«Развитие фонематического восприятия в организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы ДОУ посредством инновационных технологий».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Потапова Юлия Игоревна

Конспект организованной образовательной деятельности «Лесная школа» для детей подготовительной группы, имеющих фонематическое или фонетико – фонематическое недоразвитие речи,

(на дифференциацию Ш-Ж).

 

Цели: закрепить правильную артикуляцию звуков Ш и Ж, дифференциацию звуков по акустико – артикуляционным признакам, графический образ букв Ш и Ж, развивать: фонематический слух, фонематический анализ и синтез, мелкую и общую моторику; расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи (правильное согласование числительных с существительными, употребление порядковых числительных, существительных в Р.п., Т.п.); развивать связную речь,  интерес к занятиям, мышление, внимание, память и воображение.

 

Оборудование: презентация, мультимедиа, экран, интерактивная доска,  музыка:  звуки природы, индивидуальные зеркала, аромамедальоны с кедровым маслом на каждого ребенка из упаковки от «Киндер – сюрприза»,

 игрушечное дерево с висящими под ним жучками, игрушечная змея, схема для характеристики звуков, жёлуди, каштаны, комплекты на каждого ребёнка для составления схем слов и выкладывания букв, предметные картинки и крупные рисунки животных ( содержащие в названиях звуки Ш и Ж), игрушка «жучок», магнитная доска, круглые магниты (синего, зелёного и красного цвета), простые карандаши, ластики,  листочки со словами с пропущенными буквами, колокольчик, «волшебный мешочек» с карандашами (по количеству детей для поощрения), «зашифрованный рассказ», цветочек с картинками на лепестках,  карточки  2, 5, мяч.

 

Способ организации деятельности: фронтальный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_ood_lesnaya_shkola.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              Методическая разработка

                             Потаповой Юлии Игоревны

                                      учителя-логопеда

МБДОУ «Центр развития ребёнка «Алёнушка» -  детский сад №3» Ленинского района

                 

«Развитие фонематического восприятия в организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы ДОУ посредством инновационных технологий».

В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на качество усвоения школьных программ.

Педагоги часто жалуются на недостатки звукового оформления речи детей: на нечеткость восприятия речи, связанную с недостаточностью слухового внимания к звуку, слову и предложению, с нарушениями процесса анализа звука и буквы в период подготовки к обучению грамоте, что непосредственно связано с проблемой нарушения развития фонематического восприятия. Поэтому проблема своевременного развития у детей фонематического восприятия имеет актуальное значение для современной логопедической науки.

Исследования отечественных ученых Р. Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других показывают, что «недоразвитие устной речи, в том числе фонематического восприятия, в будущем влекут за собой серьёзные отклонения в формировании правильного звукопроизношения, а также письма и чтения (дислексия и дисграфия).

По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.

Восприятие звуков у детей с нормальным речевым развитием формируется достаточно рано и в определенной последовательности. С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнком, лишь речевые звуки служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации и средством побуждения к действию.

Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить звуки, ребёнку необходимо  хорошо слышать звучащую речь. К семи годам у ребёнка должны быть достаточно сформированы фонематические процессы, позволяющие чётко различать на слух звуки близкие по акустическим и артикуляционным признакам. И если на каком-либо из возрастных этапов возникают отклонения в развитии речи ребёнка, то это может привести к фонематическому недоразвитию. Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.

Из опыта своей работы (13 лет работаю учителем – логопедом, из них 10 лет совмещала работу в ДОУ И СОШ) могу отметить постоянный рост детей с нарушением фонематического восприятия. Родители не замечают проблемы, если звукопроизношение не нарушено, а во втором классе обнаруживается, что ребёнок постоянно заменяет буквы на письме, становится неуспевающем по русскому языку, что влечёт за собой снижение самооценки, негативное отношение к школе. На текущий учебный год из 90 обследованных детей старших и подготовительных групп МБДОУ, 63 человека имеют нарушение фонематического восприятия. В нашем районе осталось только 3 СОШ с логопунктами. Поэтому вся ответственность ложится на учителей – логопедов ДОУ, вовремя выявить детей с нарушениями речи, сформировать у родителей основы логопедической грамотности, оказать эффективную коррекцию речевых нарушений.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная педагогом специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

   Находясь в области соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные для нее методы и приемы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя – логопеда.

