах. Оно одинаковое?  Какое слово  длиннее,  какое короче?
  • В обоих  ли словах  звук  [Ж] твердый?
  • Сколько звуков  в словах   жук   и  лыжи?
  • Назови  гласные  звуки  в  этих  словах.
  • Назови  согласные  звуки  в  этих  словах.

  Таблица 11

            Ж

Место звука  в слове

_________________

_________________

Сколько слогов?

        ___

___   ___

Звук твердый  или  мягкий?

Последовательность звуков  в слове.

Раскрась гласные  и согласные звуки

Таблица 12

Нарисуй  или  наклей  картинки,  которые  подходят  к  схемам

     ______________

         ___     ___

   ______________

              ____

Таблица 13

Нарисуй  или  наклей  картинки,  которые  подходят  к  схемам.  Проговаривай  слова  вслух,  выделяя  голосом  ударение  в  словах.

Назови ударный слог.

      __  __  __

_____________

           ___

____________

    __   __

Таблица 14

Котята  сидят   на коврике

Нарисуй  схему  предложения. Не забудь, что  первое  слово  должно быть с большой буквы,  а в конце  предложения ставиться точка.

Маленькое слово (предлог) обозначь квадратиком.

I___    ___    ___   ___ .

Подели  слова  на части (слоги).

Каждый  слог  обозначь  своей черточкой        I_ _ _ _ _ _ _ _ _ .

Таблица 15

Наклей картинку, которая  подходит  к  схеме  предложения

_______  ________  ________.

Произнеси  предложение  в слух, показывая  пальцем каждое  слово

Таблица 16

       Л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков Р, Л, С, в слогах, словах.

Мини-чистоговорки с автоматизируемыми звуками....

Домашние задания на автоматизацию звуков [Л] и [Л\'] в слогах, словах и предложениях.

Домашние задания на автоматизацию звуков [Л] и [Л'] в слогах, словах и предложениях....

Автоматизация звука [Р] и [Рь] в слогах, словах и предложениях.

Речевой материал для автоматизации звука Р и Рь в речи....

Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.

Дифференциация звуков Л и ЛЬ;Совершенствование навыка деления слов на слоги;Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;Развитие памяти, мышления, воображения, связ...

Автоматизация звука [С] и [Сь] в слогах, словах и предложениях.

Автоматизация звука [С] и  [Сь] в слогах, словах и предложениях....

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....