Главные вкладки

    Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Баранцевич Елена Вацлавовна

    Дифференциация звуков Л и ЛЬ;
    Совершенствование навыка деления слов на слоги;
    Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;
    Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, силы голоса, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, мелкой, Общей и артикуляционной моторики, дыхания;
    Координация речи с движением.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи.

    Задачи:

    Дифференциация звуков Л и ЛЬ;
    Совершенствование навыка деления слов на слоги;
    Закрепление знаний детей о гласных, твёрдых, мягких, звонких и глухих согласных;
    Развитие памяти, мышления, воображения, связной речи, силы голоса, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, мелкой, Общей и артикуляционной моторики, дыхания;
    Координация речи с движением.

    Продолжительность занятия:

    30 минут.

    Вид занятия:

    Фронтальное.

    Тип занятия:

    Закрепление материала.

    Ход занятия:

    I. Организационный момент

    Артикуляционная гимнастика: «Покусаем язычок: та-та-та и пя-пя-пя», «Лошадка». Дыхательное упражнение «Пароход гудит».

    II. Основная часть занятия

    Игра «Доскажи словечко»

    Гладко, плавно лился стих,
    Вдруг споткнулся и притих.
    Ждёт он и вздыхает
    Слова не хватает!
    Чтобы снова в добрый путь
    Стих потёк, как речка,
    Помоги ему чуть-чуть,
    Подскажи словечко!

    Ну, давай играть в футбол!
    Забивай скорее … (гол)

    Нам темно. Мы просим маму
    Нам включить поярче … (лампу)

    Руки мыть пошла Людмила,
    Ей понадобилось … (мыло)

    Молодчина эта Лина,
    Лепит всё из … (пластилина)

    Заглянула в дверь коза,
    Очень грустные … (глаза)

    Ёлочка, ёлочка, колкая … (иголочка)

    Сшил себе котёнок тапки,
    Чтоб зимой не мёрзли … (лапки)

    Какой первый звук в слове «лапки»? («л»)

    Характеристика звука «Л»

    Звук «л» - согласный, твёрдый, звонкий. Язычок находится между зубами.

    Отличие согласных звуков от гласных

    Гласные поются, тянутся и, когда мы их произносим, во рту ничего не мешает.

    Игра «Чей самолёт дальше улетит?»

    «Л» - песенка самолёта, который летит высоко за облаками.
    Расправив руки – крылья, «полетать», произнося звук «л».

    Игра «Большой и маленький самолёты»

    Складывание из бумаги двух самолётиков разного размера.
    Объяснить, что большой самолёт гудит громко - «л»,
    а маленький самолётик гудит тише и нежнее - «ль».
    а) Дети поднимают большой самолёт – называют звук «л».
    Поднимают маленький самолётик - произносят звук «ль».
    б) Логопед показывает большой или маленький самолёты – дети произносят соотвествующие звуки.
    в) Логопед произносит мягкие и твёрдые звуки, дети поднимают самолёты разной величины.

    Игра «Повтори за мной»

    Воспроизведение пар и цепочек слогов.

    ЛА-ЛЯ ЛА-ЛА-ЛЯ ЛА-ЛЯ-ЛА-ЛЯ
    ЛО-ЛЁ ЛО-ЛО-ЛЁ ЛО-ЛЁ-ЛО-ЛЁ
    ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛУ-ЛЮ ЛУ-ЛЮ-ЛУ-ЛЮ
    ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛЫ-ЛИ ЛЫ-ЛИ-ЛЫ-ЛИ
    ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЭ-ЛЕ ЛЭ-ЛЕ-ЛЭ-ЛЕ

    Игра «Угадай, какой колокольчик звенит?»

    Большой колокольчик звенит вот так: «ла-ла-ла», а маленький – «ля-ля-ля». Какой колокольчик звенит?
    Так же поиграть с другими парами звукоподражаний: ло-ло-ло и лё-лё-лё; лу-лу-лу и лю-лю-лю; лы-лы-лы и ли-ли-ли; лэ-лэ-лэ и ле-ле-ле.

    Игра «Определи, где находится звук «л» в словах»

    Выделение звука «л» на слух и в произношении из ряда слов:
    лампа, самосвал, лак, яблоко, палка, дятел, палатка, пчела, пол, ласточка, платье, ложка, стол, кукла, мыло.

    Игра «Слоговой аукцион»

    Придумайте как можно больше слов со слогом:
    ла – лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.
    ло – лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.
    лу – лук, луна, лупа, лужа, луч, луковица, Луша, Лука.

    Подвижная игра «Самолёты»

    Самолёты загудели. (Вращения руками перед грудью)

    Самолёты полетели.
    (Руки в стороны, бег по кругу)

    На поляну тихо сели.
    (Присели, руки на коленях)

    Вновь над лесом полетели.
    (Руки в стороны, бег по кругу)

    Звуковой анализ слов

    Используются слова: лапа, липа.

    а)
    Работа со звуковыми линейками. Интонирование каждого звука в слове.

    б)
    Какой первый звук в слове «лапа»? («л»)
    Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
    Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
    Какой второй звук в этом слове? («а»)
    Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
    Почему? (Потому что это гласный звук.)
    Какой третий звук в слове «лапа»? («п»)
    Какой фишкой обозначим этот звук? (синей)
    Почему? (Потому что это твёрдый звук.)
    Какой четвёртый звук в этом слове? («а»)
    Какой фишкой обозначим этот звук? (красной)
    Почему? (Потому что это гласный звук.)
    Сколько всего звуков в этом слове? (Четыре)
    Сколько гласных звуков? (Два)
    Сколько согласных звуков? (Два)

    в)
    Аналогичная работа со словом «липа».

    Игра «Магазин игрушек»

    Детям даётся задание – купить в магазине игрушку, в названии которой два или три слога. Игрушки, имеющие название из двух частей, дети раскладывают на полках слева, из трёх частей – справа.

    Игра «Узнай пословицу»

    В каждом из нескольких конвертов по 2 картинки. Нужно их назвать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.

    Шило, мешок: шила в мешке не утаишь.
    Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка.
    Волки, лес: волков бояться – в лес не ходить.
    Камень, вода: под лежачий камень и вода не течёт.
    Пчела, мёд: одна пчела много мёду не наносит.

    Игра «Проговори чистоговорку»

    Мы учим звук «л»: ла-ла-ла, ла-ла-ла,
    Яблоко, дятел, палатка, пчела,
    Ласточка, платье, ложечка, стол,
    Лампа, малышка, кукла, футбол.

    Игра «Повтори скороговорку»

    Нужно произнести скороговорку сначала шёпотом, затем тихо, голосом средней силы и, наконец, громко (в умеренном темпе):

    Не жалела мама мыла,
    Мама Милу мылом мыла,
    Мила мыло не любила,
    Не любила, но не ныла.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран"

    Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран".Коррекционно-образовательные задачи.Активизация и актуализация словаря по теме...

    Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран"

    Цель: Закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях по теме "Животные жарких стран".Коррекционно-образовательные задачи.Активизация и актуализация словаря по теме...

    Автоматизация звука [з] в слогах, словах, предложениях, связной речи.

    Закрепить правильное произношение звука [з] в слогах, словах, предложениях, связном тексте....

    Тема “Звук [ Л ]” (автоматизация звука в слогах, словах, предложениях)

    ·       Уточнять правильное произнесение звука в слогах, словах, предложениях.·       Упражнять в определении наличия и места звука  [Л...