Телесные инструменты в помощь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья
консультация по логопедии на тему

Кравцова Ирина Сергеевна

Консультация для воспитателей,логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Телесные инструменты в помощь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья

Настоящий педагог обычно озабочен поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребёнком празд-ником? Как ненавязчиво, легко и просто рассказать детям

  • самом главном — о том, как прекрасен мир, как инте-ресно в нём жить? Как научить ребёнка всему, что ему пригодится в этом сложном современном мире? Как раз-вить основные способности: слышать, видеть, чувство-вать, понимать, фантазировать, придумывать?

Об одном из «рецептов» творческого сотрудничества с детьми и пойдёт речь.

Чтобы занятия, уроки превратились в маленькие спек-такли, фантастические путешествия и увлекательные ис-следования, нужен творческий подход педагога, который готов вовлечь своих маленьких любознаек. Подготовка к этим волшебным спектаклям и путешествиям не требует много материальных затрат, времени. Главное условие — способность педагога импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть с детьми. Обычно учитель-ло-гопед набирает группу детей на два года обучения и два года увлекательно путешествует в удивительном мире букв и звуков.

Наша душевная — биологическая жизнь направлена на то, чтобы получить удовольствие и избегать неудоволь-ствия.

Психолог А. Лоуэн утверждает, что ребёнок живёт те-лесной жизнью и действует, если ему не мешают, на ос-нове принципа удовольствия. Он делает то, что чувствует, как «хорошо»!

Практика показывает, что успех для ребёнка непо-средственно и прямо связан с развитием умения пережи-вать общение как радость, а не как необходимость выпол-нять упражнение или неизвестно откуда «свалившуюся» на него обязанность каждый день повторять артикуляци-онную гимнастику или речевую разминку и т. д.

Поэтому нужно помочь каждому ребёнку найти свои доступные формы общения и заложить удовольствие в фундамент обучения для поддержания интереса в даль-нейшем развитии и совершенствовании.

Педагог-философ Ш. Амонашвили в книге «Раз-мышления о гуманной педагогике» написал о попытках взрослых идти против природы детей прямо и жёстко: «Ребёнок наследует от Природы не только задатки, но и мудрого «Человека-наставника», которому поручено ру-ководить его деятельностью и развитием. Природа не до-веряла, не доверяет и не может доверить своё уникальное творение только заботам взрослых, будь они родители, учителя или другие люди».


Однако, чтобы отдать предпочтение новому и радост-ному, ребёнок не должен бояться. У него должен быть выбор! А выберет он опыт, связанный с переживанием радости. Ну, а все выборы и предпочтения реализуются детьми в игре. В ней ребёнок свободен, спонтанен, в ней он развивается. Игра равносильна удовольствию!

Представьте, когда мы идём наперекор интересам и взаимодействиям детей, они разными способами сопро-тивляются: шалят; скучают; делают вид, что слушают; притворяются, что им интересно; угождают взрослым.

Попробуйте уже при первой встрече своих весёлых, шустрых или наоборот невесёлых деток пригласить пои-грать необычным способом — наверняка им это понра-вится.

Нам потребуются телесные инструменты. Это первые инструменты, которые появляются у каждого человека при рождении. И будет целесообразно использовать их. Сама природа преподнесла их нам. И мы должны быть ей благодарны за этот совершенно уникальный подарок. А дальше мастерство и творчество самого педагога.

Наше тело помнит прикосновения — будут ли они при-ятные, или не очень. Это наиболее долговременная па-мять организма. При необходимости тело будет помогать вам выполнять те или иные задания, если мышцы, кожа были участниками какойто манипуляции.

Каков же телесный инструментарий? Ладошки, ла-душки; хлопок; шлепок; щелчок; удар по грудной косточке и т. д.

Мы посылаем в тело импульсы, оно запоминает. Раз-виваем моторную память. А дальше можно подкреплять речевой поддержкой Ну, а музыкальное сопровождение сделает нашу работу просто идеальной. Ведь ребёнок по-лучит необходимый материал эмоционально окрашенным, доступным, развивая все психические процессы. Такая ра-бота, конечно, оставит у ребёнка самые положительные впечатления. Таким образом, педагог решает свои задачи, используя разнообразные методы во благо ребёнка.

Дети пришли в детский сад. Начался новый учебный год. Начинаем знакомить их друг с другом.

—1 игра «Как тебя зовут?»

