"Русская народная игра. Игрушка. В гостях у рукодельницы"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ворончихина Анна Николаевна

Приемы работы по развитию общей и мелкой моторики в рамках проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedich_zanyatiya.docx434.61 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы работы по развитию мелкой и общей моторики в рамках проектной деятельности по теме

«Русская народная игра. Игрушка»

«В гостях у рукодельницы».

Подготовительная логопедическая  группа «Капитошки»

Учитель-логопед Ворончихина А.Н.

Коррекционно-образовательные цели : уточнение и расширение представлений о русском народном предмете (прялка), ее назначении, деталях, частях. Активизация словаря по теме (прялка, веретено, пряха, прядь, пряжа, клубок, кудель, посиделки, завалинка, светелка; шерстяная, льняная, пушистая, теплая, мягкая, тонкая, длинная, деревянная, резная, расписная; мотать, прясть, наматывать, сматывать, скручивать…)

Коррекционно-развивающие цели: развитие навыков речевого общения, связной речи, мелкой моторики, общей моторики, координации речи с движением. Закрепление произношения звука (с), профилактика оптической дисграфии

Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков взаимодействия, сотрудничества, инициативности, самостоятельности.

Предворительная работа: заучивание стихов, загадок(месяц, прялка, веретено), запевок к песням, приговорок, скороговорки.

Оборудование: печка, прялка, веретено, кудель, лавки, клубки разноцветные, пряжа натурального цвета, заготовки картонных месяцев и желтых клубочков, ножницы, русские народные платки. РНП «Дуня тонкопряха», РН музыка к хороводной игре «Клубок», русские народные напевы.

Ход занятия

1.Орг. момент.

(звучит русская народная  мелодия)             C:\Users\Sergey\Desktop\фото русск народ\20161130_101106.jpg

Логопед : На завалинках в светелке

                 Иль на бревнышках каких,

                 Собирали посиделки

                 Пожилых и молодых.

-Скажите, ребята, как вы понимаете слово «посиделки»?   ….  (логопед: посиделки – это зимняя вечеринка, которая проходила в небольшой комнатке – светелке)

-А как  называли на Руси женщину, которая хорошо умела шить, вязать, ткать, вышивать?  ….   (логопед: рукодельница)

-Послушайте, какие два слова спрятались в слове «рукодельница»?....  (логопед: делала как? хорошо, умело, ладно.)

-Чем же занимались на зимних посиделках, как вы думаете?...(конечно, вязали ,вышивали, пели песни, частушки, играли).

-Вот и сегодня ,я, Рукодельница, приглашаю вас на посиделки. (девочки облачаются в р.н. платки и ребята проходят на стульчики)

2. Основная часть.

-У меня для вас есть загадка, а отгадку вы можете найти в нашей светелке.

По локоть- мохнато,

По локоть-голо,

По локоть- под себя ушло?  (прялка)

-Давайте посмотрим и скажем, какая наша прялка, опишем ее?...(красивая, деревянная, резная, расписная…)

-Еще одна загадка.

Чем больше оно вертится

Тем больше становится?  (веретено)

Давайте посмотрим на наше веретено, какое оно? (деревянное, тонкое, резное, острое, длинное…)

-Для чего нам нужны эти русские предметы?...

-Из чего же мы с вами будем прясть ?

-У кого мы берем шерсть? …

-Женщин, которые пряли пряжу называли – пряхами. Для того что бы у нас получилась нитка, мы должны вытаскивать из кудели тонкие волокна и скручивать их в ниточку  (под муз произведение «Дуня тонкопряха»). Ниточку мы скручиваем большим и указательными пальцами обеих рук.

Ребенок читает стих: C:\Users\Sergey\Desktop\фото русск народ\20161130_113551.jpg

Пели песни от души

Песни были хороши.

Весело поется,

Весело прядется.

-Какая ниточка у нас получается? (тонкая, шерстяная, прочная, скрученная…)            

-На посиделках не только пели, но и играли

Физминутка

(сейчас мы с вами будем четко проговаривать скороговорку с движениями, сначала медленно, затем с ускорением)

                             Наша лавка широка,(руки в стор.)

                             Наша печка высока,(руки вверх)

                  Сядь на лавку, гляди в печь,(присесть, руки домиком)

      Жучка пышки будет печь.(хлопаем в ладошки)

-А что же мы будем сматывать из нашей пряжи?  (клубочки)

Вот сейчас мы проверим, кто из вас ловче умеет это делать.

(логопед дает инструкцию, как правильно сматывать клубок – лев рука придерживает нить, а правая, делая круговые движения наматывает нить)

 -У нас с вами есть корзина, в ней клубочки (привязаны нитки к корзинке). Вы берете по клубочку и делаете от корзинки 10 шагов назад. Как только заиграет музыка, вы начинаете правильно сматывать клубочки в корзинку.

(звучат русские напевы)

Наигрались мы с вами, вот и звездочки на небе засияли

Над домом у дорожки

               Повисло пол лепешки?  (месяц)

У меня для вас есть вот такие месяцы, какие они?  (бумажные, картонные…).

На какую букву похож месяц? («эс» ), а в какую сторону должны смотреть у него рожки?   ( если вопрос задает логопед в старшей группе , то он звучит так : на какой звук похож месяц? «С»)

-Сейчас мы с вами будем обматывать наш месяц.

C:\Users\Sergey\Desktop\фото русск народ\20161130_110750.jpg

 (дети обматывают месяц шерстяной желтой ниткой, а в это время логопед задает вопросы:

-придумайте слово, которое начинается на звук «С», заканчивается на «С».(отвечает каждый ребенок, фоном играет р.н. музыка)

C:\Users\Sergey\Desktop\фото русск народ\20161130_101027.jpg

 -Наши посиделки заканчиваются, а на прощание мы с вами поиграем в русскую хороводную игру «Клубок». (логопед объясняет правила и повторяет запев игры, выученный заранее «Уж я улком шла, переулком шла, клубок ниточек нашла. Клубок катится, перекатится. Нитка тянется, перетянется…»)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Славен край Нижегородский» номинация: Народные художественные промыслы "Русская народная деревянная игрушка – матрешка."

     Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской ...

Проектная карта "Хакасские и русские народные игры и игрушки"

Тема проекта: «Хакасские и русские народные  игры и  игрушки»Цель:  создание социальной ситуации развития в процессе изготовления игрушекСобытийность проекта: презентация игрушек О...

конспект занятия "Русские народные игры и игрушки"

Конспект занятия на тему«Русские народные игры и игрушки» (средняя группа) Цель:Познакомить детей с культурой и традициями русского народа.Задачи: закреплять умение осуществлять ...

Досуг «В гостях у Василисы. Русские народные игры» в средней группе

данный досуг поможет приобщить детей к народным традициям...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...