Скороговорки как средство развития речи
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Вальдман  Нина Сергеевна

Роль скороговорок в развитии речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skorogovorki_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

СКОРОГОВОРКИ  КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ  РЕЧИ

Одним из эффективных способов коррекционной работы по устранению речевых недостатков считаются скороговорки, также называемые чистоговорками [3]. Скороговорки или чистоговорки – это несложный, небольшой по объёму, ритмичный, часто шуточный текст, используемый для тренировки правильной артикуляции звуков, развития речевого дыхания, фонематического слуха, плавности речи и интонации.

Несмотря на простоту скороговорок, эффективность их использования в занятиях с ребенком может быть достигнута только при соблюдении строгого алгоритма:

1. Предварительный этап. Он предполагает соблюдение принципа отбора дидактического материала. Перед началом работы по заучиванию скороговорок, нужно отобрать тот речевой материал, который не содержит в себе дефектно произносимые ребенком звуки.

2. Этап заучивания скороговорки. Работу следует начинать с простых, коротких, рифмованных фраз. Лучше произносить скороговорки перед зеркалом, чтобы ребенок видел, как формируется звук. Затем, эта необходимость пропадает, поскольку малыш начнет делать это автоматически. Вначале, скороговорку следует произносить очень медленно и четко, разбивая на слоги. Необходимо объяснить ребенку смысл непонятных слов, проиллюстрировать сказанное. Очень важно на данном этапе не допустить неправильного произношения звуков, как гласных, так и согласных. В том случае, если ребенок не может запомнить текст скороговорки полезно использовать приемы мнемотехники. Мнемотехника – это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, путем образования дополнительных ассоциаций. Большинству детей сложно запомнить слова с неизвестным, абстрактным значением. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память. Для прочного и легкого запоминания следует наполнить слово содержанием. Связать его с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. Мнемотаблица – эффективный помощник при заучивании скороговорок. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию скороговорок увлекает детей, превращает занятие в игру [4]. Так, например, мнемотаблица скороговорки (рис.1) «Саша шишкой шишку сшиб», будет выглядеть следующим образом.

https://interactive-plus.ru/files/81004/81004.files/image001.jpg

Рис. 1

 

Мнемотаблица для скороговорки (рис. 2) «На дворе – трава, на траве – дрова, не руби дрова на траве двора» может быть представлена в таком виде:

https://interactive-plus.ru/files/81004/81004.files/image002.jpg

Рис. 2

 

3. Произнесение скороговорки беззвучно, артикулируя каждый звук. Работают только органы артикуляционного аппарата. Важно следить за тем, чтобы ребенок произносил скороговорку без голоса, а не шепотом или тихим голосом.

4. Произнесение скороговорки шепотом. Главная задача данного этапа, чтобы ребенок шепотом мог четко и понятно произнести всю фразу.

5. Произнесение скороговорки вслух, медленно. Затем, постепенно ускоряем темп произнесения.

6. Произнесение скороговорки шепотом, в быстром темпе.

7. Произнесение скороговорки с различной интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно [3, 5].

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста, полезно использовать пособия, в которых процесс заучивания скороговорки строится через игру: Т.А. Куликовская «Логопедические скороговорки и считалки», Е.В Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи», М.В. Смирнова «Скороговорки для развития речи», И.Г. Сухин «Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков.

Благодаря систематически проводимым игровым упражнениям со скороговорками формируется правильность, четкость и выразительность речи. Текст скороговорок расширяет словарный запас детей. Работа со скороговорками способствует развитию памяти, внимания, несет положительный, эмоциональный заряд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скороговорка как средство развития речи.

Скороговорки – чистоговорки для автоматизации и отработки в увлекательной и  шутливой форме, определённых групп звуков. Используя чистоговорки, добиваемся: Улучшение подвижности языка...

Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»

Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ  РАЗВИТИЯ  МЕЛКОЙ  МОТОРИКИ  У  ДЕТЕЙ...

Скороговорка как средство развития речи

Скороговорка - это средство развития речи....

Маленькие секреты! Скороговорки-"языковертки" в развитии речи детей дошкольного возраста

Скороговорки – это своеобразный речевой материал, который предназначается для тренировки четкости произношения и дикции у человека.Чаще всего они употребляются в логопедических целях. Традиционн...

Чистоговорки,скороговорки,стихи для развития речи.

Чистоговорки, скороговорки,стихи для  развития речи....

Статья " Скороговорки, как средство развития речи дошкольников" ( из опыта работы)

Статья предназначена для развития речи детей. Для развития четкой правильной дикции. Для развития слухового внимания и памяти, совершенствования интонационной выразительности....

Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...