Роль развития фонематического слуха
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Мария Анатольевна Намекунг Фометио

Данное пособие раскрывает роль фонематического слуха при развитии навыков чтения и письма и дает практические советы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_razvitiya_fonematicheskogo_sluha.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль развития фонематического слуха

при формировании навыков

чтения и письма

Подготовила учитель-логопед

Намекунг Фометио М.А.

Санкт Петербург, 2016


Примерно 1/3 детей с трудностями в формировании навыка чтения имеют те или иные недостатки в развитии устной речи. В большинстве случаев это дети, у которых наблюдались сложности (отклонения) в процессе самого речевого развития. Например, поздно начали говорить, долго не выговаривали большое количество звуков, само произношение носило нечеткий, смазанный характер, речь отличалась скудностью и бедностью речевых конструкций и т.д. Такие дети при обучении их чтению составляют группу риска, поскольку очень часто проблемы речевого характера продолжают сохраняться в виде негрубых недостатков и к школьному возрасту. Это могут быть: нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности в составлении описаний или пересказов и т.д. Поэтому детям, имевшим трудности в процессе становления речи, особенно нужны занятия по ее развитию. Будут полезны такие занятия и ребенку без речевых недостатков, так как высокий уровень речевого развития способствует как более быстрой автоматизации самого навыка чтения, так и лучшему осознанию того, что читает ребенок. Такая взаимосвязь речевого развития и чтения обуславливается в первую очередь участием механизмов речи в механизме процесса чтения и наоборот.

Механизм речи включает в себя 2 основных звена:

  1. образование слов из звуков;
  2. составление сообщений из слов

Чтение же, как вид письменной речи состоит:

  1. из процесса перевода (декодирования) буквенной модели слова в устно-языковую форму  
  2. процесса понимания письменных сообщений.

Таким образом, для того, чтобы ребенок успешно мог читать (т.е. переводить буквенную модель слова в звуковую), он должен владеть знанием фонетико-фонематического строя речи, где каждому звуку (или звукам) соответствует определенная буква, уметь правильно образовывать слова из этих звуков, знать и понимать значения образуемых слов, связывать их в сообщения и устанавливать общий смысл получаемого сообщения. Чем лучше у ребенка сформированы эти стороны речевого развития, тем лучше он оказывается подготовленным к освоению письменной речи: чтения и письма.

Недостатки в развитии той или иной сторон речи влекут за собой специфические трудности в становлении навыка чтения. Так, нарушения в звукопроизношении (трудности в произнесении свистящих звуков 3-С или шипящих Ж-Ш-Щ и т.д.) формируют нечеткое представление о звуке, искаженное его восприятие. В этом случае восприятие и усвоение соответствующих букв затрудняется. Затрудняется и процесс слияния звуков в слоги. Для усвоения слитного чтения ребенок должен соотнести букву только с определенным звуком, отдифференцировав его от других. Слить звуки в слоги — это, прежде всего, произнести их так, как они звучат в устной речи. Если у ребенка отсутствуют четкие представления о звуко-буквенном составе слова, формирование обобщенного слитного образа слога или слова происходит с трудом. Обычно подобные затруднения встречаются на первом, послоговом, этапе овладения навыком чтения. Поэтому если ваш ребенок находится на этом этапе, то мы советуем вам начать работу по развитию речи с упражнений для развития фонематического слуха. Это поможет ребенку овладеть звуковым анализом слова, автоматизировать навык соотнесения буквы с нужным звуком и их слияния в слоги, а затем в слова.

Звуковой анализ слов, характеристика звуков

гласные

согласные

При произношении гласных звуков во рту не возникает преграды для воздуха

При произношении согласных во рту возникает преграда для воздуха. Это могут быть губы, зубы или язык.

твердые

мягкие

а, о, у, э, ы, и

Перед:

- согласными – сто

-  гласными

             у, о, э, ы, а – мама

- твердым знаком - съезд

Перед:

- мягким знаком  – конь

-  гласным и   – кит

- йотированными гласными е, ё, ю, я –

меч, мяч, мёд

Всегда твердые: ш, ж, ц

Всегда мягкие: ч, щ, й

Обозначаются красным цветом

синим

зеленым

Йотированы гласные буквы

е, ё, ю, я (это сложные буквы,  состоящие из двух звуков). В звуковом анализе рассматриваются как прямые слоги (слоги слияния)

звонкие

глухие

чтобы определить звонкость согласного надо положить руку на горло или темя, если при произнесении звука ощущается вибрация значит звук звонкий. Дети называют вибрацию колокольчиком или моторчиком

б, д, г, н, з, в, р, л, ж, м

ц, к, ш, щ, х, ф, п, ч, с, т

Обозначение отдельных звуков и слогов на схемах

При составлении схемы слова гласные звуки обозначаются красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым.

а

м

мь

ма

ми

ам

амь

Гласный звук

Согласный твердый звук

Согласный

мягкий звук

Слог – слияние согласный твердый + гласный

Слог – слияние согласный мягкий + гласный

Обратный слог гласный + твердый согласный

Обратный слог гласный + мягкий согласный

План анализа слов

  1. произнести слово, сосчитать количество звуков (мак – 3 звука), отметить
  2. определить количество «купе» в вагоне ма – к (слог слияние + отдельный звук). Объясняем детям, что согласный так дружит с гласным, что они ездят в одном купе, причем гласные всегда наверху, т.к. у них хорошее настроение и они прыгают от радости.
  3. дать характеристику каждого звука и раскрасить схему
  4.    поставить ударение
  5.    разделить на слоги
  6.    написать слово

мама

кино

мак

кукла

аист

астра

123456789

123456789

123456789

123456789

123456789

кино

сказка

молоко

стакан

воин

Упражнения для развития фонематического слуха

  1. Упражнение на определение наличия того или иного звука в слове.
  2. Упражнение на нахождение места того или иного звука в слове (конец, начало, середина).
  3. С опорой на числовой ряд (1,2,3,4,... 10) упражнение в определении места звука в слове по - порядку.
  4. Упражнение в подборе рифмы к слову (ёлка - полка, лук - жук, мак - рак, конфета - газета и т.д.).
  5. Составление «звуковых цепочек» (трактор — рыба — аист – телевизор...)
  6. Составление слов из букв разрезной азбуки.
  7. Составление слов из слогов.
  8. Добавление недостающего слога (коле..., поло..., пар..., солда...).
  9. Добавление недостающего согласного звука (самолё.., шала..).
  10. Упражнение на определение первого и последнего звука в слове, количества звуков в слове, их последовательности.
  11. Деление слов на слоги, определение последовательности слогов, количества звуков в каждом слоге.
  12. Упражнение в выделении ударного слога (отхлопать слово по слогам, ударный слог хлопать громче).
  13. Отстукивание ритмических рисунков после однократного прослушивания.
  14. Исправление ошибок (Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

    Примеры:

Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.

За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.

Божья коробка,
полети на небо,
Принеси мне хлеба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение к педагогическому совещанию, на тему: "Роль дидактической игры в развитии фонематического слуха и интонационной выразительности речи"

Данна разработка предназначенна для воспитатетелей дошкольных учреждений, логопедов, для всех возрастных групп.  Надеюсь что данный материал, будет полезен и кому - то да пригодиться....

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Консультация для родителей по теме "Роль развития фонематического слуха в дошкольном возрасте"

Роль развития фонематического слухав дошкольном взрасте Воспитание правильной и чистой речи – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.Ребёнок с хорошо развитой...