   Любая инновация в логопедической практике не меняет базисную организацию коррекционного воздействия, а лишь локально изменяет методическую составляющую. Основные виды инновационных технологий:

- информационно – коммуникативные технологии;

- дистанционно – образовательные технологии;

- психо – коррекционные технологии (арттерапия, сказкотерапия и т.д.);

- технологии с использованием нетрадиционных приемов (ароматерапия, хромотерапия и т.д.);

- здоровьесберегающие технологии.

    В своей практике использую различные инновационные технологии, приведу пример непосредственной образовательной деятельности по коррекции фонематического недоразвития, с использованием некоторых из них.

Конспект организованной образовательной деятельности «Лесная школа» для детей подготовительной группы, имеющих фонематическое или фонетико – фонематическое недоразвитие речи,

(на дифференциацию Ш-Ж).

Цели: закрепить правильную артикуляцию звуков Ш и Ж, дифференциацию звуков по акустико – артикуляционным признакам, графический образ букв Ш и Ж, развивать: фонематический слух, фонематический анализ и синтез, мелкую и общую моторику; расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи (правильное согласование числительных с существительными, употребление порядковых числительных, существительных в Р.п., Т.п.); развивать связную речь,  интерес к занятиям, мышление, внимание, память и воображение.

Оборудование: презентация, мультимедиа, экран, интерактивная доска,  музыка:  звуки природы, индивидуальные зеркала, аромамедальоны с кедровым маслом на каждого ребенка из упаковки от «Киндер – сюрприза»,

 игрушечное дерево с висящими под ним жучками, игрушечная змея, схема для характеристики звуков, жёлуди, каштаны, комплекты на каждого ребёнка для составления схем слов и выкладывания букв, предметные картинки и крупные рисунки животных ( содержащие в названиях звуки Ш и Ж), игрушка «жучок», магнитная доска, круглые магниты (синего, зелёного и красного цвета), простые карандаши, ластики,  листочки со словами с пропущенными буквами, колокольчик, «волшебный мешочек» с карандашами (по количеству детей для поощрения), «зашифрованный рассказ», цветочек с картинками на лепестках,  карточки  2, 5, мяч.

Способ организации деятельности: фронтальный.

Ход ООД:

  1. Организационный момент, артикуляционная и дыхательная гимнастика, сказкотерапия, музыкотерапия  и ароматерапия.

- Ребята, хотите  отправиться в волшебный лес?

Помогут нам в этом наши волшебные зеркала и волшебные медальоны

(раздаются детям). Дети садятся на стульчики.

Представьте, что мы отправимся в лес на лошадке – слайд лошадь (упр. «Лошадка»), вдруг встретили ручеёк – слайд ручеёк, сделаем через него мостик (упр. «Горка»), отправились дальше на лошадке – слайд лошадь (упр. «Лошадка»), а перед нами речка– слайд речка, переплывём её на парусниках (упр. «Парус»).

 А теперь расслабьтесь и закройте глазки. (Звучит мелодия «Звуки природы»). Ароматерапия (кедровое масло  в аромамедальонах устраняет нервозность, растерянность, упорядочивает мысли, придает уверенность в своих силах).

 - Посмотрите, ребята, куда мы попали! На экране лес. (Аромамедальоны снимаются).

Мы попали  на лесную полянку, где много грибов. Слайд- грибы.  (упр. «Грибок»).

- Посмотрите, в лесу мы встретили волшебное дерево – подуйте на него, чтобы жучки полетели. Щёчки не надуваем. (Дыхательное упражнение).

Теперь изобразите, как жужжат жуки. (Ж-Ж-Ж). А кто это под деревом? (Змея). Изобразите, как шипит змея. (Ш-Ш-Ш).

                     

  1. Сообщение темы.

- Смотрите, мы попали в лесную школу. Новый слайд. (На экране картинка «Лесная школа».)

Там сейчас изучаются звуки, которые мы только что произносили. Какие это звуки? (Ш и Ж).

III. Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам, развитие мелкой моторики с помощью природного материала.

  На экране появляется буква Ш.

- Ребята, смотрите, что это у нас появилось? (Буква Ш). На что она похожа?  Чем буква отличается от звука? (Буквы мы читаем и пишем, а звуки слышим и произносим). Сколько звуков у буквы Ш? Охарактеризуйте его. (Характеристика по схеме).

  На экране появляется буква Ж.

- А теперь расскажите про букву Ж. (Характеристика по схеме).

