Главные вкладки

    Игры и упражнения для детей старшей группы для развития грамматически правильной речи.
    материал по логопедии (старшая группа) на тему

    Сапунова-Домбровская Марта Александровна

    Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. В данном конспекте подобраны упражнения для формирования и усволения ребенком как морфологических норм языка, так и синтаксических.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл grammatika_dlya_detey_5-6_let.docx814.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры и упражнения для детей старшей группы

     для развития грамматически правильной речи.

    Выполнила:  

    слушательница курса «Дошкольное образование»

    Сапунова-Домбровская Марта Александровна

    Морфологическая сторона речи

    Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы.

    Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования.

    Из навыков словоизменения (формообразования) проверяется:

    -   умение правильно употреблять окончания существительных множественного числа родительного падежа (педагог начинает фразу, ребенок заканчивает: «У Тани есть карандаши, а у Маши нет... (карандашей)», или: «В лесу живет много... (медведей, белок)», или: «В нашей комнате много... (столов, стульев)»); -   умение пользоваться предложно-падежными конструкциями (под столом, в столе, из стола).

    Из навыков словообразования проверяется:

    - умение образовывать слова при помощи суффиксов (1. Где лежит хлеб? — В хлебнице. Куда кладут соль? Как можно назвать человека, который катается на лыжах? Кто работает в библиотеке? Кто учит детей? 2. Чей хвост? Чьи уши? Чья нора? 3. Таня говорит громко, а Миша может говорить еще... громче); умение образовывать слова при помощи приставок (Мальчик к дому... (подходит); из дома... (выходит); через улицу... (переходит). Гриб, который растет под березой... (подберезовик). Чтобы одеяло не пачкалось, на него надевают... (пододеяльник).

    Освоение ребенком морфологии начинается с изменением слова по падежам:

    Упражнение.

    Усвоение морфологических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает, наряду с функцией общения, выполнять функцию сообщения через правильно сочетаемые слова в предложении, когда он овладевает монологической формой связной речи.

    Детям помогают осваивать способы словообразования существительных суффиксальным способом:

    Упражнение.

    А глаголов с помощью приставок:

    Упражнение.

    Синтаксическая сторона речи.

    Синтаксический компонент речи – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

    Синтаксис - многообразие способов построения простых и сложных предложений.

    Работа над предложением – постановка целей:

    1) Сопоставление слова и предложения как речевых единиц;

    2) Наглядно показать, что предложение состоит из слов (использовать полоску бумаги);

    3) Определение первого, последнего слова в предложении;

    4) Определение количества слов в предложении;

    5) Определение главного (кто? что? – И.п.) слова в предложении;

    6) Дать практическое представление о связи слов в предложении, необходимость согласования и управления;

    7) Наблюдение за интонацией, за понижением голоса в конце предложения;

    8) Учить определять границы предложения в небольшом тексте; Называть количество предложений. Повторять первое, второе, третье предложение;

    9) Учить составлять предложения из слов в нужной грамматической форме, затем слова даются в начальной форме.

    Упражнение.

    Работа над предложением.

    Именительный падеж.

    1. «Как слова дружат?»

    Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги.

    Педагог начинает:

    - Девочка. Сколько слов я назвала?

    - Одно.

    -Девочка играет. А сейчас сколько слов?

    -Два.

    - Чтоб вы запомнили эти слова, вместо первого слова поставим картинку (девочка), а второе слово заменим полосочкой бумаги. Теперь повторим предложение вместе: - «Девочка играет» - Кто играет? – Девочка. – Девочка что делает? – Играет. – Что мы узнали о девочке? – Девочка играет.

    - Если слова дружат, то они помогают нам что-либо узнать. Это будет предложение. Посчитайте слова в предложении. Сколько слов? Какое первое (второе) слово?

    Далее детям предлагается составить это предложение из полосок бумаги.

    1. «Посчитаем слова в предложении»

    Оборудование: сюжетные картинки, полоски бумаги (палочки).

    Педагог показывает детям картинки:

    Бабушка сидит.

    Бабушка вяжет носки.

    Девочка ест суп.

    Девочка играет.

    Предлагается из полосок составить схему предложения.

    - Почему ты положил 2 полоски? – Потому что 2 слова в предложении.

    - Какое это слово? (указывается первое слово)

    - Что делает бабушка? (сидит)

    Далее детям предлагается самостоятельно составить предложение и графически изобразить схему полосками бумаги (палочками).

    1. «Какая полоска нужна?»

    Оборудование: Длинные и короткие цветные полоски. Можно также картинки к соответствующим предложениям.

    1. Педагог: «Если я назову слово, вы должны показать короткую полоску, а если предложение – длинную».

    Ручка. Ручка лежит на столе.

    Мальчик. Мальчик взял барабан.

    Рыба. В озере много рыбы.

    Медведь. Медведь зимой спит.

    1. Педагог: «Положите сначала длинную полоску, если услышите предложение, а под длинной полоской положите столько коротких, сколько слов в предложении»:

    Белка песенки поет.

    1. «Чего не хватает»

    Оборудование: предметные картинки, полоски бумаги.

    Дети придумывают предложение, используя в качестве подлежащего картинку.

    «Маша поливает». Выкладывается схема предложения. Называют 1-е, 2-е слово, соотносят с полосками. Педагог убирает первую полоску. Предлагает прочитать предложение. «__________поливает.»

    - Получилось предложение?

    - Нет.

    - Что мы не узнали?

    - Кто поливает?

    Полоска ставится на место. Убирается вторая полоска.

    - Что получилось?

    - Маша.

    - Это будет предложение?

    - Нет. – Что мы не узнали?

    - Что делает Маша.

    Полоска возвращается. Предложение воспроизводится. Затем составляется предложение из трех слов. «Маша поливает цветы». Разбор предложения тот же.

    Упражнение.

    Словообразование.

    Словообразование входит в морфологическую составляющую грамматически правильного строя речи.

    Примеры упражнений на словообразование:

    Упражнение.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры и упражнения для детей младшей группы по развитию познавательных способностей.

    Описание игр и упражений по развитию познавательных способностей у детей младшей группы....

    Дидактические игры и упражнения по формированию словарного запаса и лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллекта

    Дидактические игры и упражнения по формированию словарного запаса и лексико-грамматического строя речи у детей с нарушениями интеллекта....

    Игры и упражнения для детей старшей группы

    Данный материал поможет в развитии координации движения, внимания и ритмичности....

    Подвижные игры и упражнения для детей старшей группы.

        Подвижная игра «Не оставайся на полу»С помощью считалки выбирается водящий-ловишка. Ловишка бегает вместе с детьми по залу (площадке). Как только воспитатель произнесе...

    Педагогический проект на тему «Развитие грамматически правильной речи детей среднего дошкольного возраста в дидактических играх»

    Хорошая речь - важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительност...

    "Игры и упражнения для детей 5 - 6 лет с общим нарушением речи по закреплению грамматических категорий и связной речи в домашних условиях" /практический материал для родителей/

    Каждый ребенок постигает родной язык собственным путем, но у всех детей существуют свои особенности в его усвоении. Русский язык, как и любой другой живет по своим правилам. Нам не всегда удается их с...