"Игры и упражнения для детей 5 - 6 лет с общим нарушением речи по закреплению грамматических категорий и связной речи в домашних условиях" /практический материал для родителей/
методическая разработка (старшая группа) на тему

Бабакова Татьяна Геннадиевна

Каждый ребенок постигает родной язык собственным путем, но у всех детей существуют свои особенности в его усвоении. Русский язык, как и любой другой живет по своим правилам. Нам не всегда удается их сформулировать, а порой даже и осознать.

Тем не менее, по мере своего речевого и интеллектуального развития, ребенок постепенно усваивает все эти правила. Помощь взрослого заключается преимущественно в том, чтобы давать ребенку образец той правильной речи, из которой он сможет «добывать» необходимую для него языковую информацию. Однако не все дети могут самостоятельно справиться с этой проблемой. Детям с нарушением речи  требуется помощь педагогов и родителей. Она заключается в том, чтобы привлечь внимание ребенка к тем скрытым процессам, которые протекают в языке и находят свое выражение в речи, на практическом уровне показать ему действие этих правил.
Данный практический материал поможет ребенку вместе с родителями преодолеть нарушение грамматических категорий и развить связную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots_set_sentyabr.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»

 «Игры и упражнения  для детей 5 - 6 лет с общим нарушением речи  по закреплению грамматических категорий и связной речи в домашних условиях»

/практический материал для родителей/

Учитель – логопед  

высшей квалификационной категории

Бабакова Т.Г.

станица Тацинская

сентябрь 2018 год

Тема:    ФРУКТЫ.   Слова – признаки.

Слова – признаки отвечают на вопросы    

Какой?       Какая?        Какое?       Какие?

1   Задание:  Описать предмет с помощью «слов – признаков»

Например:  ГРУША  (КАКАЯ?)                - сочная, спелая, жёлтая, вкусная,          

                                                   - большая,  ароматная и т.д. (можно опираться на                   зрительную опору)

 2  Подбери слова – признаки к  каждому из фруктов.

 3  Игра  « назови ласково»

 Яблоко – яблочко      

Груша – …..,          лимон -…..,                абрикос - …..,              банан - …..,                 арбуз - …..,                         дыня -…..              апельсин - …..,           мандарин - …..,          клубника -…..,            малина -….,  

 4        Игра  « вкусное варенье»

Варенье из яблок (КАКОЕ?)  яблочнОЕ  ( следить за произношением окончаний)

Из груш – …                        из абрикосов-…                   из слив –…                  из  клубники-…                                                из брусники -…                   из малины - ….,                  из черники - …..         из смородины -…

 

Добиваться от детей полных предложений.  

 5   Сравни фрукты:

   

  Лимон и яблоко: (яблоко круглое, а лимон овальный)

Груша  и  апельсин;    арбуз  и  вишня;   киви  и гранат.

Тема:    «Осень,  деревья осенью»

Задание № 1. Записать со слов ребёнка признаки осени.

                         Вспомнить названия деревьев.        

                         Назови хвойные деревья.

                         Назови лиственные деревья.

                         Предложить ребёнку назвать части дерева  (корни,

                         ствол, ветки, листья, крона) с использованием

                         иллюстрации.  Что такое береста?

  Игра «4-й лишний»

                      Дуб, рябина, ромашка, берёза.

                      Берёза, трава, тополь, клён.

                      Грибы, листопад, урожай, подснежник.

                      Зонт, сапоги, шорты, куртка.

                     

Задание №2      Игра  «какой лист»,                              «какая  ветка»

  У берёзы                     БЕРЁЗОВЫЙ                                 БЕРЁЗОВАЯ

  У липы                        …                                                     …

  У клёна

  У дуба                            следить за окончаниями

  У осины

  У рябины

  У каштана

 

 Игра «Посчитай листья»

                        Один берёзовый лист, два берёзовых листа,  три

    От 1 до 5    берёзовых листа, четыре берёзовых листа, пять

                        берёзовых листьев

                        один дубовый лист, ……

                        один липовый лист, ……

 Задание № 3. Предложите ребёнку нарисовать  осеннее дерево.

                         Попросите ребёнка показать и назвать

                         (самостоятельно) на рисунке части дерева.

 

Задание № 4. Что означает выражение?

                       «Заблудиться в трёх соснах».

Тема: «Составление сравнительного рассказа о «Золотой»     и   «Поздней» осени.

1.Составить и записать предложения с союзом «а» о «золотой» и «поздней» осени опираясь на план:

- небо, осадки, ветер

- деревья, цветы, листья трава                                 МОЖНО НАРИСОВАТЬ  РИСУНКИ.

- птицы, земля.

1.небо, осадки……

1.

2.деревья,…..

2.

3.трава, земля,…..

3.

Сначала взрослый помогает ребёнку составить сравнительный рассказ, затем ребёнок повторяет. Взрослый записывает  за ребёнком в тетради.

