"Коррекционные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда"
статья по логопедии на тему

Коррекционные здоровьесберегающие технологии включают в себя не только сохранение и укрепление здоровья ребенка дошкольного возраста, его физическое воспитание, но и всю его жизнедеятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnye_zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

                Коррекционные здоровьесберегающие технологии

                                  в  работе  учителя – логопеда

                                          (из опыта работы)

Коррекционные здоровьесберегающие  технологии   включают в себя не только комплекс  мероприятий  по сохранению и укреплению здоровья детей, их физическое воспитание, но и всю жизнедеятельность ребенка. Психоэмоциональное  состояние  играет положительную роль в оздоровлении детей. Обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия  в процессе общения со сверстниками и взрослыми, использование развивающей среды на достижение положительных результатов (формирование речевых процессов) в целом способствует повышению эмоционального тонуса у детей. Необходимо так строить наше взаимодействие, чтобы ребенок сам захотел заниматься, не принуждая его, а заинтересовать, увлечь и при этом -  не навредить его психологическому и физическому состоянию.   Этому  помогают  игровые упражнения  используемые на логопедических занятиях. Ведь не секрет, что именно игра – ведущая деятельность дошкольного возраста.  Потребности в игре у детей с недоразвитием речи такие же, как у сверстников. Но они отличаются от своих сверстников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития, в нарушениях общей и мелкой моторики, в наличии у них общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности. Наличие  речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере  и  к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность. Игровые приёмы используемые  на логопедических занятиях,  помогают сохранять положительный воздействующий  заряд  на все стороны психофизического развития ребенка и  его здоровье. В нашей работе нет ничего хуже монотонности. В каждое занятие необходимо включать игры. Чем они разнообразнее, тем лучше. Игры, включающие в себя различные виды логопедической гимнастики дают положительный оздоровительный эффект и рассматриваются, как здоровьесберегающие:

Артикуляционная гимнастика

-  улучшает кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

- укрепляет мышечную систему языка, губ, щёк;

- увеличивает амплитуду движений;

- уменьшает спастичность(напряжённость) артикуляционных органов;

- улучшает подвижность артикуляционных органов;

- развивает умение выполнять точные движения языка, губ, челюсти, то есть помогает ребенку научиться управлять органами артикуляции, что необходимо для правильного произнесения звуков. Не всегда у детей есть желание выполнять скучные, монотонные артикуляционные упражнения. Я использую  картинки, игрушки, дидактические пособия, стихи и сказки, которые помогают сделать артикуляционную гимнастику интереснее, занимательнее, при этом  активизируются  все компенсаторные возможности детского организма – зрительные , слуховые,  тактильные и кинестетические ощущения. Моими незаменимыми помощниками стали  занимательные игрушки (собачка Тяпа, куклы)  они создают атмосферу доброжелательности, дарят  детям  положительные эмоции от общения и игр с ними. С  их помощью   мы знакомимся с органами речи, делаем артикуляционную гимнастику, находим правильное положение языка, а куклы и собачка “позволяют” нам двигать и выгибать свой язык как угодно, помещать его и за верхние и за нижние зубы, высовывать и прятать язычок. Также я использую игру “ Язычок”, который двигается, разговаривает, приглашает детей в путешествия: на лесную полянку, в лес, в деревню, в зоопарк, где дети вместе с Язычком выполняют различные артикуляционные упражнения. В качестве здоровьесберегающих приёмов   использую:

игровые упражнения дыхательной гимнастики - улучшающие функции дыхания  у детей с речевой патологией. Чтобы научить ребенка владеть голосом, необходимо, прежде всего, научить его правильно дышать: и та и другая функция выполняются одними и теми же органами. Без правильного дыхания, для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь.

 Цель дыхательных упражнений:

 –формирование правильного дыхания;

- увеличение   объёма;

-  нормализация   ритма;

- выработка плавного, длительного, экономного выдоха;

всё  это  способствует развитию дыхательной системы у детей, профилактике её заболеваний , и одновременно укрепляет  мышцы позвоночника.

 Различают физиологическое и речевое дыхание. Начинаю с развития физиологического дыхания. Прекрасным средством для этого являются дыхательные игры и упражнения, которые включаю в физкультминутки на занятиях.  Наиболее важными являются так называемые классические упражнения. Их цель :

-координация ротового и носового дыхания;

- выработка нижнереберного дыхания при активном участии диафрагмы.

