Примерное календарно-тематическое планирование по развитию речи для дошкольников с задержкой психического развития.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Панина Татьяна Алексеевна

Развитие лексики. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx34.8 КБ

Предварительный просмотр:

Примерное  календарно-тематическое планирование по развитию речи для дошкольников с задержкой психического развития

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Развитие лексики.

Совершенствование грамматического строя речи.

Развитие связной речи.

Средний  возраст

Старше – подготовительный возраст

Сентябрь

4 неделя

Осень. Деревья

Формирование словаря по теме. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

 Игра «Назови ласково».

Образование множественного числа существительных.

Игра «Один – много».

Активизация словаря по теме.

Составление предложений об осени по картинке. Распространение предложений прилагательными.

Образование относительных прилагательных (тема «Деревья»).                                    Игра «Разноцветные листья».

Составление рассказа из четырех предложений об осени по картинке.

Октябрь

1 неделя

Овощи. Огород

Актуализация лексики. Ответы на вопросы педагога. Игра «Волшебный мешочек».  Образование множественного числа существительных.

Игра «Один – много».

Образование родительного падежа существительных

Упражнение «Чего не стало».

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково»

Актуализация  словаря по теме. Отгадывание и толкование загадок.

Игра «В огороде у козы Лизы».  

Образование множественного числа существительных.

 Игра «Один – много».

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково»

Составление рассказа-описания по плану по теме «Овощи»

2 неделя

Фрукты. Сад

Расширение словаря. Игра «Узнай фрукт».

Образование множественного числа существительных.

Игра «Один – много».

Образование родительногопадежа существительных

Упражнение «Чего не стало».

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Игра «Назови ласково» Составление предложений по вопросам педагога.

Игра «Волшебный мешочек» (фрукты)

Актуализация словаря по теме. Дифференциация овощей и фруктов. Игра «Поможем клоуну».

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Игра «Назови ласково»

Образование множественного числа существительных.

Игра «Один – много».

Образование относительных прилагательных по теме. Игра «Веселый повар».

 Составление загадок-описаний о фруктах с опорой на картинки.

3 неделя

Ягоды. Домашние заготовки

Расширение лексики.

Ответы на вопросы.

Диалог «За ягодами».

Игра «Собери в корзинку».

Образование множественного числа существительных.

 Игра «Один – много».

Образование родительного падежа существительных

Упражнение «Чего не стало». Обучение отгадыванию загадок о ягодах.

Актуализация словаря по теме. Рассматривание картинок. Ответы на вопросы.

Образование относительных прилагательных. Игра «Веселый повар» (по теме «Ягоды»). Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково». Образование относительных прилагательных по теме. Игра «Веселый повар».

Составление загадок-описаний о ягодах с опорой на картинки.

4 неделя

Лес. Грибы

Расширение лексики.

Ответы на вопросы. Диалог «За грибами». Образование множественного числа существительных по теме. Игра «Один – много».

Образование родительного падежа существительных

Упражнение  «Чего не стало».

Обучение отгадыванию загадок о грибах.

Актуализация и расширение словаря по теме. Игра «За грибами». Загадки.  Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Игра «Назови ласково». Образование относительных прилагательных по теме.

Игра «Веселый повар».

Составление рассказа-описания  по теме «Грибы»

5 неделя

Человек. Части тела

Актуализация и расширение словаря по теме. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Игра «Назови ласково» по теме Образование множественного числа существительных по теме. Игра «Один – много».  

Упражнение в употреблении простых распространенных предложений с предлогами. (У Вани во рту конфета.)

Расширение активного словаря многозначными словами: кисть (руки, рябины, маляра), нос (ребенка, лодки), спинка (дивана, ребенка, стула).

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра «Назови ласково» по теме.

 Образование множественного числа существительных по теме. Игра «Один – много».  

Составление рассказа «Расскажи о своем любимом друге»

Ноябрь

1 неделя

(31.10-06.11)  Дни здоровья и психолого-эмоциональной разгрузки

2 неделя

Одежда. Головные уборы.

Актуализация и расширение словаря по теме. Игра «В магазине».

 Образование множественного числа существительных по теме. Игра «Один – много».  

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.                          

