Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Данный конспект занятия будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп. Основной задачей занятия является формирование у дошкольников умения составлять предложение с предлогом У. Интересно представлен материал по описанию птицы дятел. Предложена лексическая работа по формированию синонимического ряда. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 7 г.Вязьмы Смоленской области

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности № 11

Тема: Родительный падеж существительных в единственном числе с предлогом У.

Образовательные задачи:  расширять и уточнять знания детей о зимующих птицах, обобщающем слове птицы; расширять словарный запас.

Развивающие задачи:  развивать умение классифицировать, сравнивать, логически мыслить.

Коррекционные задачи: упражнять в практическом употреблении предлога У с существительными в родительном падеже в единственном числе.

Воспитательные цели: воспитывать экологическую культуру у детей, бережное отношение к природе и птицам.

Оборудование: электронная презентация, видео «Дятел», шишки, клей, лист бумаги, настольный театр: фигурка дятел и пчелка, бумажные «жучки».

Ход занятия

  1. Инсценировка загадки с использованием настольного театра.

Пчелка: Какое странное дерево? Кто это сделал?

Дятел: (скрыт за ширмой) Это я?

Пчелка: Кто ты?

Дятел: Догадайся. У меня черный жилет и красный берет.

Пчелка: Мальчишка какой-то из садика?

Дятел: У меня нос как топор, а хвост как упор.

Пчелка: Нос как топор. Я такого никогда не видела. Ребята, помогите, кто это?

Дятел: Это я!

  1. Дятел – это зимующая птица. Осенью он не улетает на юг, а остается зимовать у нас. Поэтому мы и говорим, что дятел зимующая птица. А каких зимующих птиц вы знаете? (Синица, снегирь, сова, воробей, сойка и т.д.)

Сотавление диалогов с опорой на фотографию дятла.

Какой у дятла берет?

Ответы детей. У дятла красный берет.

Какой у дятла жилет. У дятла черный жилет.

С чем можно сравнить нос дятла? У дятла нос как топор.

С чем можно сравнить хвост дятла? У дятла хвост как упор.

Догадайтесь, что дятел делает в лесу? Дятел стучит клювом по стволам деревьев.

Он ползет по дереву снизу вверх и простукивает его крепким клювом.

Ребята, а почему дятел не падает с дерева?

У дятла сильные лапы и острые когти, и опирается он на дерево хвостом.

У синички язык маленький, а у дятла наоборот ... (длинный). Зачем дятлу самый длинный язык.

Дятел сделвает дырку в коре и запустит туда свой длинный-длинный язык. У дятла есть секрет языка. А разгадать нам этот секрет поможет клей.

Посмотрите, жучки приклеились, прилипли.

Язычок дятла покрыт не клеем, но веществом, похожим на клей. Из-за этого язык дятла какой? Липкий, клейкий. Насекомые, которые живут под корой деревьев, прилипают к языку дятла.

Так дятел и корм себе добывает, и деревьям помогает. Каждое дерево радуется, если на него садится дятел. Вы знаете, почему?

Вспомните, как называют того, кто лечит?

Дятел лечит деревья от жучков. Поэтому дятла называют «лесным доктором».

Зимой деревья спят, и насекомые спят. Чем же питается дятел?

Что растет на ели? Шишки. А в шишках есть семена. Вот и подсказка. Чем питается дятел зимой? Семенаеми еловых шишек.

Что растет на сосне? Это тоже подсказка. Дятел питается семенами сосновых шишек.

Дети рассматривают шишки. Как дятел достает из шишек семена?

Дятел придумал вот такое нехитрый способ: затолкнет шишку в щель или в трещину коры и давай клевать! Настоящая кузница дятла!

Зимой холодно. Где укрывается от холодов дятел? Где он делает себе гнездо? В дупле дерева.

А другие птицы могут сделать себе дупло? Нет, только у дятла такой крепкий клюв. Но дятел и им помогает – он себе каждый год новое дупло делает, а в старых дуплах поселяются другие птицы.

А если бы дятлы исчезли?

Шел Жалейкин в березовую рощу. Слышит: стучит кто-то, как топором. Подкрался Жалейкин и видит: сидит на березе дятел и долбит ее изо всех сил. Только щепки летят. Жалко стало березу. — Кыш, вредная птица! – закричал Жалейкин. – Носищем своим все березы попортишь! И запустил в дятла палкой. Дятла прогнал, а не разглядел, что дятел сухую березу долбил, очищал ее от жуков, личинок и гусениц. Расплодились жуки-короеды, древоеды, древоточцы. Стали березы в роще болеть и сохнуть. А Жалейкин, знай, охраняет рощу от дятлов. То палкой в дятла, то из рогатки. Была живая, веселая роща, а стала – мертвый сухостой да валежник. (по Н. Сладкову)

Почему живая роща стала мертвой?

Сейчас в наших лесах много дятлов, поэтому и так много деревьев.

А чтобы так было всегда, мы никогда не будем обижать дятлов.

Просмотр видео «Дятел».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности.Составление  описательного рассказа "Зимующие птицы"...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Весёлая зима»

Конспект занятия в старшей группе для детей с ТНР, ОНР «Весёлая зима»...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Зимушка - зима"

Цели:Коррекционно – образовательные: закрепление представле­ний о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежинка, хлопья, крупка, ме­тель, вьюга, ...

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности "Зимующие птицы"

Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме: «Зимующие птицы» в старшей группе компенсирующей направленности в рамках коллективного просмотра к педсовету «Развитие связной речи детей пос...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) "Перелётные птицы".

Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия....