Педагогическая помощь семье в воспитании ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья
консультация

Воронченко Марина Владимировна
Педагогическая помощь семье в воспитании ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 985.rar10.1 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая помощь семье в воспитании ребёнка,

имеющего  ограниченные возможности здоровья

Воронченко Марина Владимировна,

воспитатель МБДОУ,

комбинированного вида д/с «Ёлочка»

г. Черногорск, Республика Хакасия

       

         Ребёнок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота отца и матери.

В.А. Сухомлинский

       

         Рождение ребёнка – одно из главных событий в каждой семье. В детях мы видим своё продолжение, связываем с ним свои надежды и чаяния, свои желания и не сбывшиеся мечты.

         Трудности психологического и материального порядка, обусловленные рождением ребёнка, обычно с лихвой окупаются счастливыми эмоциями, переживаниями, которые он дарит семье. Совсем по-другому обстоит дело, когда рождается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Работая в МДОУ комбинированного вида воспитателем компенсирующей группы, приходится наблюдать, что у родителей возникает множество дополнительных проблем и вопросов, связанных с воспитанием и обучением ребёнка, его социализацией в обществе. Родители такого ребёнка часто находятся в состоянии тревоги и испытывают неуверенность в будущем.

          Мои наблюдения показали, что большинство родителей имеет низкий уровень психолого-педагогической культуры. Задача воспитания и развития детей в основном ложится на педагога, но семья и детский сад не могут заменить друг друга, у каждого свои методы и функции воспитания, им надо взаимодействовать. Я составила перспективное планирование по работе с семьёй, с использованием новых современных форм взаимодействия и вовлечения родителей в педагогический процесс детского сада. Это помогает мне найти контакт с каждым родителем. Работа с родителями – это длительный и интересный процесс. Одной из своих задач считаю оказание максимальной помощи семье  в вопросах воспитания и обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

          В свете инновационных подходов к воспитанию и обучению родителей, широкое распространение в моей работе получили такие формы:

        Остановимся на некоторых формах работы с семьёй, доказавших свою эффективность.

Например, посещение семьи. Чтобы посещение на дому было эффективным, необходимо информировать родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдение проходят более результативно. Нужно отметить ещё и то, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней.

         Кроме посещений на дому, не менее важное значение имеют индивидуальные беседы с родителями.  К такой беседе нужно быть готовым, педагогически и психологически, чтобы достичь