«Развитие фонематического восприятия в организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы ДОУ посредством инновационных технологий».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект организованной образовательной деятельности «Лесная школа» для детей подготовительной группы, имеющих фонематическое или фонетико – фонематическое недоразвитие речи,
(на дифференциацию Ш-Ж).
Цели: закрепить правильную артикуляцию звуков Ш и Ж, дифференциацию звуков по акустико – артикуляционным признакам, графический образ букв Ш и Ж, развивать: фонематический слух, фонематический анализ и синтез, мелкую и общую моторику; расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи (правильное согласование числительных с существительными, употребление порядковых числительных, существительных в Р.п., Т.п.); развивать связную речь, интерес к занятиям, мышление, внимание, память и воображение.
Оборудование: презентация, мультимедиа, экран, интерактивная доска, музыка: звуки природы, индивидуальные зеркала, аромамедальоны с кедровым маслом на каждого ребенка из упаковки от «Киндер – сюрприза»,
игрушечное дерево с висящими под ним жучками, игрушечная змея, схема для характеристики звуков, жёлуди, каштаны, комплекты на каждого ребёнка для составления схем слов и выкладывания букв, предметные картинки и крупные рисунки животных ( содержащие в названиях звуки Ш и Ж), игрушка «жучок», магнитная доска, круглые магниты (синего, зелёного и красного цвета), простые карандаши, ластики, листочки со словами с пропущенными буквами, колокольчик, «волшебный мешочек» с карандашами (по количеству детей для поощрения), «зашифрованный рассказ», цветочек с картинками на лепестках, карточки 2, 5, мяч.
Способ организации деятельности: фронтальный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_ood_lesnaya_shkola.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Потаповой Юлии Игоревны
учителя-логопеда
МБДОУ «Центр развития ребёнка «Алёнушка» - детский сад №3» Ленинского района
«Развитие фонематического восприятия в организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы ДОУ посредством инновационных технологий».
В настоящее время наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на качество усвоения школьных программ.
Педагоги часто жалуются на недостатки звукового оформления речи детей: на нечеткость восприятия речи, связанную с недостаточностью слухового внимания к звуку, слову и предложению, с нарушениями процесса анализа звука и буквы в период подготовки к обучению грамоте, что непосредственно связано с проблемой нарушения развития фонематического восприятия. Поэтому проблема своевременного развития у детей фонематического восприятия имеет актуальное значение для современной логопедической науки.
Исследования отечественных ученых Р. Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других показывают, что «недоразвитие устной речи, в том числе фонематического восприятия, в будущем влекут за собой серьёзные отклонения в формировании правильного звукопроизношения, а также письма и чтения (дислексия и дисграфия).
По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.
Восприятие звуков у детей с нормальным речевым развитием формируется достаточно рано и в определенной последовательности. С рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей, музыка, шелест листьев, щебетание птиц и т.п. Но из всех звуков, воспринимаемых ухом ребёнком, лишь речевые звуки служат целям общения его с взрослыми, средством передачи различной информации и средством побуждения к действию.
Чтобы научиться говорить, чисто и правильно произносить звуки, ребёнку необходимо хорошо слышать звучащую речь. К семи годам у ребёнка должны быть достаточно сформированы фонематические процессы, позволяющие чётко различать на слух звуки близкие по акустическим и артикуляционным признакам. И если на каком-либо из возрастных этапов возникают отклонения в развитии речи ребёнка, то это может привести к фонематическому недоразвитию. Признаком фонематического недоразвития является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Из опыта своей работы (13 лет работаю учителем – логопедом, из них 10 лет совмещала работу в ДОУ И СОШ) могу отметить постоянный рост детей с нарушением фонематического восприятия. Родители не замечают проблемы, если звукопроизношение не нарушено, а во втором классе обнаруживается, что ребёнок постоянно заменяет буквы на письме, становится неуспевающем по русскому языку, что влечёт за собой снижение самооценки, негативное отношение к школе. На текущий учебный год из 90 обследованных детей старших и подготовительных групп МБДОУ, 63 человека имеют нарушение фонематического восприятия. В нашем районе осталось только 3 СОШ с логопунктами. Поэтому вся ответственность ложится на учителей – логопедов ДОУ, вовремя выявить детей с нарушениями речи, сформировать у родителей основы логопедической грамотности, оказать эффективную коррекцию речевых нарушений.
Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.
Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная педагогом специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.
