ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
статья по коррекционной педагогике

Бурцева Наталья Валерьевна

Статья посвящена проблеме психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), направленного на диагностику уровня развития словесно-логического мышления данной категории лиц. Дается описание диагностического инструментария, отобранного в соответствии с требованиями возраста и нозологии, типологическими и индивидуальными особенностями субъектов исследования, условиями проведения психолого-педагогического обследования. Представлен количественный и качественный анализ результатов констатирующего этапа экспериментального исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Бурцева Наталья Валерьевна

Студентка 1 курса магистратуры, заочное отд., Уральский государственный педагогический университет 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: tata03bur@mail.ru.

Научный руководитель: Христолюбова Людмила Викторовна, канд. фил. наук, доцент кафедры теории и методики обучения лиц с ОВЗ, Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Россия.

Аннотация. Предлагаемая статья посвящена проблеме формирования мышления как психологического феномена тесно связанного с речью. Рассматривается комплекс дидактических игр направленных на формирование элементов словесно-логического мышления дошкольников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: старшие дошкольники, задержка психического развития, словесно-логическое мышление.

THE FORMATION OF VERBAL-LOGICAL THINKING OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION BY MEANS OF DIDACTIC GAMES

Burceva Natalia Valeryevna, 1nd year master student intramural, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Research advisor: Khristolyubova Lyudmila Viktorovna, Candidate of Philology, associate professor, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Summar. The article is devoted to the problem of formation of thinking as a psychological phenomenon closely related to speech. The complex of didactic games aimed at the formation of elements of verbal-logical thinking of preschool children with mental retardation is considered.

Key words: senior preschoolers, mental retardation, verbal-logical thinking

Познавательное развитие ребенка дошкольного возраста отождествляется с развитием всех его психических процессов, в том числе и с мышлением, которое занимает среди них особое место. Мышление рассматривается как социально обусловленный,  тесно связанный с речевой деятельностью познавательный психический процесс, для него характерно  обобщение и отражение опосредованной связи и отношений между субъектами и объектами окружающего мира. Именно поэтому мыслительные (когнитивные) процессы находятся в неразрывном единстве с речевыми процессами: словесная/языковая форма помогает сформулировать и выразить отражение существующих связей и отношений между предметами. Данное положение особенно значимо при работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Когнитивные процессы, представленные в словесно-логической форме, у детей с ЗПР в значительной степени отличаются от тех же процессов у обучающихся с нормой развития. Мыслительные операции, связанные с анализом и синтезом, обобщением и сравнением, умозаключениями,  суждениями и  абстрагированием, в этом случае должны протекать в сочетании с внешней и внутренней речью. Опосредованно они должны быть связаны и с системой языка, что у детей с ЗПР не происходит.  

Исследования познавательной сферы дошкольников с ЗПР доказали, что в большинстве случаев нарушение мыслительного компонента выступает в качестве одного из основных нарушений развития детей с ЗПР, при этом интеллектуальная недостаточность, присущая данной категории детей имеет вторичный характер, определяемый отставанием в развитии отдельных компонентов мыслительной деятельности. Без специального обучения им будет сложно перейти на более высокую ступень образования, они не смогут успешно социализироваться и включиться в систему школьных отношений (тем более, если это будет инклюзивное обучение).  

С учетом того, что у детей старшего дошкольного возраста ведущим видом деятельности остается игра, то организация коррекционного/абилитационного/реабилитационного обучения напрямую связана с игровыми технологиями. Выбор игровых технологий и всех дидактических игр в нашем случае необходимо направлять на формирование компонентов словесно-логического мышления, а также учитывать психологические, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся с ЗПР. Причем, игровая деятельность обязательно реализуется в системе разных логических операций: дети  обучаются сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и противопоставлять явления и объекты окружающей действительности, классифицировать и систематизировать их, при этом формулируя разного типа суждения, умозаключения и выводы.

В качестве примера приведем некоторые варианты дидактических игр, которые были апробированы нами в практической работе с детьми с ЗПР при формировании у них словесно-логического мышления.

Игры на формирование умения выполнять классификацию.

Цель – формирование умения выделять существенные и второстепенные признаки предметов, объединять предметы по различным основаниям в одну группу, на основе общих признаков. Среди этой группы можно выделить игры, направленные на группировку предметов (картинок) («Разложи игрушки», «Разложи картинки», «Разложи предметы», «Парные картинки», «Подбери недостающую картинку», «Путаница», «Раздели на группы», «Смысловой ряд» «Назови одним словом», «Найди пару») и игры подразумевающие исключение «лишнего» предмета или слова («4-й лишний», «5-й лишний»).

Игры на развитие операций сравнения.

Цель – учить детей выделять признаки сходства и различия объектов, на основе которых делать вывод о том, почему данные объекты похожи или не похожи («Чем и почему похожи и не похожи …», «Найди отличия», «Сравни»).

Игры на установление последовательности событий и явлений. 

Цель – формировать умение выделять временную последовательность событий и учитывать эту последовательность при раскладывании картинок, составлять последовательное связное высказывание по определенной серии картинок («Кто старше?», «Что теплее?», «Что ярче светит?», «Что тяжелее?», «Кто сильнее?», «Восстанови последовательность событий», «Что сначала, а что потом?»).

Игры на установление причинно-следственных связей.

Цель – учить детей находить причину и варианты последствий некоторых событий в природе и жизни людей («Плывет, тонет», «Почему это произошло?», «Учимся представлять последствия событий», «Шарик упал!», «Что было ночью?», «Рассказ о маленьком Вове», «Снежный колобок», «Дождливая погода», «Почему?», «Установи причину и следствие»).

Игры на формирование умозаключений.

Цель – учить детей на основе нескольких суждений по определенным правилам вывода получать заключение («Найди недостающий предмет», «Аналогии», «Подбери подходящее слово», «Закончи предложение», «Логические задачи», «Найди закономерность»).

Игры на выделение скрытого смысла конфликтных изображений.

Цель – учить детей понимать нелепость и юмор изображений с конфликтным сюжетом («Что перепутал художник?», «Помоги Незнайке» «Нелепицы»).

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы по формированию логических операций у детей с ЗПР могут быть использованы признанные педагогическим сообществом авторские дидактические пособия и методические разработки, такие как «Блоки Дьенэша», «Уникуб», «Палочки Кюизенера». Универсальность данных пособий позволяет в процессе игры комплексно решать одновременно несколько дидактических задач. Познавательные процессы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация и классификация выступают не только как умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь движения мысли ребенка. Перечисленные пособия дают возможность окружить ребенка предметно-развивающей средой, стимулирующей разнообразную самостоятельную деятельность и ненавязчиво формирующей те психические новообразования, которые должны быть сформированы в определенный сензитивный период развития детей.

Систематическое и планомерное использование перечисленных выше дидактических игр и пособий в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ЗПР позволяет добиться положительной динамики в развитии элементов словесно-логического мышления детей. Подобный подход соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в области Познавательного развития и стимулирует развитие любознательности и познавательной мотивации детей посредством игровой деятельности.

Список использованных источников

  1. Алябьева, Е.А. Как развить логическое мышление у ребенка 5-8 лет [Текст] / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера, 2018.
  2. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Издательство «Лабиринт», 1999.
  3. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. [Текст] / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.