 При систематическом повторении этих упражнений ребенок начинает ощущать разницу в направлениях воздушной струи и учится правильно ее регулировать. После этого начинается работа по развитию и улучшению функции речевого дыхания, которая проводится в следующей последовательности: без участия речи, на материале гласных звуков, согласных звуков, слогов, слов, предложений, фраз.

Чтобы детям было интереснее, я изготовила макет , на который  прикрепляю различные силуэты: бабочки, птички, снежинки, листочки, капельки (в зависимости от времени года).На занятии создаю игровую ситуацию, во время которой нужно подуть на силуэты, при этом часто использую сказочные ситуации и стихотворный материал. Очень нравится детям настольный коврик “ В гостях у братьев ветров”. На коврике изображены небо, солнышко, цветочки, озеро, силуэты зверей. К нему прилагаются легкие,  силуэты воздушных шариков, бабочек, рыбок, мячей, облаков. Ребенок с помощью сильной воздушной струи поднимает шарик в небо, закрывает или открывает солнышко (раздувает облака), сажает бабочек на цветы, заставляет плавать рыбок по озеру, играет в мяч с зайчатами. Также использую игры на подражание. Например:“ Чудак”.

Там, на холмах сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк.
Он дует вверх, он дует вбок,
Он дует вдоль и поперек.

В этой игре развивается умение контролировать силу и длительность выдоха. Для создания игровой ситуации используется  игра:

“Ветер, ветерок…”.

Дети имитируют дуновение ветерков разное время года. Вдох производится носом, выдох ртом. Создаем образ ветра с помощью картинки и ощущений: Ветер общается с детьми, его можно увидеть, ощутить, услышать. Холодный ветер изображается долгим выдохом через вытянутые губы, для создания теплого ветра дети широко открывают рот и дуют на ладошку. У нас есть логопедический коврик, на который с помощью липучек я в определенной последовательности прикрепляю листья и цветы лилий. По такому “ болоту” прыгает лягушка и произносит то гласные звуки, то слоги, то слова, при этом ребенок должен повторить ритмический рисунок (в зависимости от положения листьев и цветов), также над цветами могут летать пчелки и петь звуковые песенки.

Как  психогимнастику  для снятия напряжения и создания веселого настроения, для тренировки мелкой мускулатуры пальцев, как гимнастику для артикуляционного аппарата использую сопряжённую гимнастику – упражнения для пальцев и языка (опираясь на методические рекомендации

И.Г. Выгодской и Н. В. Берковской).В этом мне помогают пальчиковый театр, набор предметных картинок, использование песенок – потешек. Причем стараюсь подобрать текстовый материал так, чтобы он соответствовал лексическим темам.

Для нормализации тонуса  мышц лица при дизартриях,  заикании  на подготовительном этапе коррекции речевого развития немаловажное место отвожу развитию мимических движений языка, губ, мышц лица. У детей с недоразвитием речи отмечается слабый тонус лицевых мышц, мимика лица невыразительна. Упражнения, способствующие выразительности мимики, жеста, движения снимают напряжение  в речедвигательном аппарате, содействуют совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению и создают благоприятную атмосферу занятия. Для этих целей  использую игровой дидактический материал, сделала подборку литературных произведений и иллюстративного материала на тему. Для закрепления умения придавать лицу нужное выражение провожу инсценировки стихов, сказок, песен, игры – драматизации. В кабинете есть карточки, на которых нарисованы лица, выражающие различные эмоциональные состояния, есть игра “ Облако” с меняющимся мимическим выражением, кубик “ Солнышко”, семь гномиков, передающих различные эмоциональные состояния – все это помогает нам выполнять мимические упражнения, и сделать эти занятия интереснее, разнообразнее, раскрепоститься, раскрыться детям.

В своей работе с детьми стараюсь использовать на занятиях  как можно больше игр направленных на развитие их двигательной активности так как полезные двигательные упражнения ребёнку необходимы для оздоровления и профилактики многих заболеваний.

У детей с недоразвитием речи заторможенность двигательной моторики часто распространяется на всю мускулатуру в целом, охватывая не только речевой аппарат, но также плечевой пояс и нижние конечности. Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. Подвижная игра

- развивает двигательный аппарат ребенка;

-  укрепляет мускулатуру;

- активизирует сердечную деятельность;

- воспитывает ловкость, решительность, смелость.