Находясь в области соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, нетрадиционные для нее методы и приемы смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя – логопеда.
Любая инновация в логопедической практике не меняет базисную организацию коррекционного воздействия, а лишь локально изменяет методическую составляющую. Основные виды инновационных технологий:
- информационно – коммуникативные технологии;
- дистанционно – образовательные технологии;
- психо – коррекционные технологии (арттерапия, сказкотерапия и т.д.);
- технологии с использованием нетрадиционных приемов (ароматерапия, хромотерапия и т.д.);
- здоровьесберегающие технологии.
В своей практике использую различные инновационные технологии, приведу пример непосредственной образовательной деятельности по коррекции фонематического недоразвития, с использованием некоторых из них.
Конспект организованной образовательной деятельности «Лесная школа» для детей подготовительной группы, имеющих фонематическое или фонетико – фонематическое недоразвитие речи,
(на дифференциацию Ш-Ж).
Цели: закрепить правильную артикуляцию звуков Ш и Ж, дифференциацию звуков по акустико – артикуляционным признакам, графический образ букв Ш и Ж, развивать: фонематический слух, фонематический анализ и синтез, мелкую и общую моторику; расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи (правильное согласование числительных с существительными, употребление порядковых числительных, существительных в Р.п., Т.п.); развивать связную речь, интерес к занятиям, мышление, внимание, память и воображение.
Оборудование: презентация, мультимедиа, экран, интерактивная доска, музыка: звуки природы, индивидуальные зеркала, аромамедальоны с кедровым маслом на каждого ребенка из упаковки от «Киндер – сюрприза»,
игрушечное дерево с висящими под ним жучками, игрушечная змея, схема для характеристики звуков, жёлуди, каштаны, комплекты на каждого ребёнка для составления схем слов и выкладывания букв, предметные картинки и крупные рисунки животных ( содержащие в названиях звуки Ш и Ж), игрушка «жучок», магнитная доска, круглые магниты (синего, зелёного и красного цвета), простые карандаши, ластики, листочки со словами с пропущенными буквами, колокольчик, «волшебный мешочек» с карандашами (по количеству детей для поощрения), «зашифрованный рассказ», цветочек с картинками на лепестках, карточки 2, 5, мяч.
Способ организации деятельности: фронтальный.
Ход ООД:
- Организационный момент, артикуляционная и дыхательная гимнастика, сказкотерапия, музыкотерапия и ароматерапия.
- Ребята, хотите отправиться в волшебный лес?
Помогут нам в этом наши волшебные зеркала и волшебные медальоны
(раздаются детям). Дети садятся на стульчики.
Представьте, что мы отправимся в лес на лошадке – слайд лошадь (упр. «Лошадка»), вдруг встретили ручеёк – слайд ручеёк, сделаем через него мостик (упр. «Горка»), отправились дальше на лошадке – слайд лошадь (упр. «Лошадка»), а перед нами речка– слайд речка, переплывём её на парусниках (упр. «Парус»).
А теперь расслабьтесь и закройте глазки. (Звучит мелодия «Звуки природы»). Ароматерапия (кедровое масло в аромамедальонах устраняет нервозность, растерянность, упорядочивает мысли, придает уверенность в своих силах).
- Посмотрите, ребята, куда мы попали! На экране лес. (Аромамедальоны снимаются).
Мы попали на лесную полянку, где много грибов. Слайд- грибы. (упр. «Грибок»).
- Посмотрите, в лесу мы встретили волшебное дерево – подуйте на него, чтобы жучки полетели. Щёчки не надуваем. (Дыхательное упражнение).
Теперь изобразите, как жужжат жуки. (Ж-Ж-Ж). А кто это под деревом? (Змея). Изобразите, как шипит змея. (Ш-Ш-Ш).
- Сообщение темы.
- Смотрите, мы попали в лесную школу. Новый слайд. (На экране картинка «Лесная школа».)
Там сейчас изучаются звуки, которые мы только что произносили. Какие это звуки? (Ш и Ж).
III. Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам, развитие мелкой моторики с помощью природного материала.
На экране появляется буква Ш.
- Ребята, смотрите, что это у нас появилось? (Буква Ш). На что она похожа? Чем буква отличается от звука? (Буквы мы читаем и пишем, а звуки слышим и произносим). Сколько звуков у буквы Ш? Охарактеризуйте его. (Характеристика по схеме).
На экране появляется буква Ж.
- А теперь расскажите про букву Ж. (Характеристика по схеме).
