Буква мягкий знак
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Бабакова Анна Юрьевна

Занятие в старшей подгруппе

тема: Буква мягкий знак

Цель: познакомить с буквой «Ь»

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

учить обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь

формировать умение объяснять орфограмму

Коррекционно – развивающие:

развивать фонематическое восприятие и слух,

развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно – воспитательные:

воспитывать умение взаимодействовать друг с другом,

воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: фланелеграф, касса букв, сигнальные карточки «светофор», схема для звукового анализа слова, фишки (гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук), тетради, карандаши

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Старшая подгруппа

тема: Буква мягкий знак

цель: познакомить с буквой «Ь»

задачи:

Коррекционно-обучающие:

учить обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь

формировать умение объяснять орфограмму

Коррекционно – развивающие:

развивать фонематическое восприятие и слух,

развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно – воспитательные:

воспитывать умение взаимодействовать друг с другом,

воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: фланелеграф, касса букв, сигнальные карточки «светофор», схема для звукового анализа слова, фишки (гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук), тетради, карандаши

 

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент

садится тот, кто назовет слово со звуком [Ч']

 

  1. Повторение пройденного материала:

- Что вы знаете о звуках родного языка? (Звуки бывают гласные и согласные.)

- Что вы знаете о гласных звуках? (гласные звуки бывают первого и второго ряда).

- Что вы знаете о согласных звуках? (Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими).

- Когда согласные звуки звучат в словах мягко? (Перед гласными второго ряда).

- Какие согласные звуки бывают только твёрдыми? Только мягкими?

- Дидактическое упражнение «Кто больше назовёт слов?» - прослушать и повторить за логопедом слова: уголь, пыль, пень, конь, букварь, карась, кровать, тополь, окунь, огонь, зверь, олень.

3. Знакомство с новым материалом.

1. - Как звучал последний согласный звук во всех этих словах? (Мягко).

- А почему он звучал мягко?

2 . Звуковой анализ слова угол.

- Назовите 1й звук, какой он?

- Какой звук 2, 3?

- Сколько всего звуков в слове?

 

- Замените в схеме слова последний твёрдый звук Л на мягкий. (меняем синий квадратик на зелёный).

- Как теперь звучит слово? Произнесите его!

- УГОЛЬ.

- Давайте обозначим буквами слова УГОЛ и УГОЛЬ.

- Какую нужно добавить букву, чтобы уголь превратился в уголь? (Мягкий знак).

Есть такая буква – помощница, которую пишут после согласных букв, если согласный звук в слове произносится мягко. Это буква – мягкий знак.

 

Мягкий знак – хитрый знак,

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это буква мягкий знак.

4.Развитие фонематического слуха и восприятия. Речевая зарядка.

Аль-оль-уль-иль ать-оть-уть-ить авь-овь-увь-ивь

Ась-ось-усь-ись арь-орь-урь-ирь Ань-онь-унь-инь

 

Ять-ять-ять – мы пошли гулять

Онь-онь-онь – на лугу пасётся конь

Ень-ень-ень – в саду растёт сирень

 

5. Дидактическая игра «Светофор».

Логопед произносит слова, дети должны поднять зелёный сигнал, если услышат, что последний звук в слове мягкий: стул, уголь, диван, конь, дом, сирень, комар, карась, окунь, знак, тополь, насос, пузырь, подсолнух, букварь.

6. Физминутка. Координация речи с движением.

Утром рано мы проснулись, потирают глаза

Сладко, сладко потянулись. Потягиваются

Чтобы сон ушёл, зевнули, зевают

Головой слегка тряхнули. покачивают головой

Разбудил нас бег на месте легко бегут на месте

К ванне побежали вместе.

Умывались и плескались, делают массирующие движения по лицу, шлёпают

ладонями по телу.

Зубы вычистить старались указательным пальцем «проводят» вдоль зубов

Причесались аккуратно проводят рукой сверху вниз вдоль волос.

Приоделись все опрятно делают движения руками вдоль тела сверху вниз

Не хотим мы больше спать! грозят указательным пальцем

Будем весело играть! Хлопают в ладоши

 

7.Знакомство с буквой Ь.

- Сколько букв в слове уголь?

- Сколько звуков? Букв 5, а звуков 4.

Буква Ь не обозначает звука, а только подсказывает, как надо читать согласный звук. Напечатаем новую букву:

Буква Р перевернулась.

Мягким знаком обернулась.

 

8. Закрепление нового материала.

Логопед предлагает детям послушать сказку про букву Ь.

 

Жили – были в Азбуке буквы, разные – гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости и распевали свои песенки. (Чтение детьми слогов с гласными второго ряда)

Буквы жили - не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил, она не обозначала звука.

- Что это за буква? – смеялись они.

Вот эта буква. (Логопед показывает букву Ь.)

- Как она называется? (дети называют букву).

Буква молчала, не умела говорить, никто с ней не дружил, жилось ей одиноко.

Как – то раз, стали буквы составлять слова, это было их любимое занятие.

- Послушаем, что это были за слова. Но они зашифрованы загадкой:

- Без головы, а в шляпе, одна нога – и та без сапога. (гвоздь)

Стали буквы составлять слово ГВОЗДЬ. А получается только – ГВОЗД.

- Что то у нас не так получается! – говорили буквы. Звук Д в слове мягко звучит, а у нас твёрдо. Позвали букву И встать после буквы Д.

- Что получилось? – Гвозди.

- Что же делать? Ребята, подскажите! (Надо поставить Ь.)

Позвали буквы Ь, он с радостью согласился помочь и встал в конце слова.

- Что получилось? (Гвоздь.)

Развеселились буквы и стали все приглашать в гости Ь.

Буквы предлагают ребятам отгадать другие загадки и самостоятельно напечатать отгадки:

Кто приходит, кто уходит – все её за ручку водят. (Дверь.)

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)

Спит или купается, всё не разувается.

День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь.)

С тех пор согласные буквы часто приглашают мягкий звук в гости. И не только, чтобы смягчить последний согласный в конце слова, но и в середине слова между согласными.

 

  1. Самостоятельная работа в тетрадях

Раскрасить букву мягкий знак и выполнить задания в тетраде

 

 

Итог занятия. 

С какой новой буквой познакомились дети?

Чем отличается новая буква от уже знакомых?

Зачем нужна в словах буква Ь?

Когда нам на помощь при письме приходит новая буква?

Назовите слова с мягким звуком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Мягкий знак в конце слова" (2 класс)

Конспект логопедического занятия во 2 классе...

Мягкий знак.

Конспект занятия....

Игра "Мягкий знак"

Методическая разработка игры "Мягкий знак"...

Групповое логопедическое занятие на тему «Разделительный мягкий знак». ЗПР 3 класс.

Представленный вариант интересен тем, что включает в себя подробный алгоритм построения логопедического занятия....

Коррекционно-логопедическое занятие по теме “Буква мягкий знак”.

Цель: познакомить детей с буквами русского алфавита.Задачи: развивать связную речь детей, умение отвечать на вопросы полным распространённым предложением; способствовать развитию звуко-букве...

Интерактивные игры по обучению грамоте "Буква ь" (Мягкий знак)

Познакомить детей с буквой – мягкий знак «Ь». Учить детей читать слова, изменяя их смысл посредством использования «Ь»- мягкого знака...