Конспект совместной деятельности с детьми предшкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «В лес по грибы да по ягоды» с использованием ИКТ.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Шишкина Оксана Юрьевна

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме "Ягоды и грибы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 38 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной деятельности с детьми предшкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.  

«В лес по грибы да по ягоды»

с использованием ИКТ.

Учитель-логопед: Шишкина Оксана Юрьевна

Санкт-Петербург,

2016 г.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Автоматизация произношения и дифференциация поставленных звуков в связной речи;

- Профилактика нарушений письменной речи;

- Уточнение расширение и активизация словаря по теме «Грибы и ягоды»;

- Формирование звукослоговой структуры слов;

-Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;

- Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти);

- Развитие связной речи;

- Развитие общей и мелкой моторики;

- Координация речи с движением;

- Развитие фонематических процессов.

Воспитательные задачи:

- Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Мольберт, магнитная доска, конверт, карточки с изображением грибов и год, корзинки, картинка – загадка, аудио проигрыватель (CD MP3) с записью голоса осенней феи, звуков леса и музыкой для путешествия, проектор, ноутбук.

Предварительная работа: Беседа по теме. Разучивание подвижной игры «Ёжик».

Реализуемые образовательные технологии:

 Здоровье сберегающие технологии

Технология сохранения и стимулирования здоровья

- подвижные игры, релаксационная пауза; речь с движением

- соблюдение требований СанПиН

- создание доброжелательной атмосферы.

Игровые технологии

- дидактические игры («Распутай слоги»; «Найди съедобный гриб»; «Свари варенье») и игровые упражнения;

- развивающие игры. («Звуки леса»)

Технологии проблемного обучения

- создание проблемных ситуаций;

- задания на развитие логического мышления.

Технология сотрудничества. (Совместный поиск конверта с заданием осенней феи»).

Ход занятия:

  1. Организационный момент.  [Создание эмоционально положительного фона.  Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти).  Объявление темы занятия].

Дети проходят в зал.

Логопед: Дети посмотрите как много у нас сегодня гостей, давайте поприветствуем их.  Как вы думаете, что нас сегодня ожидает?

Дети: Не знаем

Логопед: У меня есть подсказки. Давайте попробуем отгадать загадки, может быть они помогут  нам  узнать, что мы сегодня будем делать.

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят

Артема – земляникой,

Еву – костяникой,

Симу – орешком,

Полину – сыроежкой,

Коленьку – малинкой,

Алису – хворостинкой.

(Лес)

Солнцу теплому не верьте -

Впереди метели.

В золотистой круговерти

Листья полетели.

Это я пришла с дождями,

          Листопадом и ветрами.

(Осень)

Логопед: Дети, у нас получилось две отгадки – осень и лес. Как вы думаете, куда мы сегодня пойдем?

Дети: В осенний лес.

Логопед: Правильно, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес.  А что можно делать в лесу осенью?

Дети: Гулять, собирать грибы и ягоды.

Логопед: Конечно! Мы пойдем в лес по грибы да по ягоды.

Детям раздаются корзинки для грибов и ягод.

 Но в лесу нужно соблюдать правила. Какие правила вы знаете?

Дети отвечают.

Логопед: Посмотрите, я специально подготовила для вас знаки, которые помогут вам запомнить правила поведения в лесу.

Слайды с запрещающими знаками

- не ломай и не руби деревья,

- не разжигай костер;

- не сбивай грибы, даже несъедобные;

- в лесу старайтесь ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву, от этого могут погибнуть насекомые и растения.

- не лови бабочек;

- не рви зря цветы;

- не уноси домой детенышей зверей и птиц.

Логопед:

Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай:

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

Испугаются зверушки - убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай, никогда не забывай мусор с травки убирать,

Зря цветы не надо рвать, из рогатки не стрелять.

В лес приходят отдыхать.

Зря не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Логопед: Вот такие правила нужно соблюдать в лесу!

Звучит музыка. На экране появляется слайд с изображением осенней феи.

Осенняя фея: Здравствуйте ребята! Я осенняя фея и я слышала, что вам нужно попасть в осенний лес?

Логопед: Здравствуй добрая фея, ты права, мы очень хотим попасть в осенний лес.

Осенняя фея: Я помогу вам! Но у меня есть небольшое условие.

Логопед: Хорошо. Дети, фея – хозяйка осеннего леса и чтобы нам в него попасть,  давайте внимательно послушаем, что она скажет.

Осенняя фея: Справа от ели, под желтыми листьями найдите волшебный конверт.

Дети: Нашли!

Осенняя фея: Теперь загляните в него, достаньте картинки. Назовите ласково предметы, которые вы увидите на картинках.

