Развитие моторики артикуляционного аппарата
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа) на тему

Карташова Ольга Дмитриевна

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика.

Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены.

Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут.

Выполняется артикуляционная гимнастика сидя или стоя перед зеркалом. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличиваются. Можно выполнять артикуляционные упражнения под счет, с хлопками. Под музыку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_motoriki_artikulyatsionnogo_apparata.pptx1.56 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного произношения у детей Автор-составитель: учитель-логопед Карташова Ольга Дмитриевна Презентация Для воспитателей Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №82 Приморского района Санкт-Петербург, 2016

Слайд 2

Артикуляционная гимнастика Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба). Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти полезна артикуляционная гимнастика. Упражнения должны быть понятны ребенку, доступны, желательно заранее разучены. Проводить артикуляционную гимнастику с ребенком необходимо ежедневно по несколько минут. Выполняется артикуляционная гимнастика сидя или стоя перед зеркалом. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличиваются. Можно выполнять артикуляционные упражнения под счет, с хлопками. Под музыку.

Слайд 3

При выполнении артикуляционной гимнастики следует соблюдать следующие требования: Каждое движение выполняйте перед зеркалом. Движения проводите неторопливо, ритмично, четко. Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребенка). Выполняя упражнения для языка, используйте ладонь своей руки и руку ребенка, имитируя движение языка. Помните: гимнастика не должна ребенку надоедать. Следите, чтобы он от нее не уставал

Слайд 4

Игры-упражнения для формирования движения губ Цель: ребенок должен сформировать две основные губные позы: открытую улыбку, которая необходима для произнесения звуков [ и ], [ э ], [ с ], [ с ‘], [ з ], [ з ‘], [ ц ] , и трубочку – вытягивание губ вперед, -необходимую для правильного артикулирования звуков: [ о ], [ у ], [ ш ], [ ж ], [ ч ’], [ щ ’].

Слайд 5

Упражнение «Лягушки улыбаются» Растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты). Скачет зверушка, Не рот, а ловушка Попадут в ловушку И комар, и мушка Квака любит улыбаться, Рот у Кваки до ушей, Хоть завязочки пришей

Слайд 6

Упражнение «Заборчик» Верхняя челюсть стоит на нижней. Губы в улыбке. Сто один брат Все в один ряд Крепко связаны стоят Зубы ровно мы смыкаем И заборчик получаем А сейчас раздвинем губы- Посчитаем наши зубы

Слайд 7

Упражнение «Хобот слоненка» Вытягивание губ вперед Подражаю я слону Губы хоботом тяну Даже если я устану, Их тянуть не перестану. Буду долго так держать – Свои губы укреплять.

Слайд 8

Упражнение «Трубочка» Вытягивание губ вперед Мои губы – трубочка – Превратились в дудочку Громко я дудеть могу: Ду-ду , ду-ду-ду , Ду-ду , ду-ду-ду !

Слайд 9

Игры-упражнения для языка

Слайд 10

Упражнение «Лопаточка» Широкий, мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Я землю копала Ничуть не устала. А кто мне помогал, Тот и устал. Язык лопаткой положи. И спокойно подержи. Язык надо расслаблять И под счет его держать Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать

Слайд 11

Упражнение «Накажу непослушный язычок» Покусывание кончика широкого языка («лопатка»), губы при этом в улыбке. На губу язык клади, « Пя-пя-пя » произноси, Мышцы расслабляются, Лопатка получается. Ты под счет ее держи До пяти, до десяти

Слайд 12

Упражнение «Язык-силач» Умение удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их. Язычок у нас силач – В зубы упирается, Сильно напрягается, горкой выгибается. Силачу пора на отдых, Чтобы мог он полежать. Мышцы будем расслаблять

Слайд 13

Упражнение «Качели» Язык вверх-вниз. На качелях я качаюсь: Вверх-вниз, вверх-вниз. Я до крыши поднимаюсь, А потом спускаюсь вниз.

Слайд 14

Упражнение «Горка» Выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам. Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго: Кончик в зубы упирается, Бока к верху устремляются

Слайд 15

Упражнение «Пиала» («Чашечка») Широкий язык в форме пиалы (чашечки) поднят к верху. Края прижаты к верхней губе. Язык широкий положи, Его края приподними. Получилась пиала, Почти круглая она. В рот ее ты занеси, И края к зубам прижми.