Дети стоят в кругу. Педагог задаёт вопрос: «Как тебя зовут?», обращается к ребёнку. Дети обычно сразу на-зывают свои имена. А затем логопед предлагает сесть на стульчики и назвать свои имена необычно. Как? Нужно при помощи рук преподнести своё имя. Логопед начи-нает: «Когда я была маленькая, мама называла меня Таня. Посмотрите, как я могу при помощи ладошек произнести своё имя! Хлопаю на каждый слог (Та — ня)».


Затем предлагаю каждому ребёнку прохлопать своё имя. «Как интересно мы с вами познакомились!» Всех по-благодарить.

— 2 игра «Как тебя зовут?»

Усложняем игру. Просим назвать своё имя ласково. Но теперь будем сидя на стульчиках шлёпать себя по коленям.

— 3 игра «Как тебя зовут?»

Усложняем игру. Необходимо прохлопать своё имя, затем прошлёпать (Та — ня, Та — не — чка). Всех по-хвалить.

— 4 игра «Как тебя зовут?»

Необходимо презентовать своё имя. Украшаем его го-лосом, движением, мимикой.

— 5 игра. Творческая работа «Представь своё


За Кота Котовича,

За Петра Петровича.

Он усат, полосат,

В ушах кисточки висят.

Затем на каждую фразу отрабатывают звучащий жест.

Ребёнок рассказывает, соединяя текст и инструменты.

После этого отрабатывают в паре.

—11 игра. Потешка «Как у деда Ермолая» Как у деда Ермолая — (стучим в пол ладошки)

Вся семейка небольшая. — (стучим всей ладошкой)

Только сам, да сама, — (хлопаем плоской ладошкой)

Только кум, да кума, — (хлопаем объёмной ладошкой)

Да два сына с усами, — (щелчки пальцами)

Да две дочки с косами, (шлёпаем по коленкам)

имя».        Две внучки на печи — (топаем ногами)

В стихотворении, песенке, танце, отрывке м / ф и т. д.        Уплетают калачи. — (стучим по грудной косточке поо-

Например: «А я по лугу…»        черёдно левой, правой рукой).

«А я Танечка, я ромашечка…»        Первый раз потешку произносим медленно, во второй

«Тара-ра, начинается игра…»        раз ускоряем темп. Затем предложить ребёнку пофанта-

«На золотом крыльце сидели…»        зировать с телесными инструментами, подключить ритм:

— 6 игра. Речевая игра «Меня зовут»        ногти, кулачки. Используем руки (ногти, кисти, пред-

Меня зовут: Ма — (хлоп)        плечье, плечо).

Меня зовут: ша — (шлёп)        Детям нравятся такие ритмические зарисовки!

Меня зовут: Ма — (хлоп) Ша — (шлёп)        ——12 игра «Барабанщик»

— 7 игра «Назови своё имя»        Пра — ле, пра — ле, пра — ле, пра — ле, пра — ле,

Игра в парах. Правила предыдущей игры.        пра — ле — пра, пра — ле — пра, пра — пра — ле —

Может появиться проект. В данную игру можно играть пра, пра — ле — пра, ле — пра («пра» — правая рука, довольно долго. Варианты могут дополняться. В подгото- ладошка, отбиваем ритм; «ле» — левая рука).

вительной группе акцент сделать на то, что появляются        Если нам нужно активизировать оба полушария голов-

слоги.        ного мозга, можно подключить методы кинезиологии:

— 8 игра        ——13 игра «Шагаем дружно»

Собирайтесь, собирайтесь (щелчки пальцами обеих        Обычный марш — счёт до 20 (дети маршируют на

рук;        месте)

Все в круг, все в круг (хлопки);        Маршируем, перекрёстно дотрагиваясь руками: правой

Весело и дружно, весело и дружно (топаем ногами);        рукой — левого колена, левой — правого (логопед пока-

Хэй, хоп (шаги вперёд, назад).        зывает движения)

Повторяем с 23 детьми, затем со всей группой. Таким        Маршируем, дотрагиваясь левой рукой левого колена,

образом организуем детей в игру и решаем свои задачи:        и наоборот.

соединяем ритм, речь, артикуляцию! Уверяю — детям это        ——14 игра «Тишина»

понравится!        Если дети расшалились, можно взять в руки карандаш

— 9 игра «Привет»        и отбивать ритм, при этом приговаривая: «Лена и Миша,

Хэй, хэй, привет носам (указываем данную част тела у        и, и, и Николай! И никакого, никакого шума! Никакого,

себя)        никакого шума!

Хэй, хэй, привет ушам (показываем у себя)        Затем можно подключить всех детей и увидите, как

Хэй, хэй, привет носам (указательным пальцем пока-        дети успокоятся и будут готовы выполнять следующие за-

зываем у друга: дети стоят напротив друг друга).        дания.