  В двигательные игровые задания включаю речевой материал, несущий коррекционно оздоровительную и речевую направленность это способствуюет развитию эмоционального восприятия, творческого воображения, внимания, умения передавать различные эмоциональные стояния. С их помощью координируются речь и движения, укрепляется общая и тонкая моторика, развиваются мышцы артикуляционного и голосового аппарата, ребенок учится правильно произносить звуки, звукоподражания, слова, короткие предложения и, наконец, стихотворные тексты одновременно выполняя координированные движения. При подборе речевых игр я пользуюсь пособиями И.С. Лопухинаой “Логопедия. Речь. Ритм. Движения.”, Н. В. Нищевой “ Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи”. Эти игры провожу на подгрупповых и  индивидуальных занятиях, в них так же включаю упражнения по логоритмике. Для поддержания интереса детей  подбираю к играм атрибуты: маски, шапочки, игрушки, картинки, игровое оборудование.

Умение сосредотачиваться на звуке очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух звуки, из которых состоит наша речь. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребенок не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игр и игровых упражнений – научить детей слушать и слышать. Я использую игры в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, затем речевого слуха, и только потом перехожу к играм на формирование фонематического слуха. В кабинете есть звучащие игрушки, музыкальные инструменты, компьютерные программы,  которые помогают в решении этих задач. Для формирования фонематического восприятия используются кубики, на гранях которых изображены игровые задания.  Ребенок крутит кубик, подбрасывает его, передает другим ребятам, выбирает задание, а потом решает поставленную задачу, тем самым кроме основной речевой задачи решаются задачи по укреплению его физического и психологического состояния – это развитие общей и мелкой мускулатуры, зрительного восприятия, коммуникативной деятельности.

 Особое внимание на занятиях  уделяю играм и упражнениям на развитие мелкой моторики рук так как в логопедическую группу поступают дети имеющие моторную неловкость, неточность движений, их пальцевая моторика отстаёт от нормы. В процессе развития  пальцевой моторики  рук у детей:

- стимулируется деятельность центральной нервной системы;

- стимулируется деятельность зон коры головного мозга отвечающих за мелкую моторику;

-  развиваются мелкие мышцы пальцев и кистей рук;

- ускоряется развитие речи ребёнка.

 Использую    игры, пособия  на развитие мелкой моторики рук ,которые вызывают у детей интерес и желание играть с ними:

- верёвки для завязывания узлов;

- коврики для массажа ладоней;

- шаблоны для обведения, раскрашивания, штрихования;

- игрушки из « киндер-сюрпризов» - для вытаскивания из сухого бассейна;

- катушки – для выработки координации вращательных движений и т.д.

Материал, в котором предполагаются движения даётся в игровой форме и  сопровождается стихами, т.к. стихи  дают возможность войти в ритм движения. Проговаривание деятельности даёт большой эффект так как включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы- вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память.

Применение  разнообразных, занимательных, игровых здоровьесберегающих приёмов помогает организовать учебный процесс в логопедической группе с учетом интересов ребенка, поддержать его активность, самостоятельность, инициативность. В ходе такого взаимодействия ребенок может выбирать виды деятельности, в которых он  максимально реализовывается, (в данном случае игры), что вызывает у него удовлетворенность деятельностью и ее результатами, снимает эмоциональную напряженность, способствует оздоровлению его нервной системы . Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Произнесение звуков – это результат координированной работы всего организма, а не только артикуляционных органов. Точное выполнение упражнений для ног, рук, головы, туловища подготавливает работу губ, языка, нижней челюсти. Наш организм нуждается, чтобы его охраняли, обегали, содержали в порядке и постоянно подпитывали. Для этого и нужны здоровьесберегающие технологии. Я стараюсь сделать так, чтобы ребенок сам захотел заниматься и получал от этого удовольствие, тогда процесс развития не нанесет ущерб его здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда

Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем требуе...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя- логопеда

В настоящее время использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя – логопеда, также становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем применение здоровьесберегающих тех...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя -логопеда

Я применяю в работе здоровьесберегающие технологии, которые позволяют развивать речевое дыхание, крупную моторику, формировать произношение, фонематический слух....

Материалы из опыта работы: «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ЗПР»

Материалы из опыта работы:«Здоровьесберегающие  технологии  в  работе  учителя-логопеда с детьми с ЗПР»...

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"

Слайды к работе "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда"...

«Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками»

laquo;Эффективное использование коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с дошкольниками»...