«Формирование познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития»
статья (старшая группа) на тему

Ермолаева Елена Викторовна

В структурном подразделении «Детский сад «Надежда» в группах компенсирующей направленности воспитываются и обучаются дошкольники с задержкой психического развития различной этиологии. В начале (конце) года учителями-дефектологами проводится психолого-педагогическое обследование состояния познавательной деятельности, состояния психических процессов у детей с ЗПР 5-7 лет. Данные результаты помогают определить основные направления индивидуальной и групповой работы с детьми данной категории. 

Содержание коррекционной работы включает в себя развитие высших психических функций, развитие речевых навыков, которое оказывает положительное влияние на развитие всей познавательной деятельности детей с особыми нуждами, способствуя тем самым достижения необходимого психического развития, здоровья необходимого для 

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное  бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 11

 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск

Самарской области

_________________________________________________________

cтруктурное подразделение «Детский сад «Надежда»

«Формирование познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития»

Ермолаева Елена Викторовна,

учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

г.Новокуйбышевск

2014 г.

Одним из важнейших условий успешного обучения ребенка к школе является его дошкольная подготовка. Готовность к школе требует от ребенка в первую очередь достаточно высокого интеллектуального и речевого развития, произвольности психических процессов. В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии познавательной деятельности. В зависимости от происхождения (церебрального, конституционного, соматогенного, психогенного), а также от времени воздействия на организм ребенка вредоносных факторов задержка психического развития дает разные варианты отклонений в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности.

Так, можно выделить общие для ЗПР различной этиологии черты:

  • низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости;
  • незрелость эмоций и воли;
  • ограниченный запас общих сведений и представлений;
  • обедненный словарный запас;
  • несформированность интеллектуальной деятельности;
  • неполная сформированность игровой деятельности.

Восприятие характеризуется замедленностью. Среди особенностей внимания имеет место его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения. В мышлении обнаруживаются трудности в решении задач наглядно-образного плана, словесно-логических операций. У этих детей страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Необходим более длительный период для приема и переработки сенсорной информации. Кроме этого, отмечается низкий уровень самоконтроля, снижена познавательная активность. К началу школьного обучения у этих детей, как правило, не сформированы основные мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, исключение, группировка. Они не умеют ориентироваться в задаче, не организуют и не планируют свою деятельность. Речь дошкольников данной категории характеризуется бедностью и ограниченностью словарного запаса, низкой речевой активностью, нарушением лексико-грамматической, фонетико-фонематической, синтаксической стороны речи, нарушением динамической организации речи (несформированность внутреннего программирования и грамматического структурирования).

В структурном подразделении «Детский сад «Надежда» в группах компенсирующей направленности воспитываются и обучаются дошкольники с задержкой психического развития различной этиологии. В начале (конце) года учителями-дефектологами проводится психолого-педагогическое обследование состояния познавательной деятельности, состояния психических процессов у детей с ЗПР 5-7 лет. Данные результаты помогают определить основные направления индивидуальной и групповой работы с детьми данной категории.  

Содержание коррекционной работы включает в себя развитие высших психических функций, развитие речевых навыков, которое оказывает положительное влияние на развитие всей познавательной деятельности детей с особыми нуждами, способствуя тем самым достижения необходимого психического развития, здоровья необходимого для успешного обучения в школе.

        Рассмотрим основные направления по формированию познавательной деятельности и речи детей в разделе коррекционной программы («Готовимся к школе» под редакцией С.Г. Шевченко).

  1. Развитие обобщенных представлений об основных свойствах предметов.
  2. Формирование конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.
  3. Формирование элементарных (родовых) понятий на основе обучения детей единому обобщенному способу анализа объектов.
  4. Обогащение словаря и развитие связной речи в теснейшей связи с наблюдениями и предметно-практической деятельностью дошкольников.

Развитие обобщенных представлений о свойствах предметов

НОД по «Ознакомлению с окружающим миром и развитию речи» проводятся учителем-дефектологом в виде фронтальных подгрупповых занятий. При изучении каждой темы учителя-дефектологи обеспечивают взаимосвязь следующих видов деятельности:

  • непосредственного наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями;
  • предметно-практической деятельности детей (действия с предметами или их изображениями);
  • применением дидактических игр (настольно-печатных, словесных, с игрушками, с предметами).

В процессе изучения темы «Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве» у детей с ЗПР:

  • формируется представление о цвете, форме и величине (на уровне соотнесения, узнавания и называния);
  • формируется представление о пространственном расположении предметов (верх, низ, право, лево, середина, впереди, сзади, между и т.д.);
  • формируются временные представления (времена года, признаки времен года).

На данном этапе осуществляется организация практических действий детей по различению основных цветов, форм, величины. Материал, подбираемый педагогом, должен соответствовать принципу «от простого к сложному», например, сначала дети соотносят предметы по цвету, форме и величине (способ приложения и наложения), затем узнают соответствующий признак и наконец, называют его. Далее детям предлагаются дидактические игры направленные на активизацию внимания, мыслительной деятельности, закреплению навыков по данному разделу, такие как «Что лишнее?» (исключение по цвету, форме и величине), «Включение в ряд» (выполнение сериационных рядов с учетом признака величины, формы или цвета), «Разложи по цвету (форме, величине)» (группировка фигур, картинок по 1-2 признакам) др. Во время выполнения практических действий с разнообразными формами, предметами накапливаются такие пространственные представления, как «верх - низ», «середина», «право - лево», «впереди - сзади» и др. Большое внимание уделяется дифференцировке правой и левой руки, направлениям движения слева направо и наоборот, сверху – вниз и т.д. Словесное обозначение пространственных отношений закрепляется в связи с выполняемой практической деятельностью.  Используются следующие дидактические упражнения и игры: «Расставь игрушки в ряд», «Цветные карандаши», «Составь узор», «Расскажи» и т.д.

