памятка "Развитие моторики артикуляционного аппарата"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Васенкина Наталья Васильевна

Артикуляционная гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_uprazhneniy_dlya_artikulyatsii.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

памятка

Развитие моторики артикуляционного аппарата*.

Артикуляционная гимнастика*.

При выполнении артикуляционной гимнастики (сокращённо а.г.) следует соблюдать следующие требования:

  • Каждое движение выполняйте перед зеркалом.
  • Движения проводите неторопливо, ритмично, чётко.
  • Чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действиями ребёнка).
  • Помните: гимнастика не должна ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал.  Гимнастика может проводиться от 3 – 4 минут до 7 – 10 минут ежедневно, чтобы мышцы языка привыкли к новым движениям и стали более подвижны, пластичны, переключаемы с одного движения на другое. Упражнения а.г. станут основой для овладения новыми артикуляционными укладами.
  • При выполнении упражнений а.г  взрослые должны проявлять по отношению к ребёнку такт и терпение, т. к. не всё сразу будет получаться  как надо.
  • Как правильно делать а.г., покажет логопед, вовремя обращайтесь за консультацией.

Упражнения для формирования движения губ и челюстей.

  1. Лягушки (улыбка) – губы растяни в улыбку, удержи напряжёнными под счёт до 5.
  2. Заборчик (оскал) – ровно сомкни зубы, обнажая их в оскале, удержи в улыбке.
  3. Хоботок – вытяни вперёд губы и сомкни, просчитав про себя до 5 (либо считает взрослый).
  4. Трубочка (дудочка) – вытяни вперёд несомкнутые губы, считая про себя до пяти.
  5. Бублик – округли губы, изображая бублик.
  6. Рупор – сложи ладони рупором, поднеси к губам, проговори громко: «О» (повествовательно), «О» (с восклицанием), «О…» (огорчённо), «О?» (с вопросом), «О?!» (с вопросом и удивлением).
  7. Чередуем движения упражнений «Лягушки», «Хоботок», «Дудочка» поочерёдно.

Упражнения на формирование подвижности  мышц языка.

  1. Лопатка – улыбнись, широко открой рот, положи широкий распластанный язык на  нижнюю губу. Удержи в таком положении, полностью расслабляя мышцы языка.  Если язык по- прежнему напряжён, комком и не может расслабиться, то делаем следующее упражнение.
  2. Накажем непослушный язычок -  положи язык на нижнюю губу и пошлёпай его губами, произнеси: «Пя-пя-пя…». Сделай так ещё несколько раз, затем разомкни губы и посмотри, расслабились ли мышцы язычка, стал ли он широким? Удержи «Лопатку» сначала до 5, а потом и до 10.
  3. Чистим зубы – улыбнись, разомкни зубы, почисти кончиком языка нижние зубы снаружи и внутри, делая движения из стороны в сторону. То же проделай и с верхними зубами
  4. Паровозик свистит – возьми чистый пузырёк и поднеси его ко рту. Кончик языка слегка высунь так, чтобы он чуть касался края горлышка. Выдыхай воздух плавно в пузырёк, посередине языка, свист тебе поможет получить звук (ф-ф-ф).
  5. Язык-силач – слегка улыбнись, приоткрой рот, опусти широкий кончик языка к нижним передним зубам, с силой упирай язык в зубы. Спинка языка напрягается – положи его расслабленным  - лопаточкой -  во рту, пусть отдохнёт. Повтори упражнение 5 – 7 раз.
  6. Качели – (внутри) – улыбнись, приоткрой рот, как при звуке ), опусти широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удержи под счёт «раз», подними язык за верхние зубы под счёт «два», повтори несколько раз. Следи за тем, чтобы работал только язык, а челюсть оставалась неподвижной.
  7. Качели  (снаружи) – делай то же, что и в упражнении 13, но только широким языком коснись  попеременно то нижней, то верхней губы, качая «качели» вверх-вниз.
  8. Горка – «крутая (высокая)» - открой широко рот, широкий язык опусти за нижние зубы, упираясь в них языком, плотно прижми боковые края к верхним коренным зубам;

       а теперь горка «пологая (низкая)»  - «сооруди» крутую горку, затем приподними

       нижнюю челюсть (рот откроется менее широко), боковые края прижми к  верхним        

       коренным зубам. Чередуй крутую и пологую горки.

