Формирование обобщающих понятий у старших дошкольников с задержкой психического развития
методическая разработка по коррекционной педагогике

Дорогова Марина Владимировна

 Под задержкой психического развития понимают замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах (В.В. Лебединский). Нарушения интеллекта носят легкий характер, однако затрагивают все процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь. Восприятие фрагментарно, замедленно, неточно, трудности в формировании целостных образов окружающего мира.  Внимание неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Память характеризуется мозаичностью запоминания, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; затрудняются упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы. Наиболее часто у детей задержка психического развития сочетается с задержкой речевого развития.

Актуальность представленной методики состоит в том, что трудности формирования обобщающих понятий у детей с ЗПР связано с низким уровнем познавательной активности и речевым недоразвитием, так как обобщение знаний детей о предметах и явлениях осуществляется в процессе познавательной деятельности и закрепляется в употреблении детьми слов, обозначающих обобщающие понятия. Формирование обобщающих понятий в речи детей с задержкой психического развития проходит замедленно и нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослого с применением специальных приёмов.

Способность обобщения в норме начинает формироваться у детей на втором году жизни. Это основное свойство, характеризующее речевую деятельность. Всякое слово уже обобщает, а значение слова – это и есть обобщение. Познание ребенка идет от предмета к слову. Вследствие речевого недоразвития, у ребёнка с ЗПР познание предметного мира переходит в качественное закрепление словом со значительным опозданием. Поэтому к трем годам не  начинает складываться процесс познания от слова к предмету. Признаки обобщения не проявляются, слово ассоциируется с одним предметом, а не начинает обозначать все предметы данной категории. Дети с трудом узнают предметы в виде модели, картинки, игрушки. Умение узнавать предмет по картинке – одна из сторон обобщения. Замедляется процесс умения выделять и общие признаки у группы предметов и объединять предметы в группы. К 5-6 годам у дошкольников с ЗПР ещё не развиты умение сравнивать группы предметов между собой, сопоставлять понятия, выделять общие и существенные признаки. Дети затрудняются объединять видовые понятия в родовые. Испытывают трудности в классификации групп предметов на подгруппы по разным признакам.

Мышление ребенка с ЗПР формируется в условиях неполноценного чувственного познания, недоразвития речи, ограниченной практической деятельности. Поэтому без специального обучения оно долго остается на уровне наглядно-действенного, отсутствует критичность, последовательность рассуждений. Ребенок не умеет устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, что проявляется в затруднении в выполнении анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Мышление остается пассивным, стереотипным и тугоподвижным.

Образовательная деятельность с детьми, имеющими ЗПР, строится на адекватных возможностям ребёнка формах работы, при этом основной формой и ведущим видом деятельности является игра. В игровой ситуации дети обычно достаточно актины, стремятся быть самостоятельными.

Задержка развития психических процессов и речи обуславливает задержку словестно-логического мышления, дети с трудом справляются с задачами, представленными в словесном плане. Например, если предложить ребёнку набор карточек с животными, он, опираясь на опыт и наглядно-образное мышление, классифицирует их на диких и домашних. А если без наглядного материала задать тот же вопрос, ребёнок, называя диких животных, чаще опирается не на видовое понятие (дикое животное – это животное, не прирученное человеком), а руководствуется собственной интерпретацией слова «дикое», (дикое – злое, опасное, хищное). Что подтверждается, когда ребёнок отвечает на вопрос, что значит «дикое животное»? Понятие «домашнее животное» ассоциируется у ребёнка с конкретным местом проживания, следовательно, перечисляя домашних животных, ребёнок называет кошку и собаку, чаще всего на этом и останавливаясь. В других случаях, опираясь на жизненный опыт, перечислит ещё и домашних питомцев. Не сформированное понятие «домашнее животное», вызывает трудности назвать ребёнку прирученных человеком животных, и он, руководствуясь своей логикой примитивного мышления, опирается на конкретное слово «домашнее» – значит, живёт в доме и классифицирует не верно. Так же происходит и в других случаях, когда понятие формируется не на основе обобщения существенных признаков (свойств, отношений), присущих ряду однородных предметов. Как следствие, ребёнок не может абстрагироваться от несущественных признаков и берёт их за основу классификации.

