Использование средств диагностики и коррекции индивидуальных способностей детей и социально – психологических особенностей группы при реализации дифференцированного подхода к детям
материал ( группа) на тему

Пономаренко Татьяна Викторовна

Чтобы следить за качеством усвоения программного материала детьми, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, провожу диагностику по всем разделам программы.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование средств диагностики и коррекции индивидуальных способностей детей и социально – психологических особенностей группы при реализации дифференцированного подхода к детям

Чтобы следить за качеством усвоения программного материала детьми, своевременного выявления типичных и случайных ошибок, провожу диагностику по всем разделам программы.  

Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года:

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие»,

«Художественно- эстетическое развитие»,

«Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.

Динамику детского развития оцениваю по пятибалльной системе и пяти уровням развития:

        1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

        2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

        3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки c частичной помощью взрослого;

        4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;

        5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

        Таблицы педагогической диагностики заполняю дважды в год: в начале и конце учебного года, Технология работы с таблицами проста и включает 2 этапа.

        Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляю баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считаю итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы складываю (по строке) и делю на количество параметров, округляю до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

        Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитыю итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы складываю (по столбцу) и делю на количество параметров, округляю до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.

        Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты.

Основные диагностические методы:

  •  наблюдение;
  • проблемная (диагностическая) ситуация;
  • беседа.

Формы проведения педагогической диагностики:

  • индивидуальная;
  • подгрупповая;
  • групповая.

Сводная диаграмма освоения основной общеобразовательной программы по образовательным областям

Из диаграммы на конец 2014 -2015 уч. года видно, что высокий уровень развития составил 57%, уровень развития выше среднего понизился  на 7 % (с 34% до 27%) и средний уровень развития понизился   на 31 % за счёт того , что дети перешли в группу детей с высоким и выше среднего уровня развития. На  конец года  1 ребёнку требуется  корректирующая работа  педагога. В течение всего учебного года велась работа по всем областям программы. Результаты мониторинга показывают, что большинство воспитанников усваивают программу в полном объёме. Тем самым обеспечивается реализация требований стандарта дошкольного образования.

Особенностью индивидуально-дифференцированного подхода является наличие определенных условий, без которых невозможна его реализация, а именно, мониторинга индивидуального развития  способностей детей. В начале учебного года провожу мониторинг , по результатам мониторинга определяю зону образовательных потребностей каждого воспитанника. Соответственно осуществляю планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации. Индивидуально-дифференцированный подход позволяет мне  использовать различные виды деятельности.

На примере  Познавательное развитие – математика  хочу рассказать о дифференцированном подходе в работе с детьми моей подготовительной группы.

 Применение дифференцированного подхода в обучении математике старших дошкольников  начинаю с выявления уровня математического развития детей, в основу которого легли следующие показатели:

* объем математических знаний и умений в соответствии с действующей программой в детском саду;

* качество математических знаний: осознанность, прочность, запоминание, возможность использовать в самостоятельной деятельности;

* уровень умений и навыков учебной деятельности;

* степень развития познавательных интересов и способностей;

* особенности развития речи (усвоение математической терминологии);

* уровень познавательной активности .

В соответствии с результатами диагностики и индивидуальными особенностями детей моей группы я условно  разделила  их на несколько подгрупп. К первой подгруппе я отнесла детей, у которых замечалась большая активность и интерес к занятиям по математике, а также творческий характер применения полученных знаний и умений в практической деятельности.

Во вторую подгруппу включила тех воспитанников, активность которых внешне не проявляется. Они не поднимают рук, но, так как всегда внимательны, отвечают правильно и умеют найти верное решение предложенной задачи.

Третью подгруппу составили дети, у которых не проявлялся интерес к занятиям по математике, у них не только нет желания отвечать, но и при вызове они предпочитают отмалчиваться. Как показывает практика, пассивность детей на занятиях по математике вызывается, прежде всего, пробелами в их знаниях, трудностями, которые они испытывают в процессе обучения, иногда причиной были длительные пропуски по болезни.

Четвертая группа - группа риска, дети, которые испытывают трудности в процессе обучения математике. Я продумала  систему коррекционно-развивающей работы в процессе фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Именно на этих занятиях я  имеют возможность дифференцированно поработать с  детьми, доступно объяснив материал, соотнеся темп занятия с возможностями учебной деятельности и индивидуальными возможностями каждого ребенка. Продумала и составила индивидуальный план работы с каждым ребенком, направленный на развитие математических (количественных, геометрических, временных, пространственных, величинных) представлений, логической сферы, познавательной активности и интереса и др.