Игра «Назови ласково» по теме. Игра «Большой – маленький». Образование родительного падежа существительных.

Упражнение  «Чего не стало». Повторение за педагогом рассказа-описания о куртке.

Расширение словаря по теме. Отгадывание и толкование загадок по теме.

Образование множественного числа существительных по теме. Игра «Один – много».  Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.  Игра «Назови ласково» по теме.

Образование относительных прилагательных по теме. Использование несклоняемого существительного пальто. Составлений предложений.

Составление рассказа-описания об одежде. Игра «Магазин»

3 неделя

Обувь

Рассматривание картинок по теме. Беседа.  Актуализация и расширение словаря по теме.  Образование множественного числа существительных по теме.

 Игра «Один – много».  Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.                          

Игра «Назови ласково» по теме

Расширение словаря по теме. Отгадывание и толкование загадок об обуви.

 Образование множественного числа сущ. Игра «Один-много» по теме«Обувь».

Образование род. Падежа сущ. по теме. Игра «Чего не хватает»

Согласование прилагательных с  сущ. «Какой? Какая? Какие?» Составление рассказа-описания об обуви. Игра «Магазин».

4 неделя

Электроприборы

Рассматривание картинок по теме. Беседа.  Актуализация и расширение словаря по теме.  Образование множественного числа существительных по теме.

 Игра «Один – много».

Повторение за педагогом рассказа-описания  об электроприборах с опорой на картинки.  

Игра «Магазин»

Расширение словаря по теме. Отгадывание и толкование загадок об электроприборах.

Образование множественного числа существительных.  Игра «Один – много» - по теме «Электроприборы»

Составление рассказа-описания об электроприборах с опорой на картинки.  Игра «Магазин»

Декабрь

1 неделя

Зима. Признаки зимы

Актуализация  словаря по теме. Рассматривание картины «Первый снег». Беседа по картине «Наступила зима».

Подбор определений к существительным: снег, лед, снежинка.

Сравнение двух времен года (признаки осени и зимы).

Игра «Разноцветные круги».

Расширение словаря по теме «Зима». Приметы, зимние месяцы. Рассматривание картинок. Ответы на вопросы.

Согласование прилагательных с существительными «Какой? Какая? (по теме «Зима»)

Составление рассказа-описания  по опорным картинкам «Наступила зима».

2 неделя

Мебель

Расширение словаря по теме.  Обучение отгадыванию загадок о мебели.    

Беседа с рассматриванием картинок.

 Игра «Наша квартира»

Употребление предлогов В, НА, С, ИЗ. Игра «Куклина комната»

Повторение за педагогом рассказа-описания  о стуле.

Расширение словаря по теме «Мебель». Беседа «Моя комната» с рассматриванием картинок. Отгадывание и толкование загадок о мебели.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» по теме.

Образование  относительных прилагательных.

Игра «Из чего – какой?» по теме.

Составление рассказа-описания  о мебели по плану.

3 неделя

Посуда. Продукты питания

Расширение словаря по теме «Посуда». Загадки.

Образование множественного числа существительных по теме. Игра «Один – много».

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» по теме.

Составление рассказа-описания  о посуде по плану.

Расширение словаря по теме. Формирование понятий: чайная, столовая, кухонная посуда; мучные, молочные, мясные продукты питания.

Образование множественного числа существительных по теме.

Игра «Один – много».

Согласование прилагательных с  сущ. «Какой? Какая? Какое?»

Составление рассказа-описания  о посуде по плану.

4 неделя

Новый год. Игрушки

Расширение словаря по теме. Беседа о новогоднем празднике. Рассматривание картинок «У елки». Подбор определений. Игра «Чудесный мешочек» (Игрушки)

 Образование множественного числа существительных. Игра Один-много» по теме «Игрушки»

Составление рассказа по серии картинок. «Подарок Незнайки»

Расширение словаря по теме. Беседа о новогоднем празднике. Рассматривание картинок. Загадки.

Образование относительных прилагательных. Игра с мячом «Что из чего?» по теме «Игрушки»  

Составление рассказа по представлению о том, как праздновали Новый год в семье.

5 неделя

(25.12-12.01)  Дни здоровья и психолого-эмоциональной

Январь

3 неделя

Зимние забавы

Расширение словаря по теме «Зимние забавы».

