Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи. «Зимующие и перелётные птицы»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Шишкина Оксана Юрьевна

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи.

«Зимующие и перелётные птицы»

Цель: Формирование лексико-грамматического строя, просодической стороны речи у детей предшкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Активизация и актуализация словаря по теме «Зимующие и перелеиные птицы»;

- Автоматизация произношения и дифференциация поставленных звуков в связной речи;

- Профилактика нарушений письменной речи;

-  Формирование звукослоговой структуры слов;

- Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, закрепление умений правильно употреблять предлоги при составлении предложений);

- Совершенствование навыка словообразования.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;

- Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти);

- Развитие связной речи;

- Развитие общей и мелкой моторики;

- Координация речи с движением;

- Развитие фонематических процессов;

Воспитательные задачи:

 

- Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, любви и бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zimuyushchie_i_perelyotnye_ptitsy.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 38 компенсирующего вида

Невского района Санкт-Петербурга

Конспект совместной деятельности с детьми предшкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

«Зимующие и перелётные птицы»

Учитель-логопед: Шишкина Оксана Юрьевна

Санкт-Петербург,

2023 г.

Цель: Формирование лексико-грамматического строя, просодической стороны речи у детей предшкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

- Активизация и актуализация словаря по теме «Зимующие и перелеиные птицы»;

- Автоматизация произношения и дифференциация поставленных звуков в связной речи;

- Профилактика нарушений письменной речи;

-  Формирование звукослоговой структуры слов;

- Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, закрепление умений правильно употреблять предлоги при составлении предложений);

- Совершенствование навыка словообразования.

Коррекционно-развивающие задачи:

- Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия;

- Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти);

- Развитие связной речи;

- Развитие общей и мелкой моторики;

- Координация речи с движением;

- Развитие фонематических процессов;

Воспитательные задачи:

- Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Мольберт, магнитная доска, карточки с изображением зимующих и перелетных птиц, плоскостные изображения зимующих и перелетных птиц, картинка – загадка, магниты, помпоны «султанчики».

Предварительная работа: Беседа по теме. Разучивание подвижной игры «Свиристели».

Реализуемые образовательные технологии:

 Здоровьесберегающие технологии

Технология сохранения и стимулирования здоровья

- подвижные игры, речь с движением;

- соблюдение требований СанПиН;

- создание доброжелательной атмосферы.

Игровые технологии

- дидактические игры («Игра «Разложи правильно»; «Сосчитай птиц»; «Повтори за мной»; «Перепутанные слова») и игровые упражнения;

Технологии проблемного обучения

- создание проблемных ситуаций;

- задания на развитие логического мышления.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.  [Создание эмоционально положительного фона.  Развитие высших психических функций (внимания, мышления, памяти).  Объявление темы занятия].

Дети проходят в группу.

Учитель-логопед:  Дети, посмотрите, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их.  , сегодня утром я получила удивительное письмо! Какое оно большое. Интересно, от кого оно может быть? Что тут написано?
Дети: Не знаем

Учитель-логопед: У меня есть подсказки.

Все загадки отгадай

От кого письмо узнай!

Ну что ж, давайте попробуем!

1. Отгадывание загадок.

В красной шапке птица ходит.

И в коре жуков находит.

Это давний мой приятель.

А зовётся птичка … (ДЯТЕЛ)

С желтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте что за птица?  (СИНИЦА)

Во дворе я - королева.

Вон мой дом, на ветке слева.

Птица в перьях серо-черных,

Я умна, хитра, проворна.  (ВОРОНА)

Алый низ и черный хвост,

Воробья побольше рост,

Толстый клюв раздался вширь –

До чего красив …  (СНЕГИРЬ)

Возле дома, по дорожке,

Скачет собирая крошки.

Друг синиц и голубей,

Серый, шустрый  (ВОРОБЕЙ)

Учитель-логопед: Все загадки отгадали, молодцы! Ну что, вы догадались, кто прислал нам это письмо?

Дети: Птицы!

Учитель-логопед: Верно, это птицы. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте дорогие ребята! Нам сказали, что в этот детский сад ходят самые умные, добрые и любознательные дети. Поэтому, содружество птиц приглашает вас в наш клуб знатоков. Но чтобы получить звание почётных знатоков птиц, вам нужно выполнить задания, которые мы вам прислали».