В ходе занятия  предлагаю варианты дифференциации заданий:

– по уровню сложности, например, дидактическое упражнение со счетными палочками, в котором есть три варианта выполнения: одной группе детей составить и назвать геометрическую фигуру, состоящую из 3 палочек; второй  – из 4 палочек; третьей  – из 6 палочек. Это упражнение вызывает интерес, большую активность у детей. Одна группа старалась помочь другим, и наоборот.

– по уровню творчества, например, задания с геометрическими фигурами (счетными палочками) на развитие воссоздающего и творческого воображения, дидактические игры “Танграм”, “Волшебный круг”, “Колумбово яйцо” и др.

При подборе игр математического содержания соблюдаю  определённую последовательность, учитываю, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения. Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности, например к играм “Что изменилось?”, “Который по счету?”, “Чудесный мешочек” и др.. Если ребенок испытывает трудности при усвоении некоторых математических представлений и понятий, то, за день или за два до занятия я показываю, например, фигуру и говорю ребенку: «Скоро мы познакомимся с новой фигурой. Еще никто не знает, как она называется, а тебе я сейчас скажу, только ты постарайся запомнить - это ромб (квадрат, треугольник)». Накануне занятия  еще раз напоминаю, как называется фигура и чем она отличается от уже знакомых. После такой подготовки ребенок легче справляется с заданиями и, как правило, активен на занятии. Выполнение небольшого задания вселяет уверенность, активизирует ребенка на выполнение более сложных заданий. Детям, успешно овладевающим математическими знаниями и умениями, даю  в игре более сложное задание, чтобы и у них поддерживался интерес к игре.

С отстающими детьми кроме фронтальных занятий  провожу дополнительные индивидуальные занятия, широко используя наглядность (мелкий счетный материал, картинки, модели чисел и геометрических фигур и др.), а также предлагаю тетради для индивидуальной работы. Если какое-то задание не дается сегодня, не пытаюсь добиться от ребенка немедленного результата, идём  дальше, не заостряя на этом внимания. Затем через некоторое время вворачиваемся  к этому “трудному” заданию и попытаемся снова выполнить его. Важно помнить, что пользу приносит только та деятельность, с которой ребенок справился самостоятельно. Привлекаю к работе с детьми  и родителей, которые получают консультативную помощь по вопросам математического развития дошкольников или узких специалистов, если в этом есть необходимость.

Таким образом, реализация дифференцированного подхода в процессе обучения элементарной математике в моей группе  даёт возможность не только помочь детям  в усвоении программного материала, но и развить интерес к математике. Я, считаю, что на современном этапе развития педагогической науки реализация индивидуально-дифференцированного подхода считается необходимым условием решения многих педагогических задач, в том числе и готовности старших дошкольников к обучению в школе.

Придерживаюсь следующего

Алгоритма  работы при дифференцированном подходе:

1. Подбор диагностического инструментария

2. Проведение диагностики

3. Определение зоны образовательных потребностей каждого воспитанника

4. Формирование малых подгрупп по сходным показателям

5. Планирование образовательного процесса

6. Ознакомление родителей с результатами диагностики (индивидуально)

7. Отслеживание результатов работы, в виде контрольных срезов, по проблемным показателям

8. Корректировка или продолжение работы с детьми по выбранному направлению.

9. Итоговая диагностика

10. Оформление результатов мониторинга и оценивание результатов  работы педагогического коллектива.

Дифференцированный подход - это способность научить всех!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе.

Освещены основные вопросы осуществление дифференцированного подхода к детям с ЗПР в процессе реализации авторской программы коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе....

Реализация дифференцированного подхода в педагогической работе с детьми с нарушением зрения

Эффективность применения дифференцированного подхода в педагогической работе с дошкольниками, имеющими нарушение зрения...

«Реализация дифференцированного подхода в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ»

В данной работе обобщен опыт работы воспитателя  в адаптационный период при поступлении ребенка в детский  сад и раскрыта  сущность дифференцированного подхода , а так же освящены такие...

"Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"

"Индивидуальный подход к детям при организации игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО"...

Реализация дифференцированного подхода в обучении математике старших дошкольников.

Реализация дифференцированного подхода в воспитании и обучении дошкольников является одним из условий обеспечения равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста к обучению в школе.Реализ...

Реализация дифференцированного подхода образования с дошкольниками

Дифференцированный подход в образовании – это образование, ориентированное на ребенка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить ...