Формирование грамматических средств речи у дошкольников с задержкой психического развития
учебно-методический материал по логопедии на тему

работа по преодолению нарушений грамматической стороны речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Грамматическая система русского языка очень сложна, ребенку с задержкой психического развития самостоятельно не усвоить закономерности изменения и образования слов. Для таких детей трудности  в формировании грамматических средств речи являются типичным проявлением в силу их особенностей развития. У них затруднено формирование эмпирических грамматических обобщений, по-иному происходит становление словообразовательной системы языка. Нарушения грамматических средств речи – аграмматизмы – занимают ведущее место, делая речь детей малопонятной. Имеющиеся нарушения не позволяют им в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка.

Однако коррекционная работа, направленная на активизацию познавательной деятельности и коррекцию речевых нарушений, позволяет компенсировать отставание в речевом развитии детей и подготовить их к поступлению в общеобразовательную школу.

Последовательность логопедической работы над словоизменением и словообразованием определяется закономерностями нормального онтогенеза, особенностями усвоения морфологической системы языка детьми с задержкой психического развития, а также взаимодействием в развитии морфологической и синтаксической системы языка.

Логопедическая работа по усвоению правильной грамматической формы осуществляется в следующей последовательности:

  • уточнение, дифференциация грамматического значения ряда словоформ в импрессивной речи;
  • образование словоформ в экспрессивной речи;
  • закрепление правильного употребления словоформ в устной речи (в словосочетаниях, предложениях, связной речи).

Формирование функции словоизменения

Содержание работы по формированию словоизменения включает следующие направления:

1. Дифференциация имен существительных ед. и мн. числа.

2. Образование косвенных падежей ед. числа имен существительных (без предлогов). Проводится в следующей последовательности: винительный падеж, родительный падеж, дательный падеж, творительный падеж.

3. Образование предложно-падежных конструкций (со значением местонахождения). Дифференцируются наиболее простые по семантике пространственные предлоги в, на, под, за, перед, около.

4. Согласование глаголов настоящего времени с именами существительными в числе.

5. Дифференциация настоящего и прошедшего времени глаголов несовершенного вида (рисует – рисовал).

6. Согласование глаголов прошедшего времени с именами существительными в роде (мальчик качался, девочка…, кресло…, ребята…).

7. Согласование имен прилагательных с именами существительными именительного падежа в роде.

8. Согласование имен прилагательных с именами существительными в косвенных падежах в числе:

- в беспредложных конструкциях (ед., мн. числе);

- в конструкциях с предлогами (ед., мн. числе).

9. Согласование имен существительных с местоимениями в роде, числе, падеже.

 Формирование функции словообразования

В процессе работы решаются следующие задачи:

- совершенствование словаря в процессе подбора родственных слов, образования новых слов универсальными способами (при помощи приставок и суффиксов);

- воспитание у детей языкового чутья, т.е. зрительного и слухового внимания к слову. Умения чувствовать и понимать его лексические оттенки;

- формирование у детей умения различать приставки и предлоги, опираясь на смысловые значения предлогов и лексический оттенок слова с приставкой и без нее.

При формировании навыков словообразования работа ведется по следующим разделам:

1. Словообразование при помощи суффиксов:

- образование уменьшительно-ласкательной формы существительных с суффиксами -к-, -ик-, -чик- (кот – котик, гриб – грибочек);

- образование увеличительной формы существительных с суффиксом -ищ-,  (дом – домище, гора – горища);

- образование существительных мужского рода с суффиксом -щик-(стекольщик, кладовщик, танцовщик);

- образование существительных мужского рода с суффиксом -чик-( летчик, грузчик, разведчик)

- образование существительных, обозначающих лиц женского рода с суффиксами -ниц-, -иц-( художник- художница, учитель – учительница, певец – певица)

- образование уменьшительной формы прилагательных с суффиксами -оньк-, -еньк-  (гладкий – гладенький, серый – серенький);