Ребята посмотрите, действительно птицы прислали нам список заданий, выполнив их все, мы с вами получим звание почётных знатоков птиц! Ну что, хотите получить такое звание? Да!

2. Активизация и актуализация словаря по теме «Зимующие и перелетные птицы».

Тогда, прежде, чем мы начнем выполнять задания, давайте еще раз вспомним какие бывают птицы, чтобы точно ни в чём не ошибиться.  

Назовите, каких птиц вы видите справа на плакате?

Ответы детей

Учитель-логопед:  Как их можно назвать одним словом? (зимующие) 

Почему мы называем их «зимующими»? (они остаются у нас зимовать или прилетают к нам на зиму).

Чем зимующие птицы отличаются от других, какие у них особенности?

У зимующих птиц есть подпушек, чтобы не замёрзнуть  зимой в морозы. У них очень твёрдый клюв, он нужен для того, чтобы расколоть замерзшую кору и достать насекомых, расщеплять  шишки, для поедания зёрен, замерших ягод, крошек.

Молодцы!

Учитель-логопед: А каких птиц вы видите слева на плакате?

Ответы детей.

Назовите этих птиц одним словом? (перелётные)

Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? Они боятся сильных холодов. Осенью улетают в тёплые края в поисках привычной пищи: они питаются ягодами, зёрнами, летающими насекомыми. Многие перелётные птицы живут возле водоёмов, которые на зиму замерзают.

Ребята, а сейчас мы можем увидеть этих птиц?

Нет.

Почему? Потому что они улетели в тёплые края.

Молодцы! Теперь мы можем приступать к выполнению заданий.

3. Игра «Разложи правильно». [Ориентировка на плоскости и в схеме собственного тела. Дифференциация зимующих и перелётных птиц]/

Учитель-логопед: Итак, первое задание от сороки.  Эта проказница решила над нами подшутить и перепутала все картинки. Давайте мы разложим их правильно. Все картинки с перелётными птицами положим справа от солнышка, а с зимующими слева от снежинки? Молодцы!

Дети выполняют задание.

4. Подвижная игра «Свиристели» [Координация речи с движением. Развитие общей и мелкой моторики. Автоматизация правильного произношения и дифференциация поставленных звуков в игровой деятельности.]

Учитель-логопед: Второе задание от свиристели. Она предлагает нам вспомнить, стихотворение, которое мы учили про птиц.

Свиристели прилетели, (идут по кругу, машут руками как крыльями).
Стайкой на деревья сели (присаживаются),
И, заполнив воздух трелью (подпрыгивают руки вверх),
Оживили старый двор.(хлопают в ладоши)
Свиристели прилетели(идут по кругу, машут руками как крыльями) ,
И весёлою метелью (останавливаются, кружатся вокруг себя)
С песней флейты и свирели (делают трубочку как флейту)
Закружился хоровод (встают в хоровод держатся за руки).

Ангарина К.

Ребята, как вы думаете, почему свиристель попросила нас вспомнить именно это стихотворение? Потому что оно было про неё. Молодцы!

5. Игра «Произнеси правильно» [Формирование звукослоговой структуры слов, развитие просодической стороны речи]

Учитель- логопед: Третье задание от синицы, она предлагает нам потренировать свои клювики. Но клюв бывает только у птиц, а у человека что? Рот. Молодцы.

          Для этого мы будем чётко и красиво произносить чистоговорки про птиц. Внимательно слушаем, как я буду говорить, быстро или медленно. Громко или тихо. Выразительно или нет. И стараемся повторить так же.

ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ - улетают птицы

НЫ – НЫ – НЫ - улетают до весны

ДО – ДО – ДО - опустевшее гнездо

УШКИ – УШКИ – УШКИ - улетают все кукушки

ВЬИ – ВЬИ – ВЬИ - поют соловьи

АПЛЮ – АПЛЮ – АПЛЮ - не увидим цаплю

ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – стая белых лебедей

ШАТА – ШАТА – ШАТА - запищали кукушата

ДО – ДО – ДО - птицы вьют гнездо

ДЕ – ДЕ – ДЕ - птенчики в гнезде

ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – важные птенцы

6. Дидактическая игра «Сосчитай птиц» [Согласование числительных и существительных, развитие устойчивости и концентрации внимания]

Учитель- логопед: Четвёртое задание от снегиря, в содружестве птиц он отвечает за их количество, давайте мы поможем ему сосчитать их.