Дети выполняют задание.

- лес – лесок;

- ягода – ягодка;

- гриб – грибок;

- клюква - клюковка;

- черника – черничка;

- брусника – брусничка;

- мухомор – мухоморчик;

- боровик – боровичок.

Осенняя фея: Молодцы, а теперь закройте глаза, я немного поколдую. Раз два три, вокруг себя повернись, в осеннем лесу очутись!

Звучит музыка. 

Логопед: Открывайте глаза, посмотрите, где мы оказались?

Дети: В осеннем лесу

Слайд с изображением осеннего леса.

Логопед: Правильно, фея улетела, но думаю она вернется попозже, чтобы вернуть нас обратно в детский сад .

  1. Беседа о грибах и ягодах [Уточнение расширение и активизация словаря по теме «Грибы и ягоды». Развитие связной речи].

Логопед: Ну что, предлагаю отправиться на поиски грибов и ягод. Согласны?

Дети: Да!

Логопед: Но прежде чем мы отправимся, мне нужно убедиться, что вы хорошо знаете все грибы и ягоды, чтобы не набрать в корзину ядовитых. Какие вы знаете грибы? А ягоды?

Дети отвечают

Как вы понимаете слово «съедобный»? А «несъедобный»?

Дети: Съедобный – тот, который можно съесть, несъедобный – есть нельзя. 

Логопед: Верно, и грибы бывают съедобными и несъедобными. 

Логопед: Давайте сравним мухомор и опёнок, чем они похожи? А чем отличаются?

На мольберте и на слайде изображения мухомора и опёнка.

И мухомор и опёнок являются грибами, у обоих есть шляпка и ножка, оба растут в лесу. Различие в том, что опёнок съедобный гриб, а мухомор – ядовитый; у мухомора красная шляпка с белыми горошинами, а у опенка коричневая со светлым пятном в центре; мухоморы крупнее опят.

Дети отвечают.

  1. Объяснение сложных слов. [Развитие связной речи. Развитие мышления, слухового внимания].

 Логопед: А как вы думаете, почему грибы так называются? Подосиновик, подберезовик, сыроежка?

Дети объясняют.

Подосиновик – под осиной растет;

Подберезовик – под березой растет;

Сыроежка – сырой едят.

Логопед: Молодцы! А как вы думаете, кто еще может, есть грибы и ягоды кроме человека?

Дети: Лесные звери.

Логопед: Конечно! Я предлагаю вам побыть в роли таких зверей, превратиться в ежей.

  1.  Подвижная игра «Ёжик» [Координация речи с движением. Развитие общей и мелкой моторики. Автоматизация правильного произношения и дифференциация поставленных звуков в игровой деятельности.]

По сухой лесной дорожке –

Топ-топ-топ – топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

Ищет ягодки грибочки

Для сыночка или дочки

Если подкрадется волк –

Превратится ёж в клубок.

Ощетинит ёж иголки –

Не достанется он волку.

Ёж не тронет никого,

Но и ты не тронь его!

Дети стоят, слегка согнувшись.

Руки, согнутые в локтях – перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие, частые шажки.

«Собирает ягодки» - кончики пальцев соединяются, «срывают» ягоды.

Сворачиваются на полу клубком.

Встает и продолжает «топать по дорожке».

  1. Игра «Распутай слоги» [Формирование звукослоговой структуры слов].

Логопед: Дети, пока вы превращались в ежей, я перепутала все названия грибов. Помогите мне, пожалуйста. Послушайте, правильно ли я сказала.

- Си-ли-чка (лисичка)

- Ро-сы-еж-ка (сыроежка)

- Ну-шка-вол (волнушка)

- По-си-но-до-вик (подосиновик)

- Мор-хо-му (мухомор)

- Ка-по-ган (поганка)

Дети исправляют слова. На экране появляются слайды с правильными ответами.

Логопед:  Молодцы! Вы знаете все грибы, значит можно смело их собирать.  Пойдемте скорей!  

  1. Игра «Найди съедобный гриб» [Развитие зрительного внимания и восприятия. Профилактика нарушений письменной речи.]

 На слайде и на мольберте – картинка-загадка.  

Логопед: Ребята посмотрите, сколько грибов в лесу, давайте найдем только съедобные грибы. Обведем их по контуру пальцем, чтобы лучше запомнить.

Дети выполняют задание. 

Логопед: А давайте еще немного погуляем по осеннему лесу, может быть найдем что-нибудь кроме грибов? Посмотрите что это?

Дети:  Ягоды!

Логопед: Собирайте их скорее, пока не раздавили!