2.Повторить слоговые ряды. Взрослый проговаривает слоги (медленно),

 ребёнок повторяет:

ПА – БА – ПА,     ВА – ФА – ВА,     ФА – ВА – ФА

ГА – КА – ГА,      КА – ГА – ГА,       ТА – ДА – ДА

Тема: «Согласование существительных с местоимениями  МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОЙ».  

  Игра « Кто больше»

 Подобрать как можно больше предметов к местоимениям

 Мой,  моя,  моё,  мои.

 Ребёнок подбирает слова, взрослый записывает.

 Например:

 МОЙ – плащ, нож,         ……                                                                                

                                                                                                                                                                                                                 

 МОЯ – панама, чашка, .....                                                                                

                                                                                                        

                                                                                                        

 МОЁ – ведро, варенье, …..                                                                        

                                                                                                        

 МОИ -  игрушки, машины, ….                                                                                                                                                                                                                                                                                        

   Игра «Наоборот» 

 Взрослый называет         слово, ребёнок подбирает противоположное ему по смыслу. Взрослый записывает ответы ребёнка, (обращать внимание на окончания слов).

Например:

Большой  -  маленький

Узкая   -  ……                

Высокое - ……                

Чистое  - …..                        

Острый - …..                        

Светлая - …..                        

Толстый - …..                

Медленный - …..                

Тихий - …..                        

Длинное - …..                

Трудолюбивая - …..                

Смелый - …..                

Твёрдая - …..                

Новая - …..                        

Мокрая - …..                        

Тема: «ПТИЦЫ»

1. Вспомни и назови названия птиц. (Взрослый записывает за

ребёнком. Кто такие перелётные птицы?  Назови их. 

                                                                        

                                                                        

                                                                        

2. Уточнить знания о строении и внешнем виде птиц (записать)

   - какие части тела?                                                

   - чем покрыто тело птиц?                                                

   - Для чего нужны перья?                                                

   Нарисуй или приклей в тетрадь картинку с изображением

    птиц(ы).

3.  Игра «Назови ласково»  взрослый записывает за ребёнком.

    Птица – ……..(птичка)

    Перо - …                               Клюв - …                         

    Птенец - …                       Голубь - …                        

    Журавль - …                       Синица - …                        

    Крыло - …                               Воробей - …                        

    Хвост - …                        

4.   Игра «Скажи наоборот»

    Летят высоко - …                                                        

    Лететь быстро - …                                                

    Улетать - …                                                        

    Теплый ветер - …                                                        

    Вылетать из гнезда - …                                                

    Подлетать к озеру - …                                                

 5.   Подбери признак. Родитель записывает за ребёнком.

    Птица (какая?) певчая, …                                           

                                                                        

      Подбери действие.

    Птица (что делает?) летает, ……                                

                                                                        

                                        

Тема:  «Одежда»

  1. Назови предметы верхней одежды.

Какую одежду носят зимой?

Какую одежду называют демисезонной?; летней?

Какие застёжки бывают на одежде?

Что такое манжеты?

  1. Игра « Какая одежда?»

Из кожи - …(кожаная )       из трикотажа - …

Из шерсти - …                       из замши - …

Из драпа - …                         из меха - …

Из шёлка - …                         из джинсовой ткани - …

  1. Игра «Измени по образцу»

Шуба – шубы – много шуб.

Шапка - …

Шарф - …

Ремень - …

Пальто - …

Футболка - …

  1. Нарисуй по одному предмету женской, мужской и детской одежды, назови её детали.
  2. «Что лишнее»

Платье, юбка, брюки, сарафан.

Шорты, шуба, футболка, сарафан.    (Обоснуй, почему?)

  1. Сосчитай до пяти

Один вязаный шарф, два вязаных шарфа,…..

Одна тёплая куртка - …..

Одно красивое платье - …..

  1. Что означает выражение?    «Работать спустя рукава»

Тема: «Дикие животные».

1. Вспомни и назови животных, живущих в лесу. Взрослый записывает за ребёнком.                                                                                                                                                                                                                        

2. Вспомни и назови животных, живущих   в жарких странах                                                                                                                                                 

3. Нарисуй или наклей картинки с животными, живущих в лесу, затем тех животных, которые живут в жарких странах.

4. Назови части тела животного. Записать                                                                                                                                                                         

5.  Игра «Назови семью»

ПАПА                          МАМА                                  ДЕТЁНЫШ

Лис                             лисица                                     лисёнок

Волк                                                                              

Медведь                                                           

Заяц                                                                   

Кабан                                                                

Лев                                                                    

Тигр                                                                 

Слон                                                                 

5. Назови кто, чем питается, отвечай полными предложениями.

Медведь любит...                                                

Волк питается …..                                                

Заяц ….                                                        

Лиса…..                                                        

Тигр, лев…….                                                        

Слон …..                                                        

6. Вспомни, кто живёт в норе? в логове? в берлоге? под кустом?

