Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с применением технологии исследовательской деятельности (опыты-эксперименты.)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Непряхина Наталия Вениаминовна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 43»

города Воткинска Удмуртской Республики

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  с применением технологии исследовательской деятельности (опыты - эксперименты)

 

 

 

 

 

Составила воспитатель:

Непряхина Н.В.

 

 

2017 год

             Занятие « Лаборатория профессора Почемучкина»

Цель: развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.

Уточнить и закрепить представление о свойствах жидких и сыпучих веществ  (вода, растительное масло, молоко, уксус, сода, пищевые красители).

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Пополнить словарный запас за счет слов: молекула, кристалл, углекислый газ, уксус, сода.

Вызвать желание помочь, активировать на разрешение проблемной ситуации.

Создать радостное настроение.

ПП.: Здравствуйте друзья! Сегодня под утро мне приснилось, что я Профессор Почемучкина (ПП). Сегодня я вас приглашаю в свою научную лабораторию.

ПП.: Вы знаете, что такое лаборатория? (лаборатория – это специальное место, где проводят опыты и эксперименты).

ПП.: А вы любите экспериментировать? (да). И дети с речевыми нарушениями тоже любят экспериментировать, т.к. они познают окружающий мир через тактильные действия с предметами. В процессе этой деятельности у них развивается мелкая моторика, обогащается словарный запас, они учатся видеть причинно-следственные связи, оречевляют свои действия и делают выводы.  Совершенствуется наглядно – действенное мышление, формируется связная речь. Все это возможно благодаря  познавательно-исследовательским технологиям.

ПП.: А как вы думаете, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (они хотят разгадать загадки природы).

ПП.: Я знаю, зачем вы ко мне пришли. Вам нужен кристалл. Я права? (да). Хорошо, я дам вам возможность получить этот кристалл, но вам необходимо пройти несколько испытаний. Вы согласны? (да).

ПП.: Тогда займемся этим увлекательным занятием  и попробуем поэкспериментировать с жидкостями.

ПП.: В отгадывании загадок вам помогут эти 3 белых листа, они не так просты.

На столе лежит свернутый в рулон белый лист бумаги, на нем молоком написаны ингредиенты опыта: стакан, вода, сода, краситель, уксус. Также на столе стоят: чернила, йод, цветные фломастеры, свеча, спички.

ПП.: (берет лист бумаги, рассматривает его) Какое то тайное послание, не пойму, кто так надо мной подшутил? Я не вижу, что здесь написано (подносит лист к окну). Что же сделать, чтобы текст хорошо был виден? Помогите мне пожалуйста!
 

ПП.: Очень интересные ингредиенты у нас появились, какие назовите?

ПП.: Давайте попробуем их смешать, и что же из этого получится? Я рассчитываю на вашу помощь. Мне надоела серость на улице и в душе хочется ярких пятен. Давайте устроим праздник цвета.

ПП.: Ну что,  начинаем экспериментировать, одевайте перчатки.

ПП.: Я вам буду называть ингредиенты вы их будете смешивать. (все ингредиенты стоят на столе) и проговаривать действия.

          В стакан наливаем 1/3 воды, затем добавляем 4 ложки соды и немного пищевого красителя, моющее средство все это перемешиваем ложкой, после этого вливаем четверть стакана уксуса.

ПП.: Как вы думаете, почему так происходит? (когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу).

ПП.: Праздник получился, да?

ПП: Продолжаем наши опыты. Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах? На каких именно? (молоко)

ПП.: Вот вам еще одна подсказка (лист бумаги свернутый в рулон, в зеркальном отражении написано « цветное молоко»).

 Кто-то сегодня решил надо мной серьезно подшутить, еще одно тайное послание, помогите мне его прочитать.

ПП.: Давайте проверим ваши предположения и попробуем порисовать на молоке. Этот опыт мы будем проводить вместе. Наливаем молоко в тарелку и добавляем немного пищевых красителей, попробуйте с помощью трубочек подуть на молоко, не сильно. Что происходит?

ПП.: Что-то уже много яркого, не пора ли красочки  приглушить. Я знаю, что нужно сделать. А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим (краситель начинает быстро двигаться, перемещаться, образуя круги, узоры, спирали, пятна)?

ПП.: Как вы думаете, почему так происходит( молоко состоит из молекул жира. При  появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому  красители и перемещаются)?

ПП.: Осталось последнее испытание, вот вам и третья подсказка: из предложенных букв вам нужно выложить слово на этом чистом листе (слово – кристалл).

ПП.: Какое же слово у вас получилось?

ПП.: Вам  нужно достать кристалл со дна моря не замочив руки( на столе стоит емкость с водой голубого цвета, на дне лежит кристалл; магнит). Сила магнита действует через воду.

ПП.: Вот вы и получили свой кристалл.  На этом наше путешествие в мир опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своими детьми.

П.П. Подождите, я что-то забыла? Я что-то еще не сделала? Где мои формулы? ( ищет)  (Обращает внимание на формулы, дает лупу  кому- то прочитать)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 43»

города Воткинска Удмуртской Республики

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи  с применением технологии исследовательской деятельности (опыты - эксперименты)

Составила воспитатель:

Непряхина Н.В.

2017 год

             Занятие « Лаборатория профессора Почемучкина»

Цель: развивать интерес к экспериментированию с разным материалом.

Уточнить и закрепить представление о свойствах жидких и сыпучих веществ  (вода, растительное масло, молоко, уксус, сода, пищевые красители).

