Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Шипелочки». (Автоматизация звука [ш] в слогах, словах).
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сидоренко Анастасия Викторовна

Подгрупповые занятия составляют существенную часть рабочего времени учителя-логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых  недостатков  воспитанников с ОВЗ. В подгрупповые занятия я включаю следующие этапы: артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, работа по  автоматизации звука. Лексический материал содержит максимальное количество закрепляемых звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад

комбинированного вида № 10  «Солнышко» п. Анджиевский  Минераловодского района

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР на тему: «Шипелочки».

(Автоматизация звука [ш] в слогах, словах).

   

Учитель-логопед: Сидоренко А.В.

Тема: «Шипелочки».

(Автоматизация звука [ш] в слогах, словах).

Количество детей: 4

Цель: автоматизация звука [Ш] в слогах, словах.

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные

1. Автоматизировать правильное произношение звука в слогах, в словах.

2. Учить точно и полно отвечать на вопросы

3. Закреплять знания об артикуляционных особенностях звука [ш].

II. Коррекционно-развивающие

1. Развивать внимание.

2. Развивать фонематический слух (умение определять наличие звука в слогах, словах).

3. Учить определению наличия позиции звука [ш] в словах.

Оборудование: карточки с комплексом для артикуляционной гимнастики из 8 упражнений, маленькие игрушки (32 шт), зеркала,  картинка «Говорящий карандаш», простой карандаш.

Предварительная работа: постановка звука [ш], индивидуальная работа по автоматизации данного звука.

Речевой материал: картинки в названиях со звуком [ш] в начале, середине и конце слова.

Используемые технологии: коррекции звукопроизношения, технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

План занятия:

1. Организационный момент

2. Развитие пальцевой моторики.

3. Артикуляционная гимнастика.

4. Анализ артикуляции звука.

       5.  Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

6. Закрепление звука в словах.

7. Физминутка

8. Закрепление звука в словах

9. Соотнесение звука [ш] с буквой «Ш»

10. Итог занятия.

Ход занятия:

1. Организационный момент - Здравствуйте ребята! Сегодня к нам на занятие пришел необычный гость. Я загадаю о нем загадку, а вы попробуйте догадаться, кто это? Слушайте внимательно:

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел. (ответ: змея)

- Правильно, это змея. А зовут её Шипелочка Пуша. Ну, что нравится вам наша гостья? Пуша очень любит шипеть и поэтому хочет помочь вам правильно произносить звук [ш]. Наша гостья пришла к нам за помощью. Она принесла нам лабиринт и просит помочь ей найти выход из него. А за это она научит нас шипеть, как она.  

2. Развитие пальцевой моторики.

 Для начала давайте разомнем наши пальчики (шарики Су-Джок)

Мячик

Я мячом круги катаю

Взад-вперед его гоняю

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук.

(Движения соответствуют тексту)

3. Артикуляционная гимнастика.

Но сначала нужно подготовить наш язычок. Давайте покажем Пуше, какие упражнения для этого нужно выполнить.

Упражнения «Лопатка», «Накажем непослушный язык», «Улыбка», «Иголочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Качели», «Чашечка» и выдох на кончик языка, «Чистим зубки» (у каждого ребенка лежит карточка с комплексом упражнений, выполняя упражнение ребенок ставит на эту картинку понравившуюся игрушку, как знак правильно выполненного упражнения) [4]

4.  Анализ артикуляции звука - Произнесем звук [ш] со змейкой.

- Где стоит язык, как располагаются губы и зубы? (Описание детьми артикуляции звука).

Когда мы произносим звук Ш - губы выдвинуты вперед - рупором; зубы чуть-чуть приоткрыты; язык поднят вверх и образует щель с передней частью твердого неба; Язык как чашечка, воздух идет по середине языка. При произнесении звука ш, воздух, который мы выдыхаем – теплый  ( на доске висят листы тетради  «Говорящий карандашик», дети берут простой карандаш и помогают Шипелочки Пуши найти выход из лабиринта проговаривая при этом слога: ША, ШО, ШУ, ШИ) [3]

5. Характеристика звука - Давайте вспомним какой звук [ш]?

(Звук [ш] – согласный, всегда твёрдый, глухой, шипящий).

- Почему согласный? (есть преграда).

- Почему твёрдый? (произносим строго).

- Приложите руку к горлу и определите, звонкий он или глухой.

- Глухой (произносим без голоса).

6. Развитие фонематических процессов

- Хлопайте в ладоши, когда услышите слово со звуком [ш]:

ослик, ландыш, шайба, майка, уши, лиса, клавиши, вишенка, мимоза, стол, рыба, шут.