  Дети с 4,5 лет должны отвечать  полными предложениями.

Тема: «Части тела»

  1. Рисунок

Попросите ребёнка нарисовать в тетради человека (можно девочку или мальчика) и раскрасить цв. карандашами.

Пусть ребёнок назовёт  части его тела, показывая на рисунке.

  1. Игра  «Чего не хватает?»

Взрослый  предварительно показывает часть(и) тела и называет  её,(их),  затем закрывает эту часть рукой, спрашивая:  «Чего не хватает?» 

Например: «Вот рука» спрятав за спину  «Чего не хватает?» -

 Реб.:  – «Руки».

«вот мои уши», закрыв их руками, «Чего не хватает?»

(Коленки…., живот……,  пальцы……, глаза….., пятка….., локоть……и т.д.)

  Физ.минутка:  

 Взрослый читает текст, показывает движения по тексту, ребёнок  повторяет).

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
Потом глазки закрываем,
Теперь глазки открываем.
Щечки сильно раздуваем,
Ротики мы открываем
И зубами постучим,
И немножко помолчим.

  1.  Беседа

Предварительно прочитать стих-е А. Барто «Девочка чумазая»  (Интернет)

  Давайте вспомним  стихотворение про девочку чумазую. Что испачкала девочка? (Дети отвечают “Локти”). А где у вас локти? Сколько их? (Дети отвечают “Две руки и два локтя”). Согните руки в локтях, поставьте локти на стол. (Дети выполняют). А теперь давайте покажем, как девочка ручки кверху держала, когда на солнышке лежала. (Дети показывают). Что еще измазала девочка? (Дети отвечают “Ножки и пятки”). А у вас есть пятки? Покажите. Сколько их? (Дети показывают и отвечают “Две ноги и две пятки”). Что еще грязное у девочки? (Дети отвечают “Коленки”). Покажите ваши коленки. Постучите ладошками по коленкам.

  Выучите наизусть любой понравившейся отрывок из стихотворения.

  1.  Попросите ребёнка в тетрадке обвести свою ладошку (любым цв. карандашом) и назвать пальцы. (Необходимо знать названия пальцев.)

Тема: Человек. Части тела.

  1. Весёлая зарядка для пальчиков.  

 Взрослый читает, а ребёнок указывает на упоминаемую часть тела.

Сначала медленно, затем быстрее проговаривая. (повт. 3-5 р.)

Есть на пальцах наших ногти, на руках – запястья, локти

Темя, шея, плечи, грудь и животик не забудь.

Есть колени, есть спина, но она всего одна.

Есть у нас на голове уха два и мочки две.

Брови, скулы и виски, и глаза, что так близки.

Щёки, нос и две ноздри, губы, зубы – посмотри!

Подбородок под губой. Вот, что знаем мы с тобой!

     

  1. Что не так? (добиваться от детей полных ответов!)

Чтобы быть здоровым, не нужно дышать свежим воздухом.

Глаза для того, чтобы слушать.

Уши для того, чтобы читать.

У человека две ноги, четыре руки.

       3.   Выполни задание. Выполняется из положения стоя. 

- Подними левую руку  вверх, а правую руку в сторону.

- Покажи большой палец павой руки. А теперь указательный и мизинец  

  одновременно левой руки.

- Правой рукой покажи правую бровь, а теперь левую бровь.

- Левой рукой покажи левое ухо, а теперь правое.

- Попрыгай на левой ноге.

- Поверни голову вправо,  теперь влево,  посмотри вверх, на потолок

   вниз на пол.

  1. Подбери действие.  (родители записывают за ребёнком).

          Что можно делать

        - глазами – смотреть, читать…       пальцами                                

        - руками …                           языком…                                

        - ногами…                           губами…                                

        - зубами…                           головой…                                

 

  1. Когда так говорят?

    Руки работают, а голова кормит.

   Одна голова хорошо, а две – лучше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Домашние животные и их детеныши»

Цель: Закрепление и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».

Тема: «Транспорт. Правила дорожного движения».Образовательная область: речевое развитиеФорма: подгрупповое занятие.Цель: развитие языкового чутья, связной речи и обогащение словарного запаса детей чер...

Игра-занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи

Авторская разработка с использованием интерактивных игр....

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи "Домашние животные"

задача: продолжать знакомить детей с домашними животными, устанавливать взаимосвязь жизни животных от жизни человека; познакомить с трудом животноводов; прививать любовь к до...

Конспект НОД с детьми с тяжелыми нарушениями речи по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема: «Грибы».

Данное занятие проводится с  детей подготовительной группы дошкольного возраста по теме «Грибы». Проводя с детьми это занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, учим детей видеть ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.Тема: «Правила дорожного движения».

Познакомить детей с правилами дорожного движенияЗадачи:-Расширение представлений о правилах дорожного движения.-Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительны...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Домашние животные». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...