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Пополнить словарный запас за счет слов: молекула, кристалл, углекислый газ, уксус, сода.

Вызвать желание помочь, активировать на разрешение проблемной ситуации.

Создать радостное настроение.

ПП.: Здравствуйте друзья! Сегодня под утро мне приснилось, что я Профессор Почемучкина (ПП). Сегодня я вас приглашаю в свою научную лабораторию.

ПП.: Вы знаете, что такое лаборатория? (лаборатория – это специальное место, где проводят опыты и эксперименты).

ПП.: А вы любите экспериментировать? (да). И дети с речевыми нарушениями тоже любят экспериментировать, т.к. они познают окружающий мир через тактильные действия с предметами. В процессе этой деятельности у них развивается мелкая моторика, обогащается словарный запас, они учатся видеть причинно-следственные связи, оречевляют свои действия и делают выводы.  Совершенствуется наглядно – действенное мышление, формируется связная речь. Все это возможно благодаря  познавательно-исследовательским технологиям.

ПП.: А как вы думаете, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (они хотят разгадать загадки природы).

ПП.: Я знаю, зачем вы ко мне пришли. Вам нужен кристалл. Я права? (да). Хорошо, я дам вам возможность получить этот кристалл, но вам необходимо пройти несколько испытаний. Вы согласны? (да).

ПП.: Тогда займемся этим увлекательным занятием  и попробуем поэкспериментировать с жидкостями.

ПП.: В отгадывании загадок вам помогут эти 3 белых листа, они не так просты.

На столе лежит свернутый в рулон белый лист бумаги, на нем молоком написаны ингредиенты опыта: стакан, вода, сода, краситель, уксус. Также на столе стоят: чернила, йод, цветные фломастеры, свеча, спички.

ПП.: (берет лист бумаги, рассматривает его) Какое то тайное послание, не пойму, кто так надо мной подшутил? Я не вижу, что здесь написано (подносит лист к окну). Что же сделать, чтобы текст хорошо был виден? Помогите мне пожалуйста!

ПП.: Очень интересные ингредиенты у нас появились, какие назовите?

ПП.: Давайте попробуем их смешать, и что же из этого получится? Я рассчитываю на вашу помощь. Мне надоела серость на улице и в душе хочется ярких пятен. Давайте устроим праздник цвета.

ПП.: Ну что,  начинаем экспериментировать, одевайте перчатки.

ПП.: Я вам буду называть ингредиенты вы их будете смешивать. (все ингредиенты стоят на столе) и проговаривать действия.

          В стакан наливаем 1/3 воды, затем добавляем 4 ложки соды и немного пищевого красителя, моющее средство все это перемешиваем ложкой, после этого вливаем четверть стакана уксуса.

ПП.: Как вы думаете, почему так происходит? (когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу).

ПП.: Праздник получился, да?

ПП: Продолжаем наши опыты. Как вы думаете, можно ли рисовать на жидких материалах? На каких именно? (молоко)

ПП.: Вот вам еще одна подсказка (лист бумаги свернутый в рулон, в зеркальном отражении написано « цветное молоко»).

 Кто-то сегодня решил надо мной серьезно подшутить, еще одно тайное послание, помогите мне его прочитать.

ПП.: Давайте проверим ваши предположения и попробуем порисовать на молоке. Этот опыт мы будем проводить вместе. Наливаем молоко в тарелку и добавляем немного пищевых красителей, попробуйте с помощью трубочек подуть на молоко, не сильно. Что происходит?

ПП.: Что-то уже много яркого, не пора ли красочки  приглушить. Я знаю, что нужно сделать. А теперь попробуйте ватную палочку обмакнуть в средство для мытья посуды и опустить в центр тарелки. Что мы видим (краситель начинает быстро двигаться, перемещаться, образуя круги, узоры, спирали, пятна)?

ПП.: Как вы думаете, почему так происходит( молоко состоит из молекул жира. При  появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому  красители и перемещаются)?

ПП.: Осталось последнее испытание, вот вам и третья подсказка: из предложенных букв вам нужно выложить слово на этом чистом листе (слово – кристалл).

ПП.: Какое же слово у вас получилось?

ПП.: Вам  нужно достать кристалл со дна моря не замочив руки( на столе стоит емкость с водой голубого цвета, на дне лежит кристалл; магнит). Сила магнита действует через воду.

ПП.: Вот вы и получили свой кристалл.  На этом наше путешествие в мир опытов и экспериментов не заканчивается. Я желаю вам продолжить его вместе со своими детьми.

П.П. Подождите, я что-то забыла? Я что-то еще не сделала? Где мои формулы? ( ищет)  (Обращает внимание на формулы, дает лупу  кому- то прочитать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Зима».

Конспектнепосредственной образовательной деятельностив старшей группе компенсирующей направленностидля детей с  тяжелыми нарушениями речипо теме «Зима»....

КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»

Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. ТЕМА: «В ГОСТИ К ОСЕНИ».

Формирование знаний детей об изменениях в живой и неживой природе осенью, обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....

Конспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Лексическая тема "Детский сад. Игрушки"

Занятие способствует активизации словаря по теме "Игрушки", учить детей пользоваться в речи предлогами  с, за, закреплению навыков правильного употребления существительных в родительном...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».

Тема: Пересказ адаптированного рассказа В.Бороздина «Поехали».Программное содержание:Расширять и закреплять знания детей о космосе, космонавтах, о первом космическом полете. Активизир...