Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

В этой работе раскрывается значение связной речи. Описаны основные направления, которые помогут сформировать связную речь ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Развитие связной речи у детей дошкольного возраста.

Развитие связной речи является наиважнейшим условием успешности обучения ребенка. Только обладая хорошо развитой речью, ребёнок может давать развернутые ответы на сложные вопросы, полно и аргументировано излагать свои мысли.     Совершенствование связной речи у детей дошкольного возраста направлено на обогащение словарного состава, умение правильно развернуть высказывание, на умение полно, последовательно излагать, освещать тему, на развитие познавательных функций. Это имеет важное значение для обучения в школе, общение со взрослыми и детьми, формирование личностных качеств.

В работе по развитию связной речи можно выделить следующие направления:

Описательные рассказы. Необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказывания (описательного и повествовательного типа). Занятия по обучению описанию способствуют активизации зрительного и речеслухового  восприятия, внимания, памяти, наблюдательности. Уточняются представления детей об окружающих предметах, происходит активное расширение словарного запаса. Навык  описания   предметов  полезно  закреплять   в  ходе   выполнения продуктивных видов деятельности (лепка, рисование, конструирование). Сначала при рассматривании предмета (игрушки) взрослый обращает внимание детей на особенности и характерные признаки предмета. Для этого проводятся игры “Узнай по описанию”, “Угадай, кто это?”, “Какая это игрушка?”. Дети находят описываемые объекты сначала по двум-трем видимым признакам, а затем и по признакам, которые не видны, но относятся к рассматриваемой игрушке. Рассказывание об игрушке проводится сначала по вопросам воспитателя, затем в совместном рассказывании со взрослым, а после этого и самостоятельно.

Развитие речевых способностей каждого ребенка происходит под руководством взрослого и проводится в обстановке естественного общения партнеров по игре.

Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. Если вначале занятия педагог посредством вопросов направляет внимание ребенка на процесс развертывания действия, то затем ребенок сам научается выделять основные моменты в содержании рассказа. Составлению    рассказов    по    картинкам    способствует    уточнению значений   известных   ребенку   слов   и   усвоению   новых.  

Составление рассказа по сюжетной картине. Для того чтобы занятия по рассказыванию проходило успешно, за два -три дня до него организуется занятие по рассматриванию картины. Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета. Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступали к рассказам, педагог обращается к ним с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное. Используются картины из серии «Картины для детских садов» и др. Как прием развития речи используется комментированное рисование. Смысл его заключается в организации общения детей между собой и педагогом по поводу содержания изображений, которые педагог создает мелом на доске на глазах у детей. На рисунках педагог отражает занятия детей: совместные игры, прогулки,  развлечения и т. д. Сами дети также становятся объектом изображения. Такое наблюдение за деятельностью взрослого, восприятие самого появляющегося изображения, желание увидеть себя в знакомой и пережитой ситуации повышает интерес детей к работе, концентрирует внимание на рисунке, отношениях персонажей. Главное - это повышает речевую активность, стимулирует овладение речевым общением как особым видом деятельности.

При рассматривании картин дети также учатся сначала отвечать на вопросы по содержанию картины, их внимание обращается на персонажей картины, их действия, а затем они подводятся к составлению короткого рассказа сначала вместе со взрослым, затем и самостоятельно. Рассматривая картины, дети учатся составлять небольшие рассказы и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины).

Пересказ. Для развития связной речи детей учат пересказывать литературные произведения, как уже знакомые, так и впервые прочитанные на занятии. Тексты должны быть доступными ребенку по своему содержанию и форме изложения. До начала чтения рассказа педагог объясняет детям смысл трудных слов, они проговариваются хором и индивидуально. Далее проводится небольшая беседа, подводящая детей к содержанию произведения. Прочитав рассказ, педагог задает вопросы с целью выяснить, поняли ли его дети. Только после этого детей просят пересказать прочитанное.  Дети подводятся к пересказыванию литературного произведения, обучаясь умению воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам воспитателя, затем совместно с ним (взрослый называет одно слово или фразу, а ребенок заканчивает предложение), а потом воспроизводит самостоятельно.

 Важно помнить, что формирование связной речи влечет за собой развитие остальных её компонентов.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...