Логопедическая игра "Ходилка"
методическая разработка по логопедии на тему

Максимова Елена Владиславовна

иллюстративный материал к методической разработке можно найти в альбоме "Ходилки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maksimova_e.v._logopedicheskie_labirinty_ili_hodilki.docx22.05 КБ

Предварительный просмотр:

Описание:

Это инновационные логопедические лабиринты /ходилки*. Инновационность данных авторских логопедических лабиринтов/ходилок заключается в том, что к любому игровому полю можно подобрать любой речевой материал. А это достигается с помощью ламинатора и текстильной ленты (липучка).

Итак, инновационность логопедических лабиринтов заключается в возможности подбора оригинального речевого материала:

  • полностью исключающий использование в составах слов звуков, которые ребёнок произносит неправильно, что соответствует основному принципу формирования правильного произношения (рис.1 – автоматизация [к]; звуковой состав слов исключает использование звуков позднего онтогенеза: [ш],[ж],[л],[р]).
  • отвечающий законам автоматизации звуков: проходя логопедические лабиринты - поставленные звуки можно автоматизировать изолированно, затем постепенно, последовательно вводить в слоги (прямые, обратные, со стечением согласных), слова (в начале, середине, конце), предложения, скороговорки и четверостишья. (рис. 2 -автоматизация [ш] в начале слова), рис.3 – автоматизация [р] в середине слова; рис.4 - автоматизация [с] в конце слова).

Для того чтобы сделать процесс автоматизации корригируемых звуков подлинно увлекательным и эффективным, что бы ребёнку не было скучно неоднократно повторять один и тот же речевой материал (а при автоматизации звуков раннего онтогенеза ооочень сложно подбирать речевой материал соответствующий основному принципу формирования правильного произношения) возможно использовать разные логопедические игровые поля. Малышу будет всё равно, что он повторяет одни и те же слова, так как в одном случае, называя предложенные картинки, он помогает художнику назвать все картинки, которые он нарисовал , а в другом -  помогает  лягушке Ква-Ква пройти через болото (рис. 5, рис.6).

Формат игровых полей может быть различным –  в  зависимости от целей и задач Вашего занятия. Если автоматизируете звук в начале (середине, конце) слова можно взять формата А4, но если Вы работаете на дифференциацией звуков, например [Р] и [Л] потребуется поле формата А3, А3*2, А3*3 так как там помещается большее количество картинок (рис. 7, рис. 8).

Если игрок попал на клетку со значком «губы», то он должен рассказать чистоговорку либо стишок, если со значком «?», то он должен  придумать слово на заданный звук, ну а если со значком «123» / «5» - то он должен считалочку. За хорошо рассказанную чистоговорку, стишок, считалку, правильно придуманное слово игрок получает право продвинуться на одну клетку вперёд (рис.6).

*Ходилка (рис. 9) - ребенок "ходит" по картинкам указательными и средними пальцами рук, наступая на картинки. Также упражнение развивает координацию  движения пальцев рук.

Цели пособия (подчёркнуты):

Вот ещё один секрет этих лабиринтов/ходилок:  они не просто инновационные, а так же и универсальны. Играя в эти лабиринты можно не только автоматизировать корригируемые звуки (рис.10), но и используя одни и те же игровые поля: проводить дифференциацию звуков(рис.11), учить (изучать) буквы (рис.12), выполнять артикуляционную гимнастику (рис.13), работать над лексическим строем речи (словарная работа) (рис. 14, рис. 15), проводить коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов (рис. 16).