  1.  Катушка (кошечка выгибает спинку) – рот широко открой, широкий кончик языка упирай в нижние зубки, спинку языка «выкатывай» вперёд и возвращай в исходное положение.
  2. Чашечка – широко открой рот, широкий язык положи на нижнюю губу, приподними края языка вверх, удержи в этом положении под счёт до 5 (потом до 10). Занеси «чашечку» за верхние зубки, удержи её там при слегка приоткрытом рте.
  3. Вкусное варенье – слегка приоткрой рот, широким кончиком языка «слижи варенье» с верхней губы, делая движения языком сверху вниз.
  4. Кошечка умывается – широко открой рот, округлив губы. Начинай облизывать губы вкруговую (4 раза по часовой стрелке и  4 раза против часовой стрелки).  Следи, чтобы язык не отрывался от губ и не делал «угловатых» движений, губы при этом не смыкай и не двигай нижней челюстью.  Делай упражнение плавно, не спеша.
  5. Грибок – улыбнись, приоткрой рот, медленно пощёлкай языком, щёлкни языком и присоси (приклей) его к нёбу – из языка получилась шляпка грибка, открывай рот пошире, удерживая «приклеенный» язык (шляпку грибка) -  получилась ножка грибка из подъязычной уздечки. После овладения упражнением «Грибок» полезно ввести одновременное чередование губных позиций «Улыбка» - «Трубочка», но при соблюдении удержания языка в позе грибка.
  6. Лошадка – улыбнись, приоткрой рот, пощёлкай медленно кончиком языка, следи, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.
  7. Гармошка – улыбнись, приоткрой рот, медленно щёлкни языком и присоси его к нёбу, не опуская язык, закрывай и открывай рот  (подъязычная уздечка растягивается, как меха гармошки). Делай под счёт до 5 (потом до 7, до 10)
  8. Иголочка – открой рот, язык высунь далеко вперёд. Напрягай мышцы языка, делая его узким. Удержи иголочку, считая про себя от 1 до 5.
  9. Любопытная змейка – движения языком вперёд изо рта, затем обратно в рот.
  10. Часики – движения узким языком к уголкам приоткрытых губ, как движения маятника.
  11. Индюшата – приоткрой рот и  прижми широкий кончик языка к верхней губе. Не отрывая языка, делай движения по губе вперёд и назад, поглаживая. Быстрее поглаживай губу языком и добавляй голос, пока не послышатся звуки: бл-бл-бл.
  12. Гимнаст – приоткрой рот, широкий язык упирай в верхние зубы так, чтобы боковые края не прижимались к верхним коренным зубам. Если добавить голос, послышится (Л).
  13. Маляр – улыбнись, открой рот, подними язык к бугорочкам, води, поглаживая язычком по нёбу, как кисточкой – вперёд-назад. Следи, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигалась.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Нормализация моторики артикуляционного аппарата у детей со стертой формой дизартрии"

Описанные в работе методы коррекции включаются в структуру занятий на разных этапах работы. Проведение массажа, артикуляционной и дыхательной гимнастики в игровой стихотворной форме существенно повыша...

Развитие моторики артикуляционного аппарата

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба).Для выработки полноценных ...

Мастер - класс «Нормализация моторики артикуляционного аппарата методом артикуляционной гимнастики. Нормализация речевого дыхания и голоса».

Мастер - класс для педагогов по теме: «Нормализация моторики артикуляционного аппарата методом артикуляционной гимнастики. Нормализация речевого дыхания и голоса».Цель: Познакомить пе...

Консультация для родителей «Игровые упражнения на развитие моторики артикуляционного аппарата и предречевых голосовых реакций у детей 6-12 месяцев»

Обратите внимание, какие звуки произносит ваш малыш. Если он радостно лепечет: «ав-ав», подхватите эту «фразу» и повторяйте за ним. Вы увидите, как это понравится самому ребёнку. Лучше такие мини-игры...

«Нормализация моторики артикуляционного аппарата у детей с ДЦП».

Особенности выполнения пассивной и активной артикуляционной гимнастики....

Консультация для родителей «Игровые упражнения на развитие моторики артикуляционного аппарата и предречевых голосовых реакций у детей 6-12 месяцев»

К шести месяцам ребенок уже многое умеет: лепечет, удерживает игрушку, играет с ней. Чтобы малыш развивался в соответствии со своим возрастом, достаточно систематически заниматься с ним, выполняя ряд ...