Сначала мы сосчитаем перелетных птиц (счёт от 1 до 5).

Слова: гусь, соловей, кукушка, скворец.

Ответы детей.

Учитель- логопед: А теперь будем считать зимующих птиц (счёт от 1 до 5).

Слова: синица, дятел, снегирь, ворона

Ответы детей.

7. «Стучим как дятел» [Развитие слухового и пространственного восприятия, ритмической стороны речи. Подготовка к постановке звука [Р].]

Учитель- логопед: Пятое задание от дятла. Вы слышали, как стучит дятел? Вот и нам он предлагает научиться красиво стучать своими языками. А еще он прислал нам какой-то шифр. Красный – 1, синий – 2, зеленый – 3. Как вы думаете, что это значит?

Сначала кладем 1 красный и стучим 1 раз, затем кладем 2 синих и стучим 2 раза, и последними кладем 3 зелёных и стучим 3 раза. Молодцы!

Сначала правильно выложите ряд, а затем отстучите его языком.

8. Работа с деформированным предложением. [Развитие связной речи. Закрепление правильного употребления предлогов.]

Учитель- логопед: Шестое задание от совы. Она хотела рассказать вам про птиц, но перепутала все слова в предложениях, давайте мы расставим все слова правильно и тогда, сможем узнать, что она хотела нам сказать.

У хвост сороки сорочий

К летит кормушке синица.

Перья воробья у воробьиные

Сидит ветке на дятел.

Ответы детей.

9. Звуко-слоговой анализ слова «ласточка».

Учитель-логопед: Последнее задание от ласточки. Она просит нас узнать, сколько слогов в её имени и из каких звуков оно состоит, поможем ей?

Ответы детей.

Тогда давайте вспомним правило деления на слоги.

А теперь произнесём «ласточка». Поём лас-точ-ка.

Сколько получилось слогов? Ответы детей.

Произнесите первый слог, второй слог и последний слог.

Ответы детей.

Молодцы!

А теперь назовите первый звук в слове ласточка. Звук [Л], дайте ему характеристику.

Он согласный, твёрдый, звонкий, хорошо. Значит, какой султанчик нужно взять – синий, молодцы!

Ира, пожалуйста возьми нужный султанчик и выйди вперёд.

Дети выполняют задание со всеми звуками по аналогии.

10. Окончание занятия. [Подведение итогов. Рефлексия].

Учитель- логопед: Ребята, мне показалось, что в дверь постучали, вы ничего не слышали?

            Стук в дверь.

Воспитатель: Здравствуйте, прилетали снегири и передали вам медали.

Дети надевают медали. Ребята, я поздравляю вас. Вы стали самыми настоящими знатоками птиц. Вспомните, пожалуйста, чем мы сегодня занимались?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР Беседа о зиме.

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНРБеседа о зиме....

Конспект совместной деятельности с детьми предшкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «В лес по грибы да по ягоды» с использованием ИКТ.

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме "Ягоды и грибы"...

Конспект театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи "В гостях у сказки".

В этом мероприятии для организации познавательной деятельности используются разные интерактивные технологии. Они помогают активизировать интеллектуальную активность каждого ребёнка в процессе дидактич...

Конспект театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи "В гостях у сказки".

В этом мероприятии для организации познавательной деятельности используются разные интерактивные технологии. Они помогают активизировать интеллектуальную активность каждого ребёнка в процессе дидактич...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи с использованием элементов здоровьесберегающих технологий. Непосредственно-образовательная деятельность: «Если хочешь быть здоров».

НОД  «Если хочешь  быть здоров» Цель: Создавать условия для формирования у детей потребности к здоровому образу жизни. Задачи:  Образовательная задача: С...

Конспект совместной деятельности с детьми предшкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Путешествие в Африку» с использованием ИКТ.

Цель: Формирование лексико-грамматического строя речи у детей предшкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.Коррекционно-образовательные задачи: - Активизация и актуализация словаря по теме &laqu...

Конспект Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!" Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.

Совместная деятельность с детьми подготовительной группы "Покормите птиц зимой!"Цель: закрепление у детей знаний о зимующих птицах нашего края.Задачи:Развивать познавательный интерес де...