Сделать задания для малыша ещё более увлекательными, эмоционально-окрашенными; направленными на становления личностных характеристик малыша, умения преодолевать неопределенность, его переживание свободы воли можно использовать следующий приём – «Ситуация выбора». Иначе говоря мы создаем необходимые условия для становления его активного Я организуя возможность ему САМОМУ выбрать картинки и составить лабиринт (рис. 17). Конечно же логопед сам должен выбрать картинки в соответствии целям и задачам упражнения заранее

Категория детей и возраст:

А так же универсальность данных логопедических лабиринтов/ходилок заключается в том, что нет жёсткого ограничения по возрасту. Можно использовать от 2,5 (больше играть в ходилочки, чем сам лабиринт) лет до 9 лет. Играть используя данное игровое пособие можно практически со всеми категориями детьми с ограниченными возможностями здоровья: с детьми с общим недоразвитием речи, с тяжёлыми нарушениями речи, с задержкой психического развития, с задержкой речевого развития, с детьми синдрома Дауна, с детским церебральным параличом, а так же с детьми развивающимися без особенностей, но имеющие нарушения в звукопроизношении.

Содержание пособия:

Вариант I.Автоматизация звука.

Цель: закрепить правильное произношение звуков, развить сообразительность, внимание, память, умение соблюдать правила.

Количество игроков: от 1 до 4 человек.

Материал: игровое поле, карточки на автоматизируемый звук (не содержащие в составе слова звуки, которые ребёнок произносит не правильно), кубик, фишки (можно использовать мелкие объёмные игрушки, например, от киндер-сюрпризов)

Ход игры: каждый игрок получает по одной фишке и ставит её на клетку «Старт». При помощи считалочки определяется очередность ходов. Игроки по очереди подбрасывают кубик и продвигаются на столько клеток вперёд, сколько выпало на кубике, по пути называя картинки. Если игрок попал на клетку со значком  изображающим губы, то он должен рассказать скороговорку либо стишок на автоматизируемый звук, если со значком изображающим знак вопроса, то он должен  придумать слово с автоматизируемым звуком. За хорошо рассказанную чистоговорку, стишок, правильно названное слово игрок получает право продвинуться на одну клетку вперёд. Побеждает тот, кто раньше всех дойдёт до «Финиша» и с большим количеством карточек. В конце можно повторить у кого какая карточка.

Вариант II.  Изучаем буквы

Цель: закрепить представление графических образов букв, развить сообразительность, внимание, память, умение соблюдать правила.

Количество игроков: от 1 до 4 человек.

Материал: игровое поле, графические образы букв (которые ребёнок уже знает), кубик, фишки (можно использовать мелкие объёмные игрушки, например, от киндер-сюрпризов)

Ход игры: каждый игрок получает по одной фишке и ставит её на клетку «Старт». При помощи считалочки определяется очередность ходов. Игроки по очереди подбрасывают кубик и продвигаются на столько клеток вперёд, сколько выпало на кубике, по пути называя буквы. Если игрок попал на клетку со значком  изображающим ладонь, то он должен угадать какую букву ведущий (логопед) нарисовал на его ладони, если со значком изображающим знак вопроса, то он должен  задумать букву и изобразить руками/телом . За угаданною букву, правильно изображённую букву игрок получает право продвинуться на одну клетку вперёд. Побеждает тот, кто раньше всех дойдёт до «Финиша» и с большим количеством карточек. В конце можно повторить у кого какая карточка.

Вариант III. Узнаем новые слова (словарная работа)

Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме, развить сообразительность, внимание, память, умение соблюдать правила.

Количество игроков: от 1 до 4 человек.

Материал: игровое поле, карточки на определённую тему, кубик, фишки (можно использовать мелкие объёмные игрушки, например, от киндер-сюрпризов)

Ход игры: каждый игрок получает по одной фишке и ставит её на клетку «Старт». При помощи считалочки определяется очередность ходов. Игроки по очереди подбрасывают кубик и продвигаются на столько клеток вперёд, сколько выпало на кубике, по пути называя картинки. Если игрок попал на клетку со значком  изображающим губы, то он должен придумать слово на заданную тему, если со значком изображающим знак вопроса, то он должен  разгадать загадку. За правильно придуманное слово, разгаданную загадку игрок получает право продвинуться на одну клетку вперёд. Побеждает тот, кто раньше всех дойдёт до «Финиша» и с большим количеством карточек. В конце можно повторить у кого какая карточка и уточнить как это всё можно назвать одним словом.