 Рассматривание картинок по теме. Употребление в речи простых предлогов. Упражнение «На горке»

Составление рассказа-описания о зиме  по опорным картинкам.

Расширение словаря по теме «Зимние забавы». Рассматривание картинок по теме. Ответы на вопросы.

Отгадывание загадок про зимний вид спорта.

Образование относительных прилагательных от существительных.

Составление рассказа-описания о зиме и зимних забавах по опорным картинкам.

4 неделя

Зимующие птицы

Рассматривание картины «У кормушки». (Кого не стало?

Кто прилетел? и т.п.) Беседа. Формирование словаря по теме. Употребление в речи простых предлогов. Игра «У кормушки»

Составление рассказа-описания о снегире по вопросам.

Рассматривание картины «У кормушки». Беседа. Употребление в речи простых предлогов.

Игра «У кормушки»

Образование притяжательных прилагательных по теме «Зимующие птицы» Игра с мячом «Чей? Чья? Чьи?»

Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.

Игра «Один – много»

Составление рассказа-описания о синице.

5 неделя

Дикие животные и их детеныши

Рассматривание фигурок диких животных.  Актуализация  словаря по теме. Беседа.

 Обучение отгадыванию загадок. Употребление существительных в винительном и творительном падеже.

Игра «Угостим животных».

Образование существительных  с суффиксами –онок-, енок-, -ат-, -ят-.

Игра «Мамы и детеныши».

Составление рассказа-описания о зайце.

Беседа о диких животных (с опорой на картинки).

Расширение словаря по теме.

Отгадывание и придумывание загадок-описаний о диких животных. Игра «Волшебный мешочек»

Притяжательные прилагательные.

Игра «Кто за деревом?»

Употребление существительных в творительном падеже.

Игра «Кто чем питается?». Составление рассказа-описания о лисе.

Февраль

1 неделя

Домашние  животные и их детеныши

Рассматривание фигурок домашних животных.  Актуализация  словаря по теме. Беседа.

Образование существительных  с суффиксами –онок-, енок-, -ат-, -ят-. Игра «Найди маму». Употребление предлогов: НА, С, В, ИЗ. Игра «Котенок и кресло».  Составление рассказа-описания о кошке и собаке по вопросам и с опорой на картинку.

Беседа о домашних животных с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме.

Отгадывание загадок.

Образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-.  

Игра «Найди маму».  

Употребление притяжательных прилагательных

Игра «Кто за забором».

Составление рассказа-описания о домашних животных по плану.

2 неделя

Домашние птицы

Рассматривание картины «Птичий двор». Формирование словаря. Беседа.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Игра с мячом «Назови ласково» по теме.

Коллективный рассказ – описание о петушке (4 предложения)

Беседа о домашних птицах с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме.

Отгадывание загадок.

Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Игра «Один – много» по теме.

Употребление притяжательных прилагательных. Игра «Чей, чья?» - яйцо, клюв, лапы, хвост и т.д.Составление рассказа-описания о домашних птицах.

3 неделя

Защитники Отечества»

Расширение словаря по теме.

Беседа о защитниках Родины.

Чтение педагогом стихотворения «НашаРодина»

Употребление существительных в дательном падеже. Игра «Кому что нужно»

Составление предложений по картинкам. Игра «Кто знает, пусть продолжает».  (Кто чем управляет)

Расширение словаря по теме.

Беседа о военных профессиях с рассматриванием картинок.

Отгадывание загадок.

Употребление существительных в творительном падеже.

Игра «Кто чем управляет».

Употребление существительных в дательном падеже. Игра «Кому что нужно»

Составление рассказа-описания о защитниках Родины.

4 неделя

«Зоопарк»

Рассматривание фигурок животных зоопарка.  Актуализация  словаря по теме. Беседа.

Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.                

 Игра «Один – много» по теме.

Коллективный рассказ – описание о животном Зоопарка.

Беседа о животных Севера и жарких стран с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме.

Отгадывание загадок.

 Образование существительных с суффиксами –онок-, -енок-.  

Игра «Найди маму»

Употребление предлогов.  Игра «Кто спрятался в Зоопарке?»

