методические разработки
методическая разработка по логопедии

Першина Татьяна Николаевна

Организация логопедической помощи детям дошкольного возраста

с отклонениями в речевом развитии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация логопедической помощи детям дошкольного возраста

с отклонениями в речевом развитии.

Першина Т.Н., учитель-логопед

МДОУ ЦРР "Новоорловский д/с "Алёнушка"

На сегодняшний день не вызывает сомнение тот факт, что дети с различными отклонениями в речевом развитии, посещающие массовые детские сады, не получают необходимой логопедической помощи ввиду различных  проблем, что в дальнейшем негативно сказывается на обучении в школе. Поэтому организация логопедической помощи, нуждающимся детям, является наиболее актуальной и значимой.

Федеральный государственный стандарт направлен на оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для воспитанников методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования. Это в свою очередь ставит задачу поиска новых форм взаимодействия  всех участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Работа с воспитателями – это сложная и важная часть работы учителя-логопеда. На мой взгляд, основные трудности возникают при реализации сотрудничества логопеда и воспитателя при использовании только традиционных методов и форм работы с детьми. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества. На определённом этапе жизненного пути ребёнок, имеющий  отклонения в речевом развитии, поступает в детский сад, где его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья, где его понимали и одобряли.

Поэтому  педагогам необходимо объединить свои усилия и обеспечить малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду таким образом, что это будет способствовать его развитию и коррекции, умению общаться со сверстниками.

Однако  не все педагоги дошкольных учреждений  имеют специальные знания в сфере коррекции и образования детей, нередко испытывают трудности в применении и использовании логопедических методов и приемов для организации  непосредственно-образовательной деятельности.

Большое внимание в нашем детском саду уделяем работе с педагогами по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста. Значимость такой работы состоит в том, чтобы достичь грамотного подхода воспитателей к проблеме речевого развития ребёнка в ДОУ и активизировать сотрудничество с учителем-логопедом.

В 1920 – 1930-е годы М.Е. Хватцев, определяя характер коррекционно-речевой работы, акцентировал внимание педагогов на том, что основным ее методом следует считать не систематические занятия, а «показывание в процессе обычного общения с ребенком и соответствующих игр правильного произношения». Только в тех случаях, когда у детей «речь очень расстроена и они не могут идти в уровень со своим коллективом, их следует помещать в логопедические детские очаги или детские сады (заики, дети с тяжелыми формами косноязычия)».

При анализе данных состояния речи детей массовых детских садов Н.П. Кузнецова сделала вывод о том, что большинству детей, имеющих недостатки речевого развития той или иной формы и степени выраженности, логопедическая помощь могла быть оказана педагогами детских садов.

В связи с этим возникает необходимость интегрированной логопедической работы с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии.

Учитывая научно-методологические исследования и опыт работы с детьми, имеющими речевые трудности разной степени выраженности, мы определили основную направленность логопедической работы педагогов нашего ДОУ, и конкретизировали  их деятельность на содержательно-технологическом уровне. Основная цель данного направления: создание воспитательной среды, способствующей максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению у них трудностей в речевом развитии, а при необходимости - их своевременному преодолению. Для ее достижения решается ряд взаимосвязанных задач:

  1. Диагностическая
  2. Профилактическая
  3. Коррекционная

Соотношение между диагностическим, профилактическим и коррекционно-речевым блоками и, соответственно, решаемыми педагогами в их рамках задачами находится в прямой зависимости от возраста детей.

В работе с детьми дошкольного возраста преобладающими мероприятиями  нашего ДОУ – мероприятия подготовительной направленности: ежедневные  логопедические пятиминутки, в состав которых включаются: артикуляционная, пальчиковая и дыхательная гимнастики; игры и упражнения на развитие фонематического восприятия и слуха; упражнения на постановку, автоматизацию и дифференциацию трех основных групп звуков.

С этой целью учителем-логопедом совместно с воспитателями разработаны специальные папки взаимосвязи, где имеется необходимый, соответственно с возрастом детей, материал для  пятиминуток, а также план проведения и рекомендации учителя-логопеда воспитателям и родителям возрастных групп. Предлагаемый речевой материал прост в использовании и доступен не только педагогам, но и родителям, так как апробирован в практической деятельности и помогает достичь стабильного улучшения произносительной стороны речи, фонетического слуха, развития дыхательной системы и пальчиковой моторики.

Таким образом, если педагог активно влияет на динамику и качество речевого развития своих воспитанников с самого раннего возраста, оказывается возможным значительно сократить количество детей, по отношению к которым позже могут быть поставлены коррекционные задачи. Это свидетельствует о хорошем прогностическом потенциале средств подготовительной направленности и целесообразности внедрения такой системы работы в педагогическую практику. Активное включение педагогов и родителей в образовательный процесс значительно повышает качественный уровень психофизиологического и речевого развития ребенка, способствует его социальной активности, формирует оптимистические установки по отношению его дальнейшего обучения в школе.

Литература

1. Аркин А.Е. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.

2. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб., 2002.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.,1990.

4. Крылова Н.Л. О преемственности в речевой работе воспитателя и логопеда детского сада //Дефектология. № 1. 1978.

5. Ребёнок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. М., 2001.

6. Степанова О.А. Организация логопедической работы в ДОУ. М., 2004.

7. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1981.

8. Хватцев М.Е. Об организации логопедической помощи для школьников. М., 1936.

9. Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4-7 лет. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...