Для выделения существенных признаков, необходимо «отвлечься» от несущественных, этому служит мыслительная операция сравнение – установление сходства или различие предметов по существенным и несущественным признакам. Для выделения признаков требуется произвести анализ, т.е. мысленно разделить предметы на отдельные их признаки, а затем объединить существенные признаки в единое целое мыслительной операцией, которая называется синтез.

Следовательно, для формирования понятия необходимо овладеть такими операциями словесно-логического мышления как анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Для развития таких операций у дошкольников с ЗПР необходимы специальные приёмы. Этими приёмами являются использование иллюстрированного материала, картинок, предметы представляются в естественной для них среде обитания. Применяется хорошо воспринимаемая детьми стихотворная форма заданий, которая пробуждает интерес, не утомляет, вызывает положительные эмоции и способствует запоминанию.

Цель представленной методики: создание условий для формирования обобщающих понятий у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством стихотворных текстов. Задачи: формирование и закрепление обобщающих понятий с помощью стихотворных текстов и наглядного материала; развитие словаря, фразовой речи, речевого оформления суждений и умозаключений дошкольников.

Содержание методики

Формирование обобщающего понятия начинается с зачитывания стихотворного текста Елены Алексеевны Алябьевой педагогом. Затем происходит подробный разбор стихотворения. Дети совместно с педагогом выделяют из стихотворного текста слова обозначающие предметы, которые будут обобщены. Одновременно происходит подбор детьми с помощью педагога карточек с изображением обобщающих предметов, а так же карточек или рисунков на которых наглядно изображены общие признаки этих предметов. При изучении новой темы для детей с ЗПР необходимо оказание разных видов помощи (направляющей, стимулирующая, обучающая, организующая, демонстрация, пошаговые комментарии и др.). Помощь оказывается для того, чтобы создать ситуацию успеха на занятии, которая стимулирует познавательную активность на этапе восприятия нового материала.

Учитывая слабость мнемических процессов данной категории детей, по одной и той же теме занятия проводятся многократно. Благодаря чему во время работы с текстом происходит заучивания как отдельных строчек и четверостиший, так и возможно всего стихотворения.

К каждому стихотворному тексту изготавливается карта естественной среды для тех или иных объектов или среды обитания животных, например, ферма для домашних животных, комната для мебели, огород для овощей, сад для фруктов и т.д. Карта может иметь только общий фон или на ней могут быть уже изображены предметы, отличающиеся по внешнему виду от тех, что изображены на карточках, но те же по содержанию. К изготовлению карты желательно привлечь детей, из старых журналов подобрать рисунки для карты, или нарисовать и разукрасить её с помощью педагогов и родителей. Карточки же используются готовые для того, чтобы детские рисунки не искажали объекты, так как это усложнит восприятие. Принимая непосредственное участие в изготовлении пособия, у детей повышается познавательная активность, лучше запоминается стихотворный текст. На карте закрепляются прозрачные (чтобы не закрывать изображение) кармашки для карточек, изображающих объекты, а так же сопровождающие карточки с некоторыми существенными признаками объединяющими эти объекты. Например, для карточек домашних животных такие существенные признаки будут изображение фермы, корма для животных, карточек, изображающих пользу, которую приносят домашние животные (мясо, молоко, перья и т.д.). При изготовлении карты необходимо использовать такие приёмы как: демонстрация действий педагогом, планы – алгоритмы и схемы выполнения (наглядные, словесные), чёткая подробная поэлементная инструкция. А так же такой приём оказания помощи как совместные действия с взрослым или с другим ребёнком.