Рассказы-описания о животных Севера и жарких стран.

Март

1 неделя

Весна.

Рассматривание картинок «Вена наступила». Расширение словаря. Беседа. Закрепление знания признаков осени, зимы, весны. Игра «Разноцветные круги».

Употребление простых предлогов.

Составление предложений о весне с опорой на картинки.

Беседа о весне с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Отгадывание загадок.

Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.                

 Игра «Один – много» -  по теме. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.  

Игра «Назови ласково»- по теме.

Рассказы-описания о весне по опорным картинкам.

2 неделя

Семья. Мамин праздник

Рассматривание картинки «Поздравляем маму».  Актуализация  словаря по теме. Беседа.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.  Игра с мячом «Назови ласково» (по теме «Семья»).

Составление предложений о семье с опорой на картинки.

Беседа о семье с рассматриванием картинок.

Расширение словаря по теме.

Отгадывание загадок. Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.              

Игра «Один – много» (по теме «Семья»)

 Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.  Игра с мячом «Назови ласково» (по теме «Семья»)

3 неделя

Транспорт

Рассматривание предметных картинок и моделей машин по теме.  Актуализация  словаря по теме. Беседа. Обучение отгадыванию загадок по теме. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.  Игра с мячом «Назови ласково» - по теме.

Составление предложений о транспорте.

Беседа о транспорте с рассматриванием картинок  «Виды транспорта».  

Расширение словаря по теме.

Отгадывание загадок.

Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.    

 Игра «Один – много» (по теме «Транспорт»)

Употребление в речи предлогов.

 Игра с машинами (с комментарием действий).

 Составление рассказа-описания о транспорте по плану.

4 неделя

ПДД

Рассматривание картинок по теме. Формирование словаря. Беседа. Игра «Красный – желтый – желтый» (знания о светофоре).

Употребление в речи простых предлогов. Игра  «На улице».

Составление предложений по картинкам  по теме ПДД.

Беседа о дорожных знаках с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме.

Отгадывание загадок.

Употребление предложно-падежных формы существительных единственного  и множественного числа.

Игра «Посчитай переходы, тротуары, обочины по картинке»(1 – 3 – 5).  

Употребление в речи простых предлогов. Игра  «На улице».

Составление рассказа по картинке «На перекрестке» по плену.

5 неделя

(28.03-01.04)  Дни здоровья и психолого-эмоциональной разгрузки

Апрель

1 неделя

Профессии.

Инструменты

Рассматривание картинок по теме. Формирование словаря. Беседа.

Глагольный словарь. Игра «Кто что делает?»

Употребление существительных в творительном падеже.

Игра «Кто чем пользуется».

Составление предложений  по картинкам «Шофер водит машину»

Беседа о профессиях и инструментах с рассматриванием картинок.

Расширение словаря по теме. Рассказы детей о профессии родителей.

Отгадывание загадок.

Употребление существительных в творительном падеже.

Игра «Кто чем пользуется». Образование относительных прилагательных от существительных.   Игра «Из чего, какой?»

Составление рассказа о работниках детского сада.

2 неделя

Космос

Беседа о космосе с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме.

Новая лексика: космос, космонавт, ракета, корабль.

Употребление антонимов.

 Игра «Скажи наоборот»

(далеко - близко, высоко-низко…).

Употребление предлогов.

Игра «Ракета и космос».

Составление предложений о космосе по картинкам.

Беседа о космосе с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме.

Игра «Полетим на луну».

Отгадывание загадок.

Употребление предлогов.

Игра «Ракета и космос».

Употребление предложно-падежных формы существительных единственного  и множественного числа.

Игра «Сосчитай до пяти»

(Одна большая звезда..., одна космическая  станция …)

Пересказ рассказа «Юрий Гагарин».

3 неделя

Перелетные птицы

Беседа о перелетных птицах. Рассматриванием картины «Грачи прилетели».

Формирование  словаря по теме.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.  Игра с мячом «Назови ласково» - по теме.

Образование родительного падежа существительных.

 Игра «Кого не хватает?» по теме.

Составление предложений о перелетных птицах.

Беседа о перелетных птицах с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме.

Отгадывание загадок.

Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.    

