Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] у детей с нарушением речи в слогах, словах, предложениях с использованием метода кейс-технологии. Тема: «Звук и буква [Р]»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Мелёхина Ольга Николаевна

Кейс-технологии – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на подлинных или вымышленных ситуациях.

Суть кейс-технологии - стимулировать познавательную активность детей через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации. При этом любая ситуация должна иметь несколько вариантов решений и должна быть максимально приближена к личному опыту детей. Кейс-технология позволяет активизировать мыслительную деятельность детей и способствует их речевой активности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №12»

города Сорочинска Оренбургской области

Конспект подгруппового логопедического занятия 

по автоматизации звука [Р] у детей с нарушением речи

в слогах, словах, предложениях с использованием метода кейс-технологии.

Тема: «Звук и буква [Р]»

                                                                                                  Подготовила :

учитель – логопед Мелехина О.Н.

                                           

2024 г

Тема: «Звук и буква [Р]»

Цель.  Автоматизация звука [Р] у детей посредством использования кейс-технологии.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

  • Закреплять формирование артикуляционного аппарата за логопедом и самостоятельно в произношении в слогах, словах, предложениях. Формировать произносительную сторону речи.
  • Закрепление навыков четкого произношения и различения звуков [Р], [Рь] в устной речи.
  • Закреплять артикуляционную характеристику звуков [Р] [Рь]. 
  • Знакомить с графическим образом буквы Р. 
  • Обогащать и активизировать   словарный запас детей.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать мелкую моторику и координацию движений.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать дыхание, вырабатывать длительную, целенаправленную воздушную струю.  
  • Развивать внимание, память, фразовую речь.
  • Развивать творческие способности детей.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать осознание необходимости логопедических занятий, целеустремленность, самоконтроль.

Оборудование: Чемодан, ноутбук, зеркала, картотека артикуляционной гимнастики, картинки, массажные мячики, аэробол, султанчики, ватные шарики, чайные чашки, воздушные шарики -4 шт., кубики с картинками,  тигр с  тигренком, буква Р, фломастеры.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Приветствие: Ребята,  посмотрите к нам на занятие  сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мы сейчас играть,

Смотреть, слушать, размышлять, 

Но друг-другу не мешать!

Внятно, четко говорить,

Не вертеться не шалить.

Смотрите, ребята!!!                 

Кто-то вот доставил нам,

 Настоящий чемодан!

 Почему такой красивый?

 Как же разгадать, что там?

– Ребята, послушайте и скажите, что это звучит, на что похожи эти звуки? (Звучат звуки: мотор мотоцикла, рычание собаки.)

- А какой -нибудь речевой звук напоминает гудение мотоцикла, рычание собаки?

– Звук Р

– Правильно звук Р.

- Наверное, пора открыть этот загадочный чемодан. Ребята, вам не кажется что там что-то связано с этим звуком…

Смотрите, да здесь настоящий праздник «День рождения Р».

Звук Р – Именинник, но он хочет не только отпраздновать свой день рождения, но и вспомнить как он появился, ведь год назад вы еще не умели произносить  звук [Р] и «рычать». А еще  Р мечтает получить праздничный наряд. И я думаю на Дне рождения будет весело. Но мне кажется все не так просто, здесь лежат какие-то загадочные картинки и нам придется разгадать  эти послания-задания.

  1. Основная часть (проблемная ситуация – картинка, на которой дети стоят с высунутыми языками). 
  1. Артикуляционная гимнастика.

 - Ребята , посмотрите на эту картинку и скажите можно ли так, делать, если можно, то когда, где и для чего?»

      -  Ответы детей: так можно делать в кабинете логопеда, когда мы делаем артикуляционную гимнастику.

- Ребята посмотрите на картинки и  выберите  только те упражнения помогли вам научиться правильно произносить звук [Р].

–  Сейчас давайте выполним Артикуляционную гимнастику перед зеркалом.

 «Улыбка» -  удерживание губ в улыбке,  зубы не видны.

«Заборчик» - губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.

 «Вкусное варенье» – широким краем языка облизываем верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз.

«Маляр» – рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

«Лошадка» – присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Грибок» – присосать язык к небу, рот широко открыт, тянуть подъязычную связку.

 Держим – в таком положении, счет до 7ми.

 «Дятел» – улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося “д-д-д”.

  1. Развитие речевого дыхания.

– Ребята, а что мы еще тренировали, чтобы получить правильный звук.

Дети: речевое дыхание.

- Сейчас, вам необходимо самим выбрать в чемоданчике те предметы, которые необходимы для развития  речевого дыхания.

- Как называются эти упражнения? ( «Аэробол»,  «Загони снежок в ворота» через трубочку и без нее, «Подуй чай», «Султанчики»).

- Давайте выполним эти упражнения.

 

  1. Развитие мелкой моторики

– Ребята,  давайте посмотрим в  наш волшебный чемоданчик и подумаем, зарядку чего мы еще не делали? (дети берут массажные мячики из чемоданчика)  

  Зарядку для пальчиков.

Упражнение «Ежик» (выполняют массаж ладоней и пальцев рук, одновременно проговаривая слова).    