Формирование конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности

Существенная роль в усвоении программного материала, а также в развитии мыслительной деятельности принадлежит обучение приемам наблюдения за погодой, растениями и животными. Умение наблюдать вырабатывается у детей во время экскурсий, развивающих прогулок, демонстрации изучаемых предметов на занятиях.

Основным направлением данной  работы является:

  • осуществление целенаправленного, последовательного анализа изучаемого предмета;
  • установление простейших причинно-следственных связей в наблюдаемых явлениях.

Во время экскурсий и целевых прогулок целью практической деятельности может быть сбор данного природного материала с использованием развивающих заданий, например, подбор листьев одинаковых по цвету, форме, размеру и т.п. С целью активизации познавательной деятельности детей с ЗПР, развития самостоятельности их мышления, для закрепления знаний полученных в ходе наблюдения необходимо использовать игры, насыщенные дидактическими правилами, требующими умственного напряжения («Исправь ошибку», «Когда это бывает?», «Сравни времена года», «Что сначала, что потом?» и т.п.).  

Система работы по ознакомлению детей с окружающим миром способствует обогащению словаря детей и воспитанию умения последовательно и связно рассказывать о собственном опыте. В данном случае нами используются следующие виды коррекционной работы:

  • обучение построению высказывания;
  • составление рассказов по сюжетной картине, по серии картин, рассказов-описаний, рассказов-загадок (выполнение логических задач такого типа стимулирует развитие самостоятельности мышления, гибкости ума);
  • составление пересказов.

Формирование обобщенного способа анализа предмета

С целью углубления и уточнения знаний об отдельных предметах проводятся занятия, на которых дошкольники учатся выделять существенные признаки предмета, отделяя их от второстепенных, т.е. проводить более глубокий анализ изучаемого объекта. Анализ предмета проводится в определенной последовательности:

  • задается вопрос, позволяющий охарактеризовать предметы в целом;
  • выделяются основные части предмета (например, ствол, ветви дерева);
  • выделяются более мелкие части предмета (листья, плоды) и дается полная их характеристика;
  • полный рассказ детей о предмете в целом.

Практическая группировка и классификация предметов

Известно, что у дошкольников с ЗПР страдает не только операция обобщения, но и вызывает значительные затруднения конкретизация видовых понятий.

Для овладения детьми общими понятиями необходимо:

  • иметь разносторонние знания об отдельных предметах данной группы;
  • большое внимание уделять сравнению конкретных предметов внутри каждой группы;
  • расширить ряд наименований предметов каждой группы.

При формировании родовых понятий крайне важно использовать следующие приемы обучения, с помощью которых развивается операция самостоятельного обобщения.

  • выделение признаков, на основании которых отдельные предметы можно отнести к соответствующим категориям;
  • организация практических действий каждого ребенка по объединению предметов в группы (практическая группировка);
  • практическая группировка в сочетании со словесным обобщением выделенных групп (словесная классификация);
  • логическая классификация (без практического деления на группы).

Реализация данных направлений по формированию познавательной деятельности у дошкольников с ЗПР способствует активизации словаря детей, способствует коррекции лексико-грамматического строя речи, развитию связной речи (диалогической и монологической формы речи). Правильное определение направлений коррекционно-педагогического процесса, применение индивидуального и дифференцированного подхода к детям с проблемами в развитии позволяет эффективно осуществить коррекцию познавательной деятельности этих детей, подготовить их к обучению в школе. Заключения ПМПК при выпуске детей с ЗПР в школу (группа «Цветик-семицветик») показывают положительную динамику в психическом и речевом развитии дошкольников, их познавательной и эмоционально-волевой сферы. Это подтверждает обучаемость детей с ЗПР и наличие у них значительных потенциальных возможностей для достижения более высокого уровня развития произвольных процессов.

Список литературы:

  1. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001.
  2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский дом «Академия», 2001.
  3. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга первая. / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Формирование познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития»

Задержка психического развития –наиболее яркий вариант задержанного развития (по классификации дизонтогенеза) характеризующийся снижением темпа психического развития...

Формирование обобщающих понятий у старших дошкольников с задержкой психического развития

Под задержкой психического развития понимают замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах (В.В. Лебединский). Нару...

Формирование обобщающих понятий у старших дошкольников с задержкой психического развития

Под задержкой психического развития понимают замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах (В.В. Лебединский). Нару...

Формирование конструктивных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития

Проблема коррекции недостатков умственного развития особенно остро встает при обучении и воспитании детей с задержкой психического развития в дошкольном детстве, когда наиболее интенсивно идет развити...

ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Статья посвящена проблеме психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР), направленного на диагностику уровня развития словесно-логи...