Игра «Один – много» - по теме

Образование притяжательный прилагательных. Игра «Чей?, Чья?, Чьи?,»

Составление рассказа-описания о перелетной птице.  

4 неделя

Школа. Школьные принадлежности

Беседа о школе, школьных принадлежностях с рассматриванием картинок. Активизация словаря по теме.

Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.                    

 Игра «Один – много».

Составление предложений о школьных принадлежностях по картинкам.

Беседа о школе, школьных принадлежностях с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме.

Отгадывание загадок.

Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.                    

 Игра «Один – много»

Образование относительных прилагательных от существительных «Из чего, какой?»

Составление рассказа по серии картинок «Почему учитель ругает мальчика?».

Май

2 неделя

День Победы. Мой город

Беседа о Дне Победы с рассматриванием картинок. Активизация словаря по теме.

Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.

 Игра «Один – много».

Составление предложений о праздничном салюте по картинкам.

Беседа о Дне Победы с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме.

Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.

 Игра «Один – много»

Образование глаголов совершенного и несовершенного вида по теме «День Победы» Составление рассказа по картинке «День Победы» - возложение цветов к памятнику.

Насекомые

Рассматривание картинок. Формирование словаря. Беседа. Отгадывание, толкование загадок о насекомых.

Употребление в речи простых предлогов. Игра «Бабочка и цветы».

Составление предложений о насекомых по картинкам.

Беседа о насекомых с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме.

Отгадывание загадок.

Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.                  

Игра «Один – много»

Употребление в речи предлогов: на, под, за, в, из, из-за, из-под. Игра «На лесной полянке» - насекомые.

Составление рассказа о насекомых по плану.

3 неделя

Цветы садовые и луговые

Рассматривание картинок по теме. Расширение словаря. Беседа Отгадывание загадок.

Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.                  

Игра «Один – много» - по теме.

Использование в речи простых и сложных предлогов.

Составление рассказа-описания о цветах по образцу.

Беседа о цветах с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме.

Отгадывание загадок.

Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.                     Игра «Один – много» - по теме.

Использование в речи простых и сложных предлогов.

Составление рассказа-описания о цветах по плану (с опорой на картинки). Игра «Маленькие художники».

4 неделя

Лето, рыбы

Рассматривание картинок. Активизация словаря. Отгадывание загадок.

Игра «Аквариум».

Согласование числительных 2 и 5 с существительными. Игра «Лото – 2 и 5»

Использование в речи простых предлогов.

Составление предложений о рыбах с опорой на картинки.

Беседа о рыбах с рассматриванием картинок. Расширение словаря по теме. Отгадывание загадок.

Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.                     Игра «Один – много» - по теме.

Образование творительного падежа существительных. Игра «Кто чем питается»

Использование в речи простых и сложных предлогов. Составление рассказа-описания о речных рыбах с опорой на картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматических средств речи у дошкольников с задержкой психического развития

работа по преодолению нарушений грамматической стороны речи...

Использование дидактических игр в работе по развитию математических представлений дошкольников с задержкой психического развития

Наиболее трудным предметом для детей с задержкой психического развития дошкольного возраста является математика. Для развития познавательного интереса к математическим знаниям мы используем разнообраз...

"Развитие эмоций у дошкольников с задержкой психического развития"

В презентации предоставлен материал по работе над эмоциями с детьми ЗПР...

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью моделей и картинно-графических схем.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью моделей  и картинно-графических  схем.           В практике развития речи дошко...

Методическая разработка по развитию связной монологической речи старших дошкольников с задержкой психического развития

Особенности формирования речевой деятельности, процесса овладения языком и навыками связных высказываний у детей с ЗПР до сих пор остаются недостаточно хорошо изученными.В практике коррекционной педаг...

Современный подход к использованию диафильмов в практике коррекционной работы по подготовке к овладению связной речью у дошкольников с задержкой психического развития

Очень трогательная, добрая сказка, как в потерянной рукавичке зимовали звери, пока хозяин не вернулся за пропажей....

Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с задержкой психического развития

Проблема нарушений письменной речи – одна из самых актуальных для школьного обучения. Происходит это потому, что письмо и чтение в школе превращается в средство приобретения знаний учащимися....