- Посмотрите, что я нашла в лесу (каштаны и жёлуди). Давайте из них выложим наши буквы! (из каштанов – Ш, т.к. в слове мы слышим звук Ш, а из желудей – Ж).
IV. Дифференциация Ш-Ж в слогах.
- Пока уроки не начались, мы поиграем. Если в лесу закричать, то что нам отзовётся? (эхо) Новый слайд.(Картинка «Эхо» на экране).
Игра «Эхо».
Каждый ребёнок повторяет за логопедом цепочку слогов с нужной интонацией (например, ша-жа-ша).
V. Произношение Ш и Ж в словах. Падежное управление.
- А вот и ученики лесной школы. Новый слайд.( на экране картинка «Лесная школа»). Выставляются картинки на магнитную доску. Медвежонок, лягушонок, ежонок, мышонок, журавль и шмель. Назовите животных, в названии которых есть звук Ш, звук Ж.
- Кто с кем сидит? (медвежонок сидит с лягушонком, мышонок сидит с ежонком, шмель сидит с журавлём).
VI. Развитие фонематического восприятия, слухового внимания, памяти.
- Ребята, хотите тоже поучиться в лесной школе?
А до начала уроков животные хотят с вами познакомиться.
Догадайтесь, кто это? В его названии есть слог жу. (журавль) Новый слайд.
В названии первый звук ль, последний к. (лягушонок) Новый слайд.
Первый звук ш. (шмель) Новый слайд.
Первый звук мь, последний к (медвежонок). Новый слайд.
С кем мы ещё не познакомились? ( с мышонком и ежонком).
Начинается наш первый урок (на экране новый слайд) – Логопедия. Звенит звонок. Дети садятся за столы.
- Дифференциация Ш-Ж в словах.
Игра «Чья песенка?» Логопед называет ряд слов, а дети показывают символами песенка жука или змеи.
Игра «Подними картинку» (у каждого ребёнка по две картинки). Поднять картинку, в названии которой звук Ш в начале слова, в середине слова, в конце слова. Звук Ж в начале слова, в середине слова. Почему Ж не слышится в конце слова? Он заменяется на Ш.
Игра «Волшебный экран» (соединяют картинку с нужной буквой Ш или Ж) – работа с интерактивной доской.
- Дифференциация Ш-Ж в словах, лоритмика, развитие общей моторики.
Звенит звонок. Начинается второй урок – физкультура. Новый слайд. Дети выходят из-за столов.
Журавлёнок встал на ножки
(Встать в ряд)
Пошагать решил немножко
(Шаги с высоко поднятыми коленями)
Смотрит вдаль из-под ладошки
(Движения в соответствии с текстом)
Кто там скачет по дорожке?
(Прыгать на месте, руки на поясе)
Жабы вышли на лужок
(Выходят все вперёд)
Жабы встали все в кружок
(Образовать круг)
Важно подняли головки
(Поднять голову)
Посмотрите, как мы ловки
(Гордые повороты головы вправо – влево)
Вот похлопали в ладошки
(Хлопать)
Вот попрыгали немножко
(Прыгать на обеих ногах)
Поскакали,
(Прыгать то на правой, то на левой ноге)
Покружились,
(Кружиться на месте)
А потом остановились.
Игра с мячом.
Представьте, что я змея, а вы жуки. Вам надо переделать песенку змеи на песенку жука). Шесть – жесть, шар – жар, шаль – жаль, уши – ужи, шить – жить, шалость – жалость. (Логопед бросает каждому ребёнку мяч и он произносит новое слово).
- Чтение слов с пропущенными буквами. Письмо букв Ш и Ж. Составление схем слов.
- Начался следующий урок. (Звенит звонок. Появляется следующий слайд.) Какой он по счёту? (третий) На третьем уроке чтение.
Раздаются листочки, на которых слова с пропущенными буквами Ш и Ж.
(- аба, ко_ка, _ каф, мы_ка, _ук). Дети вставляют пропущенные буквы и читают получившиеся слова.
- Какое слово здесь лишнее? Почему? (Шкаф, т.к. все слова обозначают живых существ, а шкаф неживой). К какой группе предметов он относится? (к мебели).
- Подчеркните лишнее слово.
- Прочитайте последнее слово (жук). Если вы правильно составите его схему, жук прилетит к нам в гости.
Выкладывание на столах и на доске магнитами схемы слова жук.
