Харктеристика лексической сторны дошколников с ОНР презентация
презентация к уроку по логопедии (старшая группа) на тему

Хакимова Наталья Николаевна

Харктеристика лексической стороны дошкольников с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_leksicheskoy_storony_doshkolnikov_s_onr.pptx705.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Характеристика лексической стороны дошкольников с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм , дефекты произношения и фонемообразования . Эти проявления в совокупности указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.

Слайд 2

Причины общего недоразвития речи 1. Слабость акустико-гностических процессов . В этих случаях при сохранном слухе наблюдается пониженная способность к восприятию речевых звуков. В результате нарушения слухового восприятия – недостаточное различение акустических признаков, характерных для каждой фонемы, вторично при этом страдает произношение звуков и воспроизведение структуры слова. 2. Органическое поражение или недоразвитие отделов центральной нервной системы. 3. Физическая ослабленность ребенка, частыми соматическими заболеваниями. 4. Общее недоразвитие речи может быть вызвано и социальными причинами (двуязычие, многоязычие , воспитание ребенка глухими взрослыми).

Слайд 3

Классификация детей с ОНР По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют 4 уровня ОНР. 1–3 уровня выделены и подробно описаны Р.Е. Левиной, · Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии, Москва, 1968 · Левина Р.Е. Опыт изучения не говорящих детей - алаликов , Москва, 1951

Слайд 4

Классификация детей с ОНР 4 уровень представлен в работах Т.Б. Филичевой.

Слайд 5

Классификация детей с ОНР ( характерны для наших дошкольников ) III- уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры ), когда один звук заменяет одновременно или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Например, мягкий звук «с», сам ещё недостаточно четко произносимый, заменяет звук «с» (« сяпоги »), « ш » (« сюба » вместо шуба), « щ » («сетка» вместо щетка); замена группы звуков более простыми по артикуляции. Отмечается замены когда звук в разных словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет . В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий .

Слайд 6

Классификация детей с ОНР IV- уровень речевого развития характеризуется трудностями в выражении антонимических отношений следующих слов: бег – шаг, бежать – ходить. Особенности грамматического оформления речи у детей выявляются ошибки в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа (например: в зоопарке кормили лисов, собаков ), сложных предлогов; Нарушение согласования прилагательных с существительными. Особую сложность представляют для этих детей конструкции предложений с разными придаточными: – пропуски союзов: «мама предупредила, я не ходил далеко» ( чтобы не ходил далеко); – замена союзов: «я побежал, куда сидел щенок» ( где сидел щенок); – инверсия: «наконец, все увидели долго искали, которого котенка; (увидели котенка, которого долго искали). Следующей отличительной особенностью детей 4-ого уровня является своеобразие их связной речи: – в беседе, при составлении рассказа по заданной теме, картине, серии сюжетных картинок, выявляются нарушения логической последовательности, « застревание » на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов; – рассказывая о событиях из своей жизни, составляя рассказ на свободную тему с элементами творчества, они пользуются в основном простыми малоинформативными предложениями; – остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств

Слайд 7

Характеристика нарушения лексико-грамматической стороны речи при ОНР Р.И. Лалаева и Н.В. Серебрякова подробно описывают нарушения лексики у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря. В работах Н.С. Жуковой, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, С.Н. Шаховской выделены следующие нарушения морфологической системы языка у детей с ОНР

Слайд 8

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы по профилактиек ДДТТ и обучению дошколников ПДД

Данный материал включает в себя опыт работы коллектива ГБДОУ детский сад № 5 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга по направлениям:Особенности работы с детьми по профилактике Д...

Презентация "Формирование выразительной речи у дошколников"

Впрезентации  показана работа по формированию выразительной речи дошкольников, над развитием силы и высоты голоса и просодических компонентов речи (тембр, сила, ритм, длительность). Разработан и ...

Памятка для родителей дошколников"Будьте осторожны на дорогах".

Обобщить и систематизировать знания родителей об опасности на дорогах; Развивать умение взрослых воспитывать в ребенке внимательное отношение и осторожное поведение на улице; Воспитыва...

Использование современных технологий в музыкальной деятельности дошколников

В процессе работы музыкального руководителя использование новейших программ, методов и информационно‐коммуникационных технологий является необходимым средством улучшения качества дошкольного образован...

Презентация на тему: "Профилактика дислексии и дисграфии у старших дошколников в детском саду"

quot;Профилактика дислексии и дисграфии у старших дошкольников в детском саду"ДИСГРАФИЯ – частичное специфическое нарушение процесса письма.ДИСЛЕКСИЯ- частичное специфическое нарушение про...