- Посмотрите, что я нашла в лесу (каштаны и жёлуди). Давайте из них выложим наши буквы! (из каштанов – Ш, т.к. в слове мы слышим звук Ш, а из желудей – Ж).

     

 IV.  Дифференциация Ш-Ж в слогах.

- Пока уроки не начались, мы поиграем. Если в лесу закричать, то что нам отзовётся? (эхо)  Новый слайд.(Картинка «Эхо» на экране).

                Игра «Эхо».

Каждый ребёнок повторяет за логопедом цепочку слогов с нужной интонацией (например, ша-жа-ша).

                       

V.  Произношение Ш и Ж в словах. Падежное управление.

- А вот и ученики лесной школы. Новый слайд.( на экране картинка «Лесная школа»).  Выставляются картинки на магнитную доску. Медвежонок, лягушонок, ежонок, мышонок, журавль и шмель. Назовите животных, в названии которых есть звук Ш, звук Ж.

- Кто с кем сидит? (медвежонок сидит с лягушонком, мышонок сидит с ежонком, шмель сидит с журавлём).

                         

VI.  Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, памяти.

- Ребята, хотите тоже поучиться в лесной школе?

 А до начала уроков  животные хотят с вами познакомиться.

Догадайтесь, кто это? В его названии есть слог жу. (журавль) Новый слайд.

              В названии первый звук ль, последний к. (лягушонок) Новый слайд.

                             

               Первый звук ш. (шмель) Новый слайд.

               Первый звук мь, последний к (медвежонок). Новый слайд.

С кем мы ещё не познакомились? ( с мышонком и ежонком).

Начинается наш первый урок (на экране новый слайд) – Логопедия. Звенит звонок. Дети садятся за столы.

  1. Дифференциация Ш-Ж  в словах.

Игра «Чья песенка?» Логопед называет ряд слов, а дети показывают символами песенка жука или змеи.

Игра «Подними картинку» (у каждого ребёнка по две картинки). Поднять картинку, в названии которой звук Ш в начале слова, в середине слова, в конце слова. Звук Ж в начале слова, в середине слова. Почему Ж не слышится в конце слова? Он заменяется на Ш.

                         

Игра «Волшебный экран» (соединяют картинку с нужной буквой Ш или Ж) – работа с интерактивной доской.

  1. Дифференциация Ш-Ж  в словах, лоритмика, развитие общей моторики.

 Звенит звонок. Начинается второй урок – физкультура. Новый слайд. Дети выходят из-за столов.

Журавлёнок встал на ножки

(Встать в ряд)

Пошагать решил немножко

(Шаги с высоко поднятыми коленями)

Смотрит вдаль из-под ладошки

(Движения в соответствии с текстом)

Кто там скачет по дорожке?

(Прыгать на месте, руки на поясе)

Жабы вышли на лужок

(Выходят все вперёд)

Жабы встали все в кружок

(Образовать круг)

Важно подняли головки

(Поднять голову)

Посмотрите, как мы ловки

(Гордые повороты головы вправо – влево)

Вот похлопали в ладошки

(Хлопать)

Вот попрыгали немножко

(Прыгать на обеих ногах)

Поскакали,

(Прыгать то на правой, то на левой ноге)

Покружились,

(Кружиться на месте)

А потом остановились.

           

Игра с мячом.

Представьте, что я змея, а вы жуки. Вам надо переделать песенку змеи на песенку жука). Шесть – жесть, шар – жар, шаль – жаль, уши – ужи, шить – жить, шалость – жалость. (Логопед бросает каждому ребёнку мяч и он  произносит новое слово).

             

  1. Чтение слов с пропущенными буквами. Письмо букв Ш и Ж. Составление схем слов.

- Начался следующий урок. (Звенит звонок. Появляется следующий слайд.) Какой он по счёту? (третий) На третьем уроке чтение.

 Раздаются листочки, на которых слова с пропущенными буквами Ш и Ж.

(- аба,  ко_ка,  _ каф,  мы_ка,  _ук). Дети вставляют пропущенные буквы и читают получившиеся слова.

- Какое слово здесь лишнее? Почему? (Шкаф, т.к. все слова обозначают живых существ, а шкаф неживой). К какой группе предметов он относится? (к мебели).

- Подчеркните лишнее слово.

             

- Прочитайте последнее слово (жук). Если вы правильно составите его схему, жук прилетит к нам в гости.

Выкладывание на столах и на доске магнитами схемы слова жук.