- образование относительных прилагательных от наречий, глаголов, существительных с различными значениями с суффиксами -н-, -ан-, -ян-, -ен, -ов-  (соль – соленый, дуб – дубовый, молоко – молочный, сахар - сахарный);

- образование притяжательных прилагательных от существительных и глаголов с суффиксом -ин-, -и-, -ущ- (заяц – заячий, лиса – лисий, бегу – бегущий);

- образование качественных прилагательных с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-, -оват-, -еньк ( молчать – молчаливый)

2. Словообразование при помощи приставок:

- образование приставочных глаголов с одинаковыми приставками в-, вы-, на-, вы-, пространственного значения с приставками при-, с-, у-. под-, от-, за-, пере-, до- (подбежал – подплыл);

- образование приставочных глаголов с разными приставками (вышел – пришел)

3. Дифференциация приставок и предлогов.

Коррекционную работу по грамматике с детьми, имеющими задержку психического развития, следует проводить во всех видах деятельности. Использование разнообразных игровых приемов, проблемных вопросов, подбора разнообразного наглядного материала повышает интерес детей, развивает внимание к слову, к его оттенкам и значениям и оказывается наиболее продуктивным в работе с детьми.

Эффективность коррекционных упражнений зависит также от соблюдения следующих условий:

- Систематическое проведение занятий;

- Размещение упражнений в порядке нарастающей сложности;

- Подчиненность заданий выбранной теме;

- Вариативность упражнений;

- Развитие и воспитание внимания.

Предлагаю игры и игровые упражнения, которые использую в работе над формированием грамматических средств речи.

Игры и игровые упражнения

для формирование функции словоизменения

«Мишка-хвастунишка»

Цель: учить изменять и употреблять имена существительные в родительном падеже.

Оборудование: предметные картинки или мелкие игрушки.

Содержание: На роль мишки-хвастунишки выбирается ребенок, остальные дети получают предметные картинки или мелкие игрушки. Мишка переходит от ребенка к ребенку и, рассмотрев картинку или игрушку, говорит: «У тебя одна чашка, а у меня в берлоге много чашек!» или «У тебя одна машинка, а у меня в берлоге много машинок!» Дети отвечают мишке-хвастунишке: «Здесь нет твоих машинок, а моя – вот она!» и т.д. Таким образом мишка обходит всех детей, после чего можно выбирать нового мишку. Детям сменить картинки и предметы.

Игра «Было-осталось-стало»

Цель: учить изменять и употреблять имена существительные в родительном падеже, согласовывать имена существительные с числительными; закрепить формирование грамматической категории мн. числа имен существительных.

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки.

Содержание: На магнитной доске выставляются картинки, либо убираются, детям предлагается правильно сказать:

было пять белок - осталось две …(белки), было два зайца - стало пять …(зайцев) ; и т.д. с картинками: лиса, волк, медведь

«Подскажи Незнайке»

Цель: Закрепление форм творительного падежа.

Оборудование: предметные картинки или игрушки.

Ход игры:

Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.

Помогите ему узнать, чем он будет выполнять работу.

Пилить (пилой), стучать… , строгать… , сверлить… , резать… , копать… , подметать…

А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.

-Дополните предложение и повторите его полностью.

-Знайка рисует (что? чем?)

-Пончик намазывает (что? чем?)

-Винтик грозит (кому? чем?)

-Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем?)

-Поэт Цветик пишет (кому? что? чем?)

-Синеглазка стирает (кому? что? чем?)

«Что чем делают?»

Цель: расширить словарный запас, научить составлять словосочетания и согласовывать глагол с существительным, усвоить форму творительного падежа множественного числа.

Наглядный материал: предметные картинки.

Ход игры: детям раздавались предметные картинки с изображением инструментов во множественном числе: пилы, топоры, лопаты, иглы, ножи, ножницы и т.д., дети должны были составить словосочетания, отвечая на вопрос «Чем пилят (копают, шьют, режут и т.д.)?».