Слайд 16

Упражнение «Вкусное варенье» Движение широкой передней части языка вверх. И положение языка близкое к форме чашечки-пиалы. Ох и вкусное варенье. Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму и остатки оближу

Слайд 17

Упражнение «Грибок» Широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края языка прижаты к коренным зубам. Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожка Шляпка есть, нет головы На лесной опушке, Где жила кукушка, Вырос гриб-волнушка Шляпка на макушке

Слайд 18

Упражнение «Гармошка» Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку, закреплять умение подъема языка. К выполнению упражнения можно приступить, если ребенок овладел умением присасывать язык к небу и удерживать его. К небу язычек прижми, Челюсть ниже опусти. Рот открой, потом прикрой. Гармонист ты неплохой

Слайд 19

Упражнение «Иголочка» Выработать умение делать язык узким. Напрягая его мышцы. Язык в иголку превращаю, Напрягаю и сужаю. Острый кончик потяну, До пяти считать начну. Раз, два, три, четыре, пять! Иголку я могу держать. Язык лопаткой уложи И спокойно подержи, А потом – раз, два, три Как иголку заостри.

Слайд 20

Упражнение «Быстрая змейка» Выработать умение делать язык узким и развивать его подвижность. Язык в змейку превращается, Упражнение начинается. Вот вперед стремится змейка, Повторить за ней сумей-ка. То бросается вперед, То скорей назад ползет. Вновь движения повторяются, Игра в змейку продолжается (движения языком вперед изо рта, затем обратно в рот)

Слайд 21

Упражнение «Лошадка» Цоканье (щелканье) языком. Я лошадка серый бок Цок-цок-цок-цок . Я копытцем постучу Цок-цок-цок-цок . Если хочешь – прокачу Цок-цок-цок-цок . Посмотри, как я красива, Цок-цок-цок-цок . Хороши и хвост, и грива. Цок-цок-цок-цок . Я лошадка серый бок Цок-цок-цок-цок .

Слайд 22

Упражнение «Маляр» Отрабатывается подъем языка вверх и его подвижность. Красить потолок пора – Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Язык к небу поднимаем, Поведем вперед, назад – Наш маляр работе рад.

Слайд 23

Упражнение «Дятел» Укрепляются мышцы кончика языка, вырабатывается подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным. Я по дереву стучу – д-д-д . Червячка добыть хочу – д-д-д . Хоть и скрылся под корой – д-д-д . Все равно он будет мой – д-д-д .

Слайд 24

Упражнение «Ступеньки» Вырабатывается подъем языка вверх, умение удерживать его в верхнем положении при чередовании движений. И опять пошел гулять По ступенькам шагать: РАЗ – широким языком Обними верхнюю губу, ДВА – широким языком обними верхние зубы. ТРИ – язычок прыгнул За зубы к бугорочкам И весело попрыгал по ним четыре раза: д-д-д-д .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Нормализация моторики артикуляционного аппарата у детей со стертой формой дизартрии"

Описанные в работе методы коррекции включаются в структуру занятий на разных этапах работы. Проведение массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой стихотворной форме существенно повыша...

Мастер - класс «Нормализация моторики артикуляционного аппарата методом артикуляционной гимнастики. Нормализация речевого дыхания и голоса».

Мастер - класс для педагогов по теме: «Нормализация моторики артикуляционного аппарата методом артикуляционной гимнастики. Нормализация речевого дыхания и голоса».Цель: Познакомить пе...

Консультация для родителей «Игровые упражнения на развитие моторики артикуляционного аппарата и предречевых голосовых реакций у детей 6-12 месяцев»

Обратите внимание, какие звуки произносит ваш малыш. Если он радостно лепечет: «ав-ав», подхватите эту «фразу» и повторяйте за ним. Вы увидите, как это понравится самому ребёнку. Лучше такие мини-игры...

Консультация для родителей «Игровые упражнения на развитие моторики артикуляционного аппарата и предречевых голосовых реакций у детей 6-12 месяцев»

К шести месяцам ребенок уже многое умеет: лепечет, удерживает игрушку, играет с ней. Чтобы малыш развивался в соответствии со своим возрастом, достаточно систематически заниматься с ним, выполняя ряд ...

«Игровые упражнения на развитие моторики артикуляционного аппарата и предречевых голосовых реакций у детей 6-12 месяцев»

К шести месяцам ребенок уже многое умеет: лепечет, удерживает игрушку, играет с ней. Чтобы малыш развивался в соответствии со своим возрастом, достаточно систематически заниматься с ним, выполняя ряд ...