(прилетает жук – анимация на слайде).

             

- Как нам изменить схему, чтобы получилось слово жуки. (выкладывание ещё одной схемы. (на слайде появляется еще один жук).

Звенит звонок.

  1. Согласование числительных с существительными.

        - Какой теперь у нас урок по счёту? (четвёртый) Это математика. (Новый слайд.)

 -  Посмотрите, какой я нашла в лесу цветок.

Дети выходят по одному, отрывают лепесток, на нём картинка. Логопед показывает карточки с цифрами 2 и 5. Ребёнок отвечает, сколько предметов стало. (2 жука, 5 жуков и т.д.)

Звенит звонок.

                       

  1. Дифференциация Ш – Ж в предложениях и тексте.

- И последний урок русский язык. Какой он по счёту? (пятый) Новый слайд.

- Ученики лесной школы составили предложения. Послушайте их и исправьте, если есть ошибки.

 Медвежонок живёт в дупле. (Медвежонок живёт в берлоге).

Мышка съела кошку. (Кошка съела мышку).

Ёжик прыгает по деревьям. (Ёжик бегает по земле).

Жираф – перелётная птица. (Журавль – перелётная птица).

- Молодцы, а теперь давайте поможем ученикам лесной школы прочитать зашифрованный рассказ. (См. Приложение)

(Чтение рассказа логопедом по схеме, пересказ детьми с опорой на слова и картинки).

Журка.

Миша нашёл за садом журавля. У журавля было ранено крыло. Он не мог летать. Миша взял журавля домой и стал за ним ухаживать. Он звал журавля Журкой. Журка скоро поправился. Хорошо жилось Журке у Миши.

                   

  1. Подведение итогов.

- Итак, ребята, какие звуки мы сегодня изучали? (Ш и Ж).Какой из них звонкий? Глухой? У них есть «мягкие братики»? (нет)

- Молодцы! А ученики лесной школы приготовили для вас сюрприз. Догадайтесь, что это:

     Палочки волшебные есть у меня, друзья,

     Палочками этими могу построить я

     Башню, дом, и самолёт,

     И большущий пароход!

- Карандаши. Появляется слайд.

- Эти волшебные карандаши помогут вам научиться хорошо писать и рисовать. (Раздаются детям). А какой же звук Ш или Ж мы услышали в слове карандаши? (Ш) Дети благодарят животных. Новый слайд.

- А теперь с помощью волшебных карандашей мы вернёмся в детский сад.

Надо взять карандаш в правую руку, поднять вверх и покрутить им в воздухе. (Дети выполняют трёхступенчатую инструкцию).

                           

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать инновационные технологии в коррекционной образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность учителя - логопеда с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий и других инноваций позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.  Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны. Когда с удовольствием и творчеством проводишь занятия, в награду получаешь влюблённые глаза ребенка, «чистые  ушки», чёткие  звуки, красивую речь.

Использованная литература:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ил.- Коррекционная педагогика.
  2.  Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева Практикум по сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 310с.
  3. Кацер О.В. Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического расстройства и нарушений речи детей// Музыкальная палитра, 2003. №3.
  4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: «Владос», 1999. – 224с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада (раздел образовательной программы «Безопасность»)

Конспект Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной  группы детского сада (раздел образовательной программы «Безопасность») 1.      Тема: ...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы детского сада (Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие») Тема: «Морозные узоры».

Формирование знаний детей старшего дошкольного возраста о нетрадиционной технике изображения «фотокопии» - рисование свечой или восковым мелком....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи. Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи (Гербова В.В., с37) Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением. Цель: продолжать фор...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему "Чтение рассказа Л.Н.Толстого "Прыжок""

Тема: Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок»Цель: формировать знания детей о творчестве Л.Н. Толстого, помочь вспомнить известные рассказы Л.Н. Толстого, познакомить с рассказом «Пры...

Конспект организованно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Моя дружная семья»

Программное содержание:Образовательная область «Речевое развитие»Образовательные задачи:Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;Активизировать словарь детей (с...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по ОО «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Необычные деревья» нетрадиционная техника рисования - рисование по пене для бритья

Цель: Развивать художественно-творческие способности детей дошкольного возраста, через использование нетрадиционной техники рисования-  рисование по пене для бритья....

Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Юные знатоки» приоритетная ОО «Речевое развитие»

НОД по речевому развитию. Систематизирование знаний детей о диких животных, через словесные и  дидактические игры....