«Птичка и кошка»

Цель: формировать умение правильно использовать в речи предлоги В, НА, С, ИЗ, ПОД; изменять имена существительные в косвенных падежах.

Оборудование: фланелеграф, плоскостные изображения: избушка, дерево, скамейка, птичка, кошка, дед, бабка.

Содержание: Логопед размещает изображения на фланелеграфе: посередине избушка, перед ней дерево, под ним скамейка.

Дети дополняют предложения. Сказанные логопедом и расставляют предметы.

-Дед вышел откуда? (из избушки)

-И сел куда? (на скамейку)

-Под чем? (под деревом)

-Птичка сидела где? (на дереве) и пела.

Услышала ее кошка и прыгнула.

-За кем? (за птичкой)

-Куда? (на дерево)

-Но птичка улетела и села.

-Куда? (на крышу избушки)

-кошка полезла за кем? (за птичкой)

Но птичка улетела.

-Бабушка вышла откуда? (из избушки)

-Рассердилась на кого? (на кошку)

-И прогнала ее куда? (на чердак)

Игровые упражнения

для формирование функции словообразования

 «Что у гномика?

Цель: учить образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметы кукольной посуды, мебели, одежды; игрушка-гном.

Содержание: Логопед показывает ребенку кукольную посуду, мебель, одежду (при работе с группой детей каждому раздается по 2-3 предмета). Затем, сравнивая их с настоящими предметами, объясняет, что маленькие предметы мы называем по-другому – ласково: ложечка, шкафчик, пальтишко и т.д. (утрированно произнося последний слог). Логопед предлагает ребенку поиграть: «Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик. И все-все у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика носик; у нас шапка, а у гномика - ?» (ребенок, у которого находится соответствующий предмет, называет его ласково).

Предлагается образовать уменьшительно-ласкательную форму от существительных:

куртка-               комната-                         кровать-

пальто-               кухня-                             кресло-

брюки-                кастрюля-                       шкаф-

носки-                 окно-                               стол-  и т.д.

туфли-                 огород-

 

«Сказка о зайчишке-хвастунишке»

Цель: учить образовывать имена существительные с помощью суффикса с увеличительным значением и с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.

Оборудование: игрушки - зайцы и медведь.

Содержание: На столе расставляются персонажи сказки: зайцы и медведь.

Логопед предлагает детям послушать сказку и договорить слова: «Однажды зимой на белую снежную поляну прискакал белый заяц и стал хвастаться перед другими белыми зайцами.

-Я не заяц, я зайчище.

У меня не глаза, а глазищи,

Не зубы, а зубищи, не усы, а усищи, не хвост, а хвостище, не лапы, а лапищи.

Тут на белую снежную поляну вышел мудрый лось, он услышал, как хвастается заяц, и очень удивился.

-Какой же ты заяц хвастунишка. Ты же маленький. У тебя не глазищи, а глазки, не зубищи, а зубки, не усища, а усики, не хвостище, а хвостик, не лапищи, а лапки.

Стало белому зайцу стыдно, и он решил, что никогда больше не будет хвастаться».

«Строим башню»

Цель: учить образовывать имена существительные – названия детенышей животных в ед. и мн. числе с помощью суффиксов.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных и их детенышей, разноцветные кубики из конструктора Lego.

Содержание: Каждому ребенку даются кубики своего цвета. Логопед называет слово-название животного, дети должны назвать детеныша этого животного. Отвечает тот ребенок, который первый хлопнет в ладоши; если ответ правильный. Он бежит ставить кубик в общую «башню». Выигрывает тот, чьих кубиков в башне окажется больше (по цвету).

