Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гомоюнова Дарья Олеговна

Конспект занятия на тему "Перелётные птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perelyotnye_ptitsy._konspekt.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Тема: «Перелётные птицы».

Возраст детей: старшая группа 5-6 лет.

Цель: создание благоприятных условий для речевого развития по теме «Перелётные птицы».

Задачи:

Обучающие: Дать детям возможность применять на практике полученные знания о перелётных птицах. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о перелётных птицах, побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками и педагогом.

Развивающие: 

Способствовать развитию любознательности. Развивать артикуляционный аппарат.

Воспитательные: 

Формировать у детей доброжелательное отношение к птицам, интерес к занятиям. Воспитывать у ребёнка способность воспринимать то, что он слышит, не только эмоционально, но и разумом.

Образовательные области: 

Приоритетная: речевое развитие.

В интеграции познавательное, социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности:

Коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская, музыкальная, двигательная.

Предварительная работа: беседы о птицах, наблюдение на прогулке за птицами, чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах, рассматривание иллюстраций, просмотр фильмов, экскурсии в уголок леса.

Методы и приёмы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям. Словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, активизация словаря; дифференцированный подход.

Материал и оборудование: Разрезные картинки с изображением птиц, иллюстрации с изображением перелётных, зимующих и домашних птиц. Аудиозапись «Голоса весеннего леса». Мольберт.

1. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Посмотрите, какое ласковое весеннее солнышко нам улыбается и светит в окно, давайте улыбнёмся друг другу и солнышку.

А сейчас хочу проверить, всё ли вы знаете о весне. Отвечайте «Да» или «нет»

Игра «Да-нет»

Ручейки весной текут? (Да.)

Крокодилы в них плывут? (Нет.)

На проталинках в лесу расцвели подснежники? (Да.)

Мы букеты соберём? (Да.)         

Новый год встречать пойдём? (Нет.)

С крыши капает вода? (Да.)

Это снег растаял? (Да.)

Из берлоги вылез мишка? (Нет.)

Он в оранжевых штанишках? (Нет.) 

2. Основная часть

Учитель-логопед: Ребята, послушайте стихотворение:

Трава опять зазеленела,

И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!»

Звенят пичужек голоса.

Сухие прутики, солому,

Кусочки мха они несут –

Все пригодится им для дома,

Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках

Синицы, зяблики, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки

Их желторотые птенцы.

Учитель-логопед: Что вам понравилось (запомнилось) в стихотворении?

Как вы думаете, что означает слово – пичужки?

Чем заняты птицы весной?

Зачем птицам гнёзда?

По земле весна идет, свою музыку несет.

Какие голоса можно услышать в весеннем лесу?

Упражнение «Весенние голоса»

Звенит капель Кап! Кап! (произносить высоко, стучат пальчиком по ладошке),
С пригорка побежал веселый ручеек
 б-л-л-л (на одном дыхании пропеть сверху вниз и обратно), 

Выбрались из-под коры жучки «ж-ж-ж» (низким голосом),

Букашки (з-з-з – высоким голосом),
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало
ш-ш-ш (трут ладошками), Вылез ежик (сопят носиком).
Лес наполнился птичьими голосами:

Большие птички-воробушки запели громко Чик-чирик! Чик-чирик! (низким голосом).

Маленькие птенчики им повторяли – Чик-чирик! Чик-чирик! (высоким голосом).

Звучит запись «Пение птиц».

Ребята, послушайте, чьи это голоса? Ответы детей.

Да это голоса птиц, и все они одновременно поют. Пришла весна, и птицы прилетели домой из тёплых краёв. А пока птицы летели, все их стаи перепутались между собой. Помогите мне понять, кто же к нам прилетел, какие птицы.

Дети садятся за столы, педагог предлагает им собрать разрезные картинки с изображением разных перелётных птиц. Педагог спрашивает каждого ребёнка, какую птицу он собрал?