Вариант IV. Работаем над слоговой структурой слова.

Цель: преодоление нарушений слоговой структуры слов, развить сообразительность, внимание, память, умение соблюдать правила.

Количество игроков: от 1 до 4 человек.

Материал: игровое поле, кубик, фишки (можно использовать мелкие объёмные игрушки, например, от киндер-сюрпризов), карточки слов по классификации А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2. Трёхсложные слова из открытых слогов 
(охота, малина).
3. Односложные слова 
(дом, сок).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом 
(диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова
 (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов 
(тюльпан, компот).
7. Трёхсложные слова с закрытым слогом 
(бегемот, телефон).
8. Трёхсложные слова со стечением согласных 
(комната, ботинки).
9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом 
(ягнёнок, половник).
10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных 
(таблетка, матрёшка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова 
(стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова 
(лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных 
(плётка, кнопка).
14. Четырёхсложные слова из открытых слогов 
(черепаха, пианино).

Ход игры: каждый игрок получает по одной фишке и ставит её на клетку «Старт». При помощи считалочки определяется очередность ходов. Игроки по очереди подбрасывают кубик и продвигаются на столько клеток вперёд, сколько выпало на кубике, по пути называя картинки. Побеждает тот, кто раньше всех дойдёт до «Финиша» и с большим количеством карточек. В конце можно повторить у кого какая карточка.

Вариант V. Дифференциация звуков

Цель: учить различать смешиваемые звуки (по моторным признакам) и правильно употреблять их в собственной речи, развить сообразительность, внимание, память, умение соблюдать правила.

Количество игроков: от 1 до 4 человек.

Материал: игровое поле, карточки на дифференцируемые звуки (не содержащие в составе слова звуки, которые ребёнок произносит не правильно), кубик, фишки (можно использовать мелкие объёмные игрушки, например, от киндер-сюрпризов)

Ход игры: каждый игрок получает по одной фишке и ставит её на клетку «Старт». При помощи считалочки определяется очередность ходов. Игроки по очереди подбрасывают кубик и продвигаются на столько клеток вперёд, сколько выпало на кубике, по пути называя картинки. Если игрок попал на клетку со значком  изображающим губы, то он должен рассказать скороговорку либо стишок на автоматизируемый звук, если со значком изображающим знак вопроса, то он должен  придумать слово с автоматизируемым звуком. За хорошо рассказанную чистоговорку, стишок, правильно названное слово игрок получает право продвинуться на одну клетку вперёд. Побеждает тот, кто раньше всех дойдёт до «Финиша» и с большим количеством карточек. В конце можно повторить у кого какая карточка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Логопедическая разминка"

«Логопедическая разминка» - ежедневное утреннее коррекционно-развивающее занятие, проводимое логопедами отделения. Эти занятия состоят из тематических комплексов, включающих в себя: артикуляционные уп...

Конспект логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу».

Конспект открытого логопедического занятия в средней логопедической группе с элементами сказкотерапии и песочной терапии по сказке В. Сутеева «Кто сказал мяу»...

Перспективное планирование по познавательному развитию в старшей логопедической группе (ОНР)) логопедической группе

Сентябрь  НеделяЛексическаятемаПознавательное  развитиеЦелиЛитератураФормаработы1Обследование    2Обследование    3 Детский сад...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

Индивидуальное логопедическое занятие для детей старшей логопедической группы с ОНР Различение звуков [з] - [з’] на слух.

Действующими персонажами занятия являются Комар и Комарик, которые приглашают ребенка в увлекательное путешествие, и ребенок незаметно сам становится участником драматизации сказки «Комар и Кома...

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...