Повторяя, изучаем себя и друзей: привет щекам, привет        ——15 игра «Гимнастика с пользой»

глазам (бровям, рукам, плечам, ногам).        Детям сложно запомнить, сколько гласных и какие они.

—10 игра        Когда согласный твёрдый, когда мягкий?

Телесные инструменты помогают запомнить текст, ра-        Гимнастика как раз и помогает запомнить первый ряд

зыгрывать потешки с детьми, доставить удовольствие, ра-        гласных.

дость, эмоции.        А — прямые руки вверх.

Сначала дети учат потешку:        О — руки в стороны.

Тра-та-та, тра-та-та,        У — руки вперёд.

Тра-та-та, тра-та-та.        Ы — руки вниз.

Вышла кошка за кота,        Э — делаем руками полукруг.


Я, Ё, Ю, И, Е — движения повторяются, но это уже

Дети играют сидя на стульчиках. Так лучше воспри-

второй ряд гласных.

нимать учебную задачу, лучше работает головной мозг,

На родительских собраниях и родители с удоволь-

проще концентрироваться, использовать инструменты.

ствием и пользой выполняют эту зарядку!

Второй вариант игры с усложнением, где дети все

—16 игра «Закрепляем тему «Осень. Фрукты»

вместе выполняют рефрен. Подгруппа может выполнять

Помочь детям запомнить фруктовый ряд, оживляя его

импровизацию.

телесными жестами, эмоциональными переживаниями.

Далее можно добавлять фрукты по одному и соответ-

Ребята, вы знаете, что осень пришла и в сад. И, ко-        ственно телесный инструмент. В результате дети закре-

нечно, там созрели фрукты.

пляют словарь, активизируют память, активно пользу-

Какие?

ются телесными инструментами.

Да. Яблоки, груши, сливы, бананы, абрикосы, персики.

Итак, общение с детьми проходит в игровой, нетра-

Пожалуйста, назовите цитрусовые фрукты.

диционной форме. Ребёнок познаёт себя, пропускает ин-

Лимон, апельсин, мандарин.

формацию через себя. Проживая её, он чувствует себя

А теперь будем играть и запоминать.

значимым, необходимым в этом сложном мире. Понимая

1 — лимон — прохлопываю слоговой ритм (ли — мон)

себя, он открывает возможности общаться с собой и

2 — апельсин — шлепки по коленям (а — пель — син)

окружающими. А «Самая большая на Земле роскошь —

3 — мандарин — топаю ногами по очереди (ман —        это роскошь человеческого общения» — А. Сент-Эк-

да — рин)


зюпери.

Литература:

1.            Т. Э. Тютюнникова «Видеть музыку и танцевать стихи» Издательство «Книжный дом ЛИБРОКОМ 2014 год».

  1. Т. Э. Тютюнникова «Учусь говорить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение», Москва 2009.

  1. Сайт «Школьные материалы» http//odtdoks.ru. 2013. «Звучащие жесты».

  1. http://www.o-detstve.ru (Портал «О детстве»).

  1. Семинар-практикум, Т. Э. Тютюнниковой «Психология коррекционной работы с детьми: недирективные игровые технологии (терапия). Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, как условие реализации требо-ваний ФГОС ДО» сентябрь 2014.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая и социальная помощь детям c ограниченными возможностями здоровья

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе экспериментальной площадки в ДОУ. Функционирование Службы ранней помощи. Этапы в работе....

Актуальные проблемы взаимодействия специалистов службы ранней помощи с родителями ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из главных направлений работы педагога в условиях реализации ФГОС ДО является взаимодействие с родителями, направленное на раскрытие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. В...

Ранняя помощь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.

Из всех групп детей с ограниченными возможностями здоровья, дети с нарушением зрения и слуха занимают особое положение. Рождаясь слепым или глухим, или с ослабленным зрением или слухом, ребенок изнача...

Актуальные проблемы взаимодействия специалистов службы ранней помощи с родителями ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Одним из главных направлений работы педагога в условиях реализации ФГОС ДО является взаимодействие с родителями, направленное на раскрытие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. В...

Педагогическая помощь семье в воспитании ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья

Педагогическая помощь семье в воспитании ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья...

Теоретические предпосылки изучения возможности применения когнитивно-поведенческой психотерапии в помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.

Когнитивно-поведенческая психотерапия, также когнитивно-бихевиоральная психотерапия (англ. Cognitive behavioural therapy) – общее понятие, описывающее направление психотерапии, в основе которой ...