- А теперь определите, где стоит звук [ш] в слове – в начале, середине, или в конце:

шут, карандаш, шахматы, ландыш, душ, камыш, уши, шина, малыш. [1]

7. Формирование навыков звукового анализа и синтеза.

Давайте помогать Шипелочки. Я буду ловить звуки и бросать их вам. А вы должны сложить из них слово. Догадаетесь, я покажу вам картинку.

Д – У – Ш                Ш – У – Б – А                              У – Ш – И

Ш – А – Р                М – Ы – Ш – И                             Ш – И – П – Ы    

У вас получилось! Молодцы!

8. Закрепление звука в словах.

ИГРА ЯЗЫКОЛОМКА  Игроки - "мышки" и «мишки»  поочередно раскладывают карточки (6 мышек и 6 мишек) , четко проговаривают при этом языколомку:
мишки,  мышки, мишки,  мышки, (каждый ребенок проговаривает дорожку, как можно быстрее)  [2]

 9. Физминутка

Давайте немного отдохнем. Послушайте стишок и повторяйте движения за мной.

Мы шагаем, мы шагаем,

Выше ноги поднимаем,

Влево шаг —. (вправо) шаг,

Шаг вперёд — шаг. (назад).

Мы шагаем, мы шагаем,

Ноги дружно поднимаем.

Шаг немножко замедляем,

Постепенно. (ускоряем).

Сейчас быстро мы пойдём,

Затем. (медленно) идём.

Руки вверх мы поднимаем,

Потом. (вниз) их. (опускаем).

Мы шагаем, мы шагаем,

И антонимы мы знаем.  [5]

10.  Закрепление звука в словах

Игра называется «Бабушка и внук».

Выложить на доске 6 картинок в строгой последовательности: ложка, кошка,

шапка, лошадка, лягушка, Петрушка. Следующие 6 картинок: каша,

подушка, макушка-голова малыша, конюшня, лужа, ширма, по одной логопед

выкладывает над первым рядом. В целом комментарий к началу игры

Бабушка Алла весь день прибирала:

В кашу – ложку, на подушку – кошку, на макушку – шапку,

В конюшню – лошадку, в лужу – лягушку, на ширму – Петрушку.

Затем логопед собирает верхний ряд картинок, тасует их и снова

выкладывает на прежнее место. Комбинации получаются неожиданные.

В кашу – кошку, на подушку – ложку и т.д.

Игра повторяется еще раз: Потом внук Егорка сам делал приборку. [2]

11. Соотнесение звука [ш] с буквой «Ш» - На письме звук [ш] обозначается буквой «Ш». Звук – это то, что мы слышим и произносим, а буква – это то, что мы видим и пишем. Посмотрите на картинку. Это буква «Ш». Давайте вместе выложим букву «Ш» на столе из палочек.

12. Итог занятия. Рефлексия

Нам пора прощаться с Пушей. Пуше понравилось, как вы говорили и выполняли задания.

- В каком положении находятся губы, зубы, язык?

- Воздушная струя теплая или холодная?

- А над каким звуком мы сегодня работали?

- Звук [ш] – гласный или согласный, глухой или звонкий, твердый или мягкий?

-Какое задание вам понравилось больше всего?

-Пуша дарит вам «капельки ума»!

Используемая литература:

  1. Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения.
  2. И.Л. Лебедева  Трудный звук, ты наш друг. Звуки Ш,Ж,Щ.
  3. Н. Гальская  Говорящий карандаш.
  4. О.И.  Крупенчук  Исправляем произношение.
  5. Н.Г. Метельская  100 физкультминуток на логопедических занятиях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР....

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме: «Овощи».

Конспект занятия для коррекции лексико-грамматического строя речи детей на материале лексической темы: "Овощи"....

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме: «Перелетные птицы».

Коррекция лексико- грамматической стороны речи на материале лексической темы: " Перелетные птицы"....

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР по теме: "Овощи"

Конспект занятия направленный на расширение, уточнение и активизацию словаря детей на материале лексической темы: "Овощи. Огород". Расширение представлений о важности труда взрослых. Развити...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР III уровня по теме «Домашние животные»

Цель: актуализация словаря детей подготовительной к школе группы по теме «Домашние животные» на логопедическом занятии через использование элементов театрализованной игры....

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР « Поможем Марсику вернуться на свою планету» Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР « Поможем Марсику вернуться на свою планету». Автоматизация звука [Р] в словах и пр...

Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР на тему "Звук "Н" в словах и предложениях"

Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе для детей с ОНР на тему "Звук "Н" в словах и предложениях"Цель: Создание условий для формирования фонематических пре...