Словесная игра «Один – много», назови каждую из птиц, как будто их много. «Назови ласково», назови каждую птицу, которую ты видишь ласково.

Как мы можем их назвать, одним словом? Почему они называются перелётными?

Зачем птицам крылья? Лапки? Клюв? Ответы и рассуждения детей.

Ребята, скажите стая воробьёв (какая)? (воробьиная)

Стая лебедей? Журавлей? Голубей?

Физкультурная пауза.

Ребята, а хотели бы вы превратиться в птиц? Я сейчас произнесу волшебное заклинание, и вы станете птицами.

Полетели птицы, полетели. Сели отдохнули (дети садятся на корточки), клювиками поклевали зерна (дети делают клювики с помощью соединения трёх пальцев – большого, указательного и среднего). Полетели птицы. Летят, крыльями машут (дети поднимают руки вверх, вниз).

Опустись птицы на землю. А сейчас я вас всех превращу в птиц-кукушек. Дыхательная гимнастика.

Как говорит кукушка? Стоя, ноги на ширине плеч. Вдох носом, выдох ртом, на выдохе дети-птицы произносят: «Ку-ку-ку».

Учитель-логопед: Отдохнули птицы и полетели дальше. Так хорошо нашим птичкам летать, а нам пора возвращаться в группу, и я превращаю вас обратно в детей.

Учитель-логопед: Ребята, я буду говорить начало предложение, а вы продолжите:

1. Птицы бывают зимующие и … (перелётные);

2. Люди построили дом для скворца, который называется… (скворечник);

3. Птицы строят дома весной, чтобы выводить … (птенцов);

4. Осенью птицы улетают в тёплые края потому, что… (становится холодно и нечем питаться).

Игра «Назови лишнюю птицу» (дети сидят на стульях).

На мольберте выставлены картинки с изображением птиц: четыре птицы – перелётные, одна птица зимующая.

Учитель-логопед: Какая птица лишняя? Почему?

Педагог предлагает детям закрыть глаза и меняет картинки с птицами, заменяет зимующую птицу домашней, переставляет их местами (можно повторить игру несколько раз, меняя птиц, либо переставляя их местами).

Какая птица лишняя? Почему?

3. Заключительная часть.

Учитель-логопед. Ребята, скажите, пожалуйста, о ком мы сегодня беседовали? Важно ли то, о чём мы сегодня узнали? Какое задание больше всего понравилось? Как назвать одним словом птиц, которые улетают осенью в тёплые края, а весной возвращаются? (ответы детей) Что вы расскажете сегодня родителям о нашем занятии?

Ребята запомните то, что

Птицы – наши друзья и меньшие братья.

Птиц, не надо ловить,

Надо птиц всегда любить.

Птичьих гнёзд не разорять,

Им зимою помогать,

Их жалеть, оберегать.

Будь другом птиц, пусть под окном поёт весною соловей,

И над просторами земли летают стаи голубей!

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями, Саша с Витей быстро собрали разрезные картинки. Слава и Вера увидели, какие птицы лишние на картинках. Алёша отвечал на вопросы полными предложениями. Серёжа старался отвечать на все вопросы и правильно делал дыхательную гимнастику – вдыхал носом, а выдыхал ртом.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности. Составление описательного рассказа "Зимующие птицы"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности.Составление  описательного рассказа "Зимующие птицы"...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности (дети с нарушением зрения) "Перелётные птицы".

Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия....

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с применением технологии исследовательской деятельности (опыты-эксперименты.)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 43»города Воткинска Удмуртской Республики      Конспект зан...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) Тема: «Зачем зимой снег»

Знакомство детей со свойствами снега, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни природы зимой. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега. Учить получать знания о свойствах снега в пр...

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности (для детей с задержкой психического развития) по рисованию «Эти разные дома»

Учить детей рисовать картинку по составленному макету, передавать характерные особенности городских домов....