  1. Игра «Свари варенье» [Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). Развитие связной речи].

Логопед: Посмотрите, сколько ягод мы набрали. А что из них можно сделать?

Дети: Сварить варенье или компот, сделать начинку для пирога.

Логопед: Давайте каждый что-нибудь приготовит из своих ягод.

Дети отвечают полным ответом («Из малины я приготовлю малиновое варенье и малиновую начинку для пирога»).

Логопед: Ну что, устали гулять по лесу?

Дети: Да!

Логопед: Тогда предлагаю передохнуть.

  1. Релаксационная пауза.

Звучит спокойная музыка.

Логопед: Представьте, что вы лежите на мягком, красивом волшебном ковре. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Волшебный ковер дает ощущение приятного покоя и отдыха. Вы погружаетесь в волшебный сон.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши ручки отдыхают...

Ножки тоже отдыхают, отдыхают, засыпают.

Губы чуть приоткрываются.

Все чудесно расслабляется.

Дышится легко... ровно... глубоко...

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем.

  1. Игра «Звуки леса» [Развитие фонематических процессов. Автоматизация произношения и дифференциация поставленных звуков в связной речи].

Логопед: Дети в лесу хорошо? 

Дети: Да!

Логопед: А как еще?

Дети: В лесу волшебно, загадочно, ярко, красочно, тепло. 

Логопед: А какие звуки можно услышать в лесу?

Дети: Шелест листьев, шум ветра, шорох травы, шуршание и шипение животных.

Логопед: Хорошо, какой звук вы слышали в этих словах чаще всего?

Дети: Чаще всего мы слышали звук [ш]

Логопед: Правильно, а давайте мы с вами тоже немного пошипим. Сделаем красивую чашечку, округлим губы.

Дети проговаривают звук [ш] в правильной артикуляции. 

Логопед: Молодцы! А теперь я попрошу вас дать характеристику этому звуку.

Дети: Звук [ш] – согласный, глухой, твёрдый.

Логопед: Правильно, а теперь попробуйте поймать его. Хлопните в ладоши, когда услышите звук [ш].

Дети выполняют задание.

С – П – К – Ш – Ж – С – З – Ш

СА – КА – ША – ЗА – ША – СА

КРЫСА – КРЫША – САНИ – РЫБА – ЖУК – МЫШЬ.

  1.  Окончание занятия. [Подведение итогов. Рефлексия].

Звучит музыка. На экране слайд с изображением осенней феи.

Осенняя фея: Ребята, я прилетела, чтобы вернуть вас в детский сад. Вам понравилось в моём лесу? Закройте глаза, я снова буду колдовать. Раз два три, вокруг себя повернись, в осеннем лесу очутись!

Логопед: Вот мы и вернулись в детский сад. Вам понравилась сегодняшняя прогулка? Что вам понравилось больше всего? Что показалось вам сложным?

Дети отвечают. 

Список использованных ресурсов и литературы.

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/09/09/konspekt-sovmestnoy-obrazovatelnoy-deyatelnost-s-detmi;

  1. http://aneks.spb.ru/korrektcionnaia-pedagogika/osen-v-lesu-konspekt-sovmestnoi-deiatelnosti-logopeda-s-detmi.html;

  1. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-sovmestnoi-dejatelnosti-uchitel-logopeda-s-detmi-imeyuschimi-onr-tema-puteshestvie-v-osenii-les.html;

  1. http://zaychikcom.ru/publ/relaksacionnye_uprazhnenija_dlja_doshkolnikov/1-1-0-11;

  1. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно!», ЛИТЕРА, 2005;

  1. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР, Детство-Пресс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи "В гостях у сказки".

В этом мероприятии для организации познавательной деятельности используются разные интерактивные технологии. Они помогают активизировать интеллектуальную активность каждого ребёнка в процессе дидактич...

Конспект театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи "В гостях у сказки".

В этом мероприятии для организации познавательной деятельности используются разные интерактивные технологии. Они помогают активизировать интеллектуальную активность каждого ребёнка в процессе дидактич...

Конспект совместной деятельности с детьми предшкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Путешествие в Африку» с использованием ИКТ.

Цель: Формирование лексико-грамматического строя речи у детей предшкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.Коррекционно-образовательные задачи: - Активизация и актуализация словаря по теме &laqu...

Конспект логопедического занятия с детьми старшего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи. Тема: «Космос».

Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме «Космос», развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....

ПРОЕКТ на тему: «Использование электронных средств обучения в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Электронные средства обучения значительно расширяет поле активности воспитанников и является   одним из неотъемлемых факторов  повышения эффективности  просвещения и развития детей...

Использование ЭСО в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации совреме...