Карточка с текстом стихотворения содержит сопровождающие вопросы к детям, направленные на развитие речи и мышления. Их можно изменять, дополнять, упрощать, усложнять в соответствии с этапом обучения и уровнем развития ребёнка. Так как речевое развитие детей с ЗПР в большинстве случаев происходит с задержкой, то необходимо чередование легких и трудных вопросов, чтобы поддерживать успешность детей в речевой активности.

С помощью педагога, дети, работая с картой и карточками, постепенно заучивают стихотворение, при этом происходит закрепление обобщающего понятия и запоминание объектов обобщения. Отвечая на вопросы, ребёнок учиться устанавливать причинно-следственные связи, выходя за пределы представляемого образа ситуации и рассматривая понятие в необходимом контексте. Речевую активность стимулирует соревновательный момент. В ходе выполнения задания, чтобы прикрепить свою карточку на карту, детям нужно ответить на вопрос, или повторить заданные строчки стихотворного текста. Такой приём можно использовать на разных этапах усвоения материала.

Для детей с ослабленным интеллектом, рекомендуется в дополнении к карточкам и картам использовать и предметы (игрушки, изображающие животных, овощи, фрукты, транспорт и т.д.). А так же моделировать из объектов среду (огород, сад, комната, лес и т.д.). Для того чтобы ребенок мог действовать с предметами с целью усиления восприятия.

Чтобы закрепить последовательность действий при изучении последующих тем, используется приём наглядной схемы, представленной в виде определённых символов или знаков расположенных в последовательности производимых действий (зачитывание текста педагогом, подбор карточек, изготовление карты, работа с текстом и картой, ответы на вопросы, заучивание стихотворения, повторение).

Для детей с задержкой в развитии необходима положительная оценка его деятельности со стороны взрослых. Немало важным аспектом является и самостоятельная оценка своих образовательных успехов. Дети с ЗПР не всегда могут критично оценить свои образовательные успехи, поэтому целесообразней оценивать эмоциональное состояние, которое частично может соответствовать успешным результатам и стимулировать ребенка к дальнейшим действиям, а так же позволит педагогу найти оптимальный индивидуальный подход к каждому ребенку.

Ожидаемые результаты: дети умеют сравнивать между собой предметы, находить сходства или различия предметов; дети умеют выделять свойства и признаки предметов; выделяют общий признак предметов; повышается наблюдательность; развивается речемыслительная деятельность; возрастает познавательная активность.

Изучая определённую тему в предметно-пространственную среду группы включается карта, которая располагается на доступном для детей месте. А так же карточки и наборы предметов для свободного самостоятельного использования. Продолжая играть с пособием, дополняя его самостоятельными рисунками, дети закрепляют пройденный материал. Педагог оказывая не директивную направляющую помощь стимулирует самостоятельное повторение изученного материала в свободной игре детей.

Использованная литература: Алябьева Е.А. Развитие мышления и речи детей 5-8 лет. Стихи, занятия, игры, упражнения, диагностика. – Москва: ТЦ Сфера, 2005. – 112с.; Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Под общ. ред. Л. И. Скворцова. - 28-е изд., перераб. - Москва: Мир и образование, 2015.; Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие мышления детей с задержкой познавательного развития. – Ярославль: ТОО Гринго, 2015. – 133с.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития»

В структурном подразделении «Детский сад «Надежда» в группах компенсирующей направленности воспитываются и обучаются дошкольники с задержкой психического развития различной этиологии. В начале (конце)...

Презентация «Формирование познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития»

Задержка психического развития –наиболее яркий вариант задержанного развития (по классификации дизонтогенеза) характеризующийся снижением темпа психического развития...

Формирование обобщающих понятий у старших дошкольников с задержкой психического развития

Под задержкой психического развития понимают замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах (В.В. Лебединский). Нару...

Формирование конструктивных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития

Проблема коррекции недостатков умственного развития особенно остро встает при обучении и воспитании детей с задержкой психического развития в дошкольном детстве, когда наиболее интенсивно идет развити...

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Статья посвящена проблеме психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), направленного на диагностику уровня развития словесно-логи...