медведь-медвежонок                     медведи-медвежата

волк-                                                волки-

белка-                                              белки-

лев-                                                  львы-

заяц-                                                зайцы-

еж-                                                   ежи-

барсук-                                            барсуки-

лиса-                                                лисы-

«Чей, чья, чье?»

Цель: учить образовывать притяжательные имена прилагательные.

Оборудование: наборы цветных геометрических фигур (кругов и треугольников).

Содержание: Из набора цветных геометрических фигур (кругов и треугольников) дети выбирают фигуры определенного цвета, соответствующего окраске заданного животного, выкладывают на столе круг и называют животное, затем подкладывают к кругу треугольники и называют части тела животных, образую притяжательные прилагательные. Например: Серый волк - серый волчий хвост, серая волчья лапа, серое волчье ухо.

Белый медведь - белый медвежий хвост, белая медвежья лапа, белое медвежье ухо.

«Всему свое место»

Цель: учить образовывать имена существительные с помощью суффикса -ниц-.

Оборудование: предметные картинки.

Содержание: Детям предлагается назвать изображенные на картинках предметы, (хлеб, сахар, конфеты, мыло), ответить на вопрос «где хранятся эти предметы?» и подобрать соответствующую картинку (хлебница, сахарница).

«Скажи наоборот»

Цель: учить образовывать приставочные глаголы, противоположные по смыслу.

Оборудование: мяч.

Содержание: Логопед  называет слово-действие, бросает мяч ребенку, который образует слово-действие, противоположное этому по значению и возвращает мяч логопеду.

РАЗвязать-                                      Вбежать-

РАЗдвинуть-                                   Внести-

РАЗложить-                                    Въехать-

РАЗвернуть-                                   Ввести-

РАЗлепить-                                     Вползти-

НАливает – ВЫливает;                Входит – ВЫходит;

ЗАкрывает – ОТкрывает;             ПРИплывает – ОТплывает;

СОбирает – РАЗбирает;               ПОДъезжает – ОТъезжает.

«Путешествие»

Цель: учить различать по смыслу глаголы с общей корневой частью и разными приставками; учить подбирать при составлении словосочетаний нужный по смыслу приставочный глагол.

Оборудование: конструктор, игрушка-машинка.

Содержание: Из конструктора строится мостик, гараж, ворота, домик и т.д. Затем взрослый берет машинку и производит с ней разные действия, о которых рассказывает детям:

-Машинка выехала из гаража, въехала на мостик, съехала с мостика. Объехала яму. Подъехала к воротам, заехала в ворота, доехала до дома, объехала дом и т.п.

Затем, производя те же действия, взрослый просит ребенка «подсказать» правильное слово-действие:

-Машинка из гаража - ?

-Машинка к дому - ?

-От дома - ?

-В ворота - ?            и т.п.

Список литературы:

1. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей – М., 2000.

2. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб., 2001.

3. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 /Под ред. С.Г. Шевченко. – М., 2003.

4. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. – СПб., 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития

Речь – одна из важнейших функций, необходимых для психического развития ребенка. Построенная в соответствии с грамматическими нормами она является надежным средством общения и познания окр...

«Формирование познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития»

В структурном подразделении «Детский сад «Надежда» в группах компенсирующей направленности воспитываются и обучаются дошкольники с задержкой психического развития различной этиологии. В начале (конце)...

Презентация «Формирование познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития»

Задержка психического развития –наиболее яркий вариант задержанного развития (по классификации дизонтогенеза) характеризующийся снижением темпа психического развития...

Дидактические игры и информационные компьютерные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей с задержкой психического развития

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР, имеющих ЗПР самым распространенным недостатком речи является нарушение звукопроизношения, которое может встречаться на любом уровне общего недоразвития реч...

Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактической игры и компьютерных технологий.

Обоснована роль коррекционного обучения для развития лексико-грамматических категорий у детей с задержкой психического развития. Даны примерные виды игровых упражнений для развития речи у дошкольника...

Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития

Особенности грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития...