Коррекция каппацизма у детей с ТНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Ширяева Маргарита Юрьевна

Материал содержит подборку демонстрационного и игрового материала для коррекции каппацизма  у детей дошкольного возраста с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_kappatsizma_u_detey_s_tnr.pptx1005.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КАППАЦИЗМ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ- ЛОГОПЕД МАДОУ Д/С №62 Г. ТЮМЕНИ ШИРЯЕВА МАРГАРИТА ЮРЬЕВНА

Слайд 2

КАППАЦИЗМ - НАРУШЕНИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [К] И [К’]

Слайд 4

АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ УКЛАД ЗВУКОВ [К]И[К’]

Слайд 5

При произнесении [К]: губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. кончик языка опущен и касается нижних резцов передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть смыкается с нёбом. боковые края языка прижаты к задним зубам. мягкое нёбо поднято и закрывает проход в полость носа. Голосовые связки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.

Слайд 6

При произнесении звука [К’]: язык продвигается вперёд и производит смычку с нёбом средняя часть спинки языка приближается к твёрдому нёбу. передняя часть опущена. кончик языка находится несколько ближе к нижним зубам, но не касается их. губы несколько растягиваются и открывают зубы.

Слайд 7

Для подготовки к правильному произнесению звуков рекомендуются артикуляционные упражнения: «кашляем»; «горка» - губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого неба; улыбка с сомкнутыми губами; улыбка с разомкнутыми губами («заборчик»).

Слайд 8

Постановка звука [К] І способ. Постановка звука по подражанию Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание, с ощутимым призвуком [к] ([ кхэ ]). «Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между звуками [к] и [э] не будет выраженного звука [ х ], а будет слышаться только легкое придыхание. Повторяя за вами упражнение , ребенок должен «покашливать» себе на ладонь.

Слайд 9

После этого покажите ребенку, как «покашлять» шепотом - «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха. Устранив из своего произношения серединный призвук [ х ]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха. Если получился правильный звук [к], то есть ребенок фактически произнесет слог [ кэ ], потренировав его, переходите к слогам с другими гласными звуками. Можно дать такую инструкцию: «Теперь будем покашливать так: [ ка — ка — ка ]». В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за Вами.

Слайд 10

ІІ способ. Постановка звука [к] от правильного [ х ] Обратите внимание на то, что, когда он тщательно произносит звук [ х ], то корень его языка прикасается к небу, пусть ощупает языком это место. Нужно, чтобы во время длительного, протяжного произнесения звука [ х ] ребенок в том месте, где он ощущает прикосновение языка к небу, зажал им щель перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком. Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под некоторым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышится звук [к].

Слайд 11

В дальнейшем ребенок должен сразу зажимать корнем языка щель в горле и произносить звук [к]. Если звук получается слишком «взрывным» или напряженным, а также, если он имеет придыхательный оттенок, нужно потренировать его шепотное произношение (см. способ I). После того как звук у ребенка получается свободно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать. Затем переходите к произношению слогов (по подражанию).

Слайд 12

III способ. Постановка звука [к] на вдохе Ребенок должен как можно дальше в горло всосать» язык, «как улитку в раковину». Покажите ему как это сделать, при этом вы должны произносить на вдохе слоги, близкие по звучанию к звукосочетанию [ ка — ка — ка ]. Еще это можно сравнить с беззвучным (шепотом) имитацией храпа, только следите, чтобы в вашем произношении не появлялось раскатистого горлового звука, напоминающего грассирующий звук [ р ] (после [к] может слышаться короткий придыхательный звук, напоминающий [ х ]). Вы можете произносить звук, максимально близкий к звуку [к].

Слайд 13

IV способ. Постановка звука [к] с механической помощью Ребенок произносит слоги: [та — та — та ]. В это время логопед, нажимая шпателем на кончик его языка, постепенно и осторожно проталкиваете его в глубь рта. В это время ребенок должен, не прекращая, произносить слоги. По мере продвижения языка в глубь рта звук будет меняться. Вначале послышится нечеткий мягкий звук [т’], затем нечеткий мягкий звук [к’], затем ребенок начинает произносит слоги[ ка — ка — ка ]. Перед выполнением упражнения расскажите ребенку, что вы собираетесь делать. Предупредите его, чтобы он не мешал вам отодвигать его язык в глубь рта.

Слайд 14

Речевой материал для автоматизации звука [к] Автоматизация звука [к] в прямых слогах Произносить слоги: ка-ка — ка-ка-ка ко-ко — ко-ко-ко ку-ку — ку-ку-ку кы-кы — кы-кы-кы Произносить слоговые ряды: ка — ко — ку — кы ко — ку — кы — ка ку — кы — ка — ко кы — ка — ко — ку

Слайд 15

Автоматизация в словах Произносить слова: ка Катя,касса , камера, камень, канат, карась, калач, канал, кабан, каша, кант, кабель, казан, кабинет, кассир, камыш, калина, кабина, карамель, качели, кашель, катушка, капюшон, карман, капрон,капуста , картофель, карусель, каблук, капитан, булка, дочка, бочка, миска, ночка, точка, черника. ко Косы, ковш, колос, Коля,козы , кожа, колба, космос, кот, кол, ком, комната, кони, кофе, корень, кобра, молоко,далеко , закон. ку Куб, куль, кулёк,кум , курица, кусок, куст, кухня, купол, кузов, кувшин, якут, секунда, окунь, секунда, булку, дочку, миску, точку.

Слайд 16

Произносить слова со стечением согласных: квас, квадрат, Клава, класть, класс, клапан, квартал, крот, кровь, крошки, крот, кроме, круг, кружка, крупа, краса, крабы, кран, край, крыша, крыса, Крым, клок, клоун, клуб, клубок, клык; дочка, кочка, ручка, точка, внучка, тучка, ванночка, птичка, точка, тачка, овечка, речка, собачка, лягушка.

Слайд 17

Автоматизация в чистоговорках Произносить чистоговорки : Ка-ка-ка , ка-ка-ка — Вот широкая река. Ко-ко-ко , ко-ко-ко — Там рыбак недалеко. Ка-ка-ка , ка-ка-ка — Есть улов у рыбака. Ко-ко-ко , ко-ко-ко — Рыба ловится легко.

Слайд 18

Автоматизация звука [к] в обратных слогах Произносить слоги: ак-ак — ак-ак-ак ок-ок — ок-ок-ок ук-ук — ук-ук-ук ик-ик — ик-ик-ик Произносить слоговые ряды: ак — ок — ук — ик ок — ук — ик — ак ук — ик — ак — ок ик — ак — ок — ук

Слайд 19

Автоматизация в словах Произносить слова: Мак, бак, сок, сук, танк, блеск, веник, воск, тюбик, каток, комок, замок, человек, мотылек, бантик, домик, дождик, щенок, смычок, бычок, звук, звонок, мешок, петушок. Произносить слова с двумя звуками [к] Каток, комок, колобок, кузнечик, капкан, котенок, косынка, катушка, кошка, копейка, каблук, конфетка, казак, катушка, какао, калитка, кулак, кушак, кабачок, кубик, кусок, кукушка, клубок, клубника.

Слайд 20

Автоматизация в предложениях У Коли коллекция марок. Дедушка посадил яблоньку. Каждое утро я делаю зарядку. Катя начертила квадрат. Костя купил книгу. Не молоток кует железо, а кузнец. Синичка — маленькая птичка. Кате купили зайку. Собака своих не кусает. За окном капает дождик.

Слайд 21

Автоматизация звука [к] в стихах Петушок Петушился, петушился Забияка-петушок. Забияке где-то в драке Оторвали гребешок. Ходит он без гребешка, Не похож на петушка. ( Е.Авдиенко )

Слайд 22

Кукушка кукушонку Купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон. У еловых шишек Сто чешуек-крышек. Каждое — как перышко, А под каждым — зернышко. На кокосы, на кокосы Налетели мы как осы! А кокосы высоко, А в кокосах молоко.

Слайд 23

Автоматизация звука [к] в связной речи Прослушать рассказ, ответить на вопросы и пересказать. Колобок У леса на опушке стоит избушка. А живет в избушке Колобок-румяный бок. Колобок — мастер сказки рассказывать. Катится Колобок по дорожке, кого ни встретит, сказку расскажет. Любят сказки колобка и Мышка-норушка, и Лягушка-квакушка, и Петушок — золотой гребешок. Вопросы. Где стоит избушка? Кто живет в этой избушке? Что умеет Колобок? Кому нравятся сказки Колобка? Расскажи о Колобке.

Слайд 24

Автоматизация в загадках Черный Ивашка — Деревянная рубашка, Где носом поведет, Там заметку кладет. (Карандаш) Глазищи, усищи, когтищи, хвостище, А моется всех чище. (Кот) Закутан ребенок в сто пеленок. (Капуста)

Слайд 26

Отгадай загадку. Кто на ёлке, на суку Счёт ведёт: «Ку-ку, ку-ку»? Попробуй произнести без запинки: «У лесной кукушки есть два кукушонка, забавных ребёнка».

Слайд 27

Отгадай загадку. Зелены мы, как трава Наша песенка: «Ква-ква». Как прыгает лягушка ? Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок. Повтори несколько раз: «Ква-ква».

Слайд 28

Названия, каких картинок звучат, похоже? Игра « Веселый счет » . Сосчитай уток. Игра « Прятки » . Назови картинки.

Слайд 29

Киска, киска, где твоя миска? Ест киска суп из миски: Сыта киска – пуста миска. Игра «Чего не хватает?» (ручки, лапки, ножки).

Слайд 32

Какой звук слышим в этих словах?

Слайд 33

Назови картинки, в которых есть звук [ к ] и [ г ] ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия детей с ЗПР в старшей группе на тему: «КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ»

На этой встрече мы помогаем детям с нарушением зрения, имеющим трудности в общении, приемам саморегуляции, умею управлять своим телом, владеть своими эмоциями....

Использование средств диагностики и коррекции индивидуальных способностей детей и социально – психологических особенностей группы при реализации дифференцированного подхода к детям

Чтобы следить за качеством усвоения программного материала детьми, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, провожу диагностику по всем разделам программы. ...

Конспект занятия на тему: «Коррекция взаимоотношений детей. Коррекция поведения агрессивных детей. Развитие внимания»

УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРИЕМЛЕМЫМ СПОСОБАМ РАЗРЯДКИ ГНЕВА И АГРЕССИВНОСТИ....

Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; для коррекции агрессивного поведения у дошкольников

Картотека игр для застенчивых детей; для коррекции поведения тревожных детей; Для коррекции агрессивного поведения у дошкольников...

Консультация для педагогов Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста. Игры и упражнения по коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агресс...

Сенсомоторный дефицит у детей с ОВЗ и его коррекция (из опыта работы по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста)

Формирование у детей дошкольного возраста умения различать смешиваемые звуки Т-К, Д-Г на слух и правильно произносить их в собственной речи с использованием авторского пособия "Звучащие кнопочки...