(прилетает жук – анимация на слайде).
- Как нам изменить схему, чтобы получилось слово жуки. (выкладывание ещё одной схемы. (на слайде появляется еще один жук).
Звенит звонок.
- Согласование числительных с существительными.
- Какой теперь у нас урок по счёту? (четвёртый) Это математика. (Новый слайд.)
- Посмотрите, какой я нашла в лесу цветок.
Дети выходят по одному, отрывают лепесток, на нём картинка. Логопед показывает карточки с цифрами 2 и 5. Ребёнок отвечает, сколько предметов стало. (2 жука, 5 жуков и т.д.)
Звенит звонок.
- Дифференциация Ш – Ж в предложениях и тексте.
- И последний урок русский язык. Какой он по счёту? (пятый) Новый слайд.
- Ученики лесной школы составили предложения. Послушайте их и исправьте, если есть ошибки.
Медвежонок живёт в дупле. (Медвежонок живёт в берлоге).
Мышка съела кошку. (Кошка съела мышку).
Ёжик прыгает по деревьям. (Ёжик бегает по земле).
Жираф – перелётная птица. (Журавль – перелётная птица).
- Молодцы, а теперь давайте поможем ученикам лесной школы прочитать зашифрованный рассказ. (См. Приложение)
(Чтение рассказа логопедом по схеме, пересказ детьми с опорой на слова и картинки).
Журка.
Миша нашёл за садом журавля. У журавля было ранено крыло. Он не мог летать. Миша взял журавля домой и стал за ним ухаживать. Он звал журавля Журкой. Журка скоро поправился. Хорошо жилось Журке у Миши.
- Подведение итогов.
- Итак, ребята, какие звуки мы сегодня изучали? (Ш и Ж).Какой из них звонкий? Глухой? У них есть «мягкие братики»? (нет)
- Молодцы! А ученики лесной школы приготовили для вас сюрприз. Догадайтесь, что это:
Палочки волшебные есть у меня, друзья,
Палочками этими могу построить я
Башню, дом, и самолёт,
И большущий пароход!
- Карандаши. Появляется слайд.
- Эти волшебные карандаши помогут вам научиться хорошо писать и рисовать. (Раздаются детям). А какой же звук Ш или Ж мы услышали в слове карандаши? (Ш) Дети благодарят животных. Новый слайд.
- А теперь с помощью волшебных карандашей мы вернёмся в детский сад.
Надо взять карандаш в правую руку, поднять вверх и покрутить им в воздухе. (Дети выполняют трёхступенчатую инструкцию).
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать инновационные технологии в коррекционной образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность учителя - логопеда с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий и других инноваций позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны. Когда с удовольствием и творчеством проводишь занятия, в награду получаешь влюблённые глаза ребенка, «чистые ушки», чёткие звуки, красивую речь.
Использованная литература:
- Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 336с.: ил.- Коррекционная педагогика.
- Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева Практикум по сказкотерапии. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 310с.
- Кацер О.В. Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции задержки психического расстройства и нарушений речи детей// Музыкальная палитра, 2003. №3.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). – М.: «Владос», 1999. – 224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада (раздел образовательной программы «Безопасность»)
Конспект Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы детского сада (раздел образовательной программы «Безопасность») 1. Тема: ...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы детского сада (Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие») Тема: «Морозные узоры».
Формирование знаний детей старшего дошкольного возраста о нетрадиционной технике изображения «фотокопии» - рисование свечой или восковым мелком....
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи. Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением.
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи (Гербова В.В., с37) Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением. Цель: продолжать фор...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи на тему "Чтение рассказа Л.Н.Толстого "Прыжок""
Тема: Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок»Цель: формировать знания детей о творчестве Л.Н. Толстого, помочь вспомнить известные рассказы Л.Н. Толстого, познакомить с рассказом «Пры...
Конспект организованно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Моя дружная семья»
Программное содержание:Образовательная область «Речевое развитие»Образовательные задачи:Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;Активизировать словарь детей (с...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по ОО «Художественно-эстетическое развитие». Тема: «Необычные деревья» нетрадиционная техника рисования - рисование по пене для бритья
Цель: Развивать художественно-творческие способности детей дошкольного возраста, через использование нетрадиционной техники рисования- рисование по пене для бритья....
Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Юные знатоки» приоритетная ОО «Речевое развитие»
НОД по речевому развитию. Систематизирование знаний детей о диких животных, через словесные и дидактические игры....