 Вот колючий мячик ежик

 Нет ни ручек и не ножек

Покатаем мяч немножко, 

 А потом сожмем в ладошке.

– А сейчас проговорите слова еще раз, послушайте себя, не встречается ли там звук, над которым мы работаем, чей день рождения сегодня отмечаем.    

Вот мы научились правильно выговаривать звук [Р]. Заведем “моторчик”.

– РРРРРРРРРРРРРР

 4. Анализ артикуляции звука  ребенком :

Губы улыбаются, рот широко открыт, широкий кончик языка поднят за верхние зубки. Под воздействием сильной воздушной струи кончик языка дрожит. Горлышко работает.

  1. Характеристика звука.

– Гласный или согласный звук? (Согласный, так как мешает «петь» язык)

– Звонкий или глухой звук? (Звонкий, так как в горлышке работает «голосовой моторчик»)

– Звук твердый или мягкий? (твердый).

 

  1. Игра «Большой – маленький» – «Тигр -Тигренок» (характеристика звуков [Р], [Рь]).

- Посмотрите на картинке,  кто на ней изображен?

- Правильно, это тигр.

 – А как он рычит?

- Молодцы! Вы произнесли звук [Р], правильно, громко. 

      - Посмотрите, что сейчас я нашла в чемоданчике, там кто-то тихонечко зарычал и я увидела маленького тигренка. Значит звук можно произносить еще и мягко, ласково.

- Давайте порычим как тигренок тихо

     А сейчас поиграем: Я буду тигрицей и рычать буду по-взрослому, а вы будете тигрята и рычать будете как маленькие тигрятки, вы будете превращать твердые звуки в мягкие. 

Ра-ра-ра – Ря-ря-ря,

Ро-ро-ро – Ре-ре-ре

Ру-ру-ру – Рю-рю-рю

Ры-ры-ры – Ри-ри-ри

  1. Игра – физкультминутка: «Топни -хлопни»

 _ Сейчас мы с вами поиграем в игру « Топни-хлопни»

Я буду говорить слова, а вы внимательно слушайте, если вы в слове услышите звук [Р], хлопайте, а если звук [Рь] – топайте.     

  1. Игра «Чаепитие» Найди место звука в слове.

Ребята, звук Р говорит о том, что пора перейти к чаепитию, и он приготовил для нас красивые чайные чашки, и много кусочков сахара. 

Кусочки эти необыкновенные, на каждом из них есть картинка (как бывает на конфетах, вы знаете), так вот вам нужно рассмотреть картинку и, подумать есть ли в названии звук Р, и где он находится в слове: в начале , середине или в конце. В соответствии с этим правилом положить кусочек сахара в нужную чашку.

  1. «Подарок от меня». Буква Р и ее праздничный наряд. 

Ребята, в нашем чемоданчике есть еще какие-то картинки, что бы они могли обозначать?

– Это буквы Р.

-Почему они здесь лежат?

-Потому что, звук р на письме обозначается буквой Р.

А-а-а, тогда, я кажется догадываюсь, зачем они здесь. Наш Р мечтал о праздничном наряде.

И ведь действительно, какой День рождения без подарков. Вот мы сейчас подарим праздничный наряд.  Узор  вы можете выбрать по своему желанию. 

- Лиза какой наряд ты выберешь для украшения?

– Я подарю букве Р наряд в полоску.

– Я подарю букве Р рубашку в горошек.

– Я подарю букве Р сарафан в крапинку. 

  1. Итог занятия. Рефлексия

Ну вот ребята, Звук [Р] и буква Р, благодарят нас за веселый праздник. За подарки. Им уже пора идти с чемоданчиком и радовать других детей. Но  от нас звук Р не уходит, он теперь с нами будет всегда. Он просто спрашивает, что больше всего понравилось из того, чем занимались? Может  с какими то заданиями  вы не справились?  

- Посмотрите ребята перед вами лежат шарики. Если вы справились со всеми заданиями и у вас все получилось, то выбираете шарик зеленого цвета. Если у вас что – то не получилось и вам не понравилось занятие, то выбираете шарик красного цвета.

- Молодцы ребята, мне тоже очень понравилось как вы работали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях".

Цель: Продолжать автоматизировать звук ш в слогах, словах и предложениях.Задачи:...

Конспект подгруппового логопедического занятия. Автоматизация звука ш в словах, предложениях и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь»)

Конспект подгруппового логопедического занятия.Автоматизация звука ш в словах, предложениях и фразовой речи (по мотивам русской народной сказки «Маша и Медведь»)...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми средней группы с тяжелыми нарушениями речи: общим недоразвитием речи.

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми средней группы с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с применением биоэнергопластики по теме "Домашние животные"...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР « Поможем Марсику вернуться на свою планету» Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР « Поможем Марсику вернуться на свою планету». Автоматизация звука [Р] в словах и пр...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Шипелочки». (Автоматизация звука [ш] в слогах, словах).

Подгрупповые занятия составляют существенную часть рабочего времени учителя-логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых  недостатков  воспитанников с ОВЗ....