Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактической игры и компьютерных технологий.
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Маточкина Татьяна Сергеевна

Обоснована роль коррекционного обучения для развития лексико-грамматических категорий у детей с задержкой психического развития. Даны примерные виды игровых упражнений для развития речи у дошкольника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактической игры и компьютерных технологий.

 В последние годы отмечается значительное увеличение количества детей с речевыми нарушениями. Отклонения в развитии речи отрицательно влияет на психическое развитие ребёнка, задерживают формирование познавательных процессов, затрудняют его общение и, следовательно, препятствуют становлению полноценной личности. В дальнейшем такие дети испытывают трудности при освоении школьной программы. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы школьной программы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников. Поэтому формирование лексико-грамматических конструкций у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной проблемой на сегодняшний день. [7, c. 46]

Практический опыт работы педагогов дошкольных коррекционных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития.

 В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, выбор адекватных программ обучения и воспитания стала одной и самых актуальных. Известно, что именно дошкольный период обеспечивает общее развитие ребенка, в связи с этим ранняя коррекция отклонений в речевом развитии детей является главным условием эффективности обучения. Практическое усвоение лексических средств языка – первая задача коррекционного обучения детей, имеющих задержку психического развития. [1, c. 132]

При задержке психического развития формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил. Вопросами коррекции лексико-грамматической стороны речи у дошкольников занимались ведущие специалисты Л.Н. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Н.А. Чевелева, Ткаченко Т.А. Тумаковой Т.В. и др.

 Работа по развитию речи строится на подборе лексического материала по тематическому принципу, так как это способствует: систематизированному усвоению и запоминанию; неоднократному повторению в течение всего периода обучения; повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности. Каждая тема разрабатывается по следующим направлениям:

         - развитие словаря: активизация и обогащение словаря по теме;

-описание частей предметов, особенностей строения;

- название действий с данными по теме предметами; название признаков по нескольким параметрам (форма, цвет, размер, внешний вид, повадки и т.д.);

         - формирование грамматических представлений: упражнения на словоизменение (число, род, падеж);

- упражнение на словообразование (уменьшительные и увеличительные суффиксы, приставочные глаголы; относительные, притяжательные, качественные прилагательные);

-употребление предлогов; составление предложений различной структуры с постепенным усложнением.

           Эффективность логопедической работы определяется ее системным воздействием с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей познавательной и речевой деятельности детей с ЗПР. [5, с.109]

Для решения всех задач речевого развития используются дидактические игры. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Специальные дидактические игры, направленные на развитие слухового восприятия, внимания к звукам, а в дальнейшем на развитие фонематического слуха, и специальные занятия и по развитию артикуляционного аппарата ведут к развитию предпосылок формирования звуковой и грамматической стороны речи.

Дидактические игры – эффективное средство закрепления лексико-грамматических навыков, так как благодаря эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3 направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь. Обогащение словаря осуществляется в основном на материале имён существительных, прилагательных, глаголов, наречий.[2, с 45]. Пример:

 Словарный запас.

«Кто что делает?»

 «Расскажи, какой он?»

 «Говори наоборот»

Словообразование.

«Расскажи, из чего?»

«Семейка слов»

-Птичка вылетела из скворечника

Грамматика.

 «Один или много»

«Что красное? Синее? Зеленое?»

 «Цифровое поле»

Понимание и употребление предлогов

«Где стоит мальчик? – за забором»

Речь детей с ЗПР совсем не готова ещё служить средством познания. Поэтому стоит задача сформировать познавательную функцию. Чтобы заинтересовать данных детей, сделать их обучение более интересным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития ВПФ, новые технологии. Подача материала на логопедическом занятии должна быть более индивидуализированной. [6, c. 32]

Рассмотрим существующие компьютерные программы, направленные на преодоление речевых нарушений, в том числе и коррекцию лексико-грамматических отклонений.

- «Интерактивные речевые игры» Аскульская Л. В.

- «Логопедические упражнения». Серия «В помощь логопеду».

- «Слоговая структура слова. Системный метод устранения нарушений». Н.С. Четверушкина.

Специализированная компьютерная технология коррекции задержки психического развития «Игры для Тигры». Автором учебных и методических материалов, на основе которых составлена программа является методист - кандидат педагогических наук Л.Р.Лизунова. Научный руководитель - кандидат педагогических наук, профессор Уральского государственного педагогического университета З.А.Репина.

Формирование лексико-грамматических категорий является важнейшей задачей коррекционно-педагогического процесса в условиях группы компенсирующего вида для детей с ЗПР. Психологические и возрастные особенности детей 5 – 6 лет, а также современный уровень развития новых технологий приводит к возможности и необходимости использовать новые приемы педагогического воздействия на детей.

Использование информационно-коммуникационных технологий является средством повышения познавательного интереса детей на занятиях, повышения их положительного эмоционального настроя, и как следствие, более высокой эффективности коррекционно-педагогической работы, но при этом, следует отметить, что использование новых технологий не должно полностью вытеснять традиционные методы образовательного процесса. Только разнообразная, гармонично и целостно выстроенная коррекционно-педагогическая деятельность может привести к достижению положительного результата, что является основной целью коррекционного воздействия учителя - логопеда.

Список литературы

  1. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи / А.Г. Арушанова. – М., 2005. – 296с.
  2. Выгодский Л.И. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка //Вопросы психологии.1966. № 6
  3. Интернет-ресурс http://www.logozavr.ru/.
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С. В. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Гуманит. Издание центр ВЛАДОС, 2008.304 с.
  5. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13).
  6. Матвеева, Н.Н. Психокоррекция задержки речевого развития у детей / Н.Н.Матвеева. – М.,2005.-95с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у старших дошкольников с задержкой психического развития в проектной деятельности

Использование проектной деятельности в работе с дошкольниками с ЗПР является наиболее актуальным в настоящее время, так как метод проектов способствует активному вовлечению дошкольников в ис...

Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Перспективный план работы по развитию восприятия и ориентировки в пространстве детей с задержкой психического развития посредством дидактической игры

Работа по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным здесь явл...

Консультация для воспитателей: «Развитие мышления у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития через дидактические игры"

В данной статье представлены материалы по развитию мышления  у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития. Даны примеры игр и упражнений, показаны этапы формирования мышлени...

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Статья посвящена проблеме психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), направленного на диагностику уровня развития словесно-логи...

Активизация лексических средств языка у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством использования методического пособия "Фразовый конструктор"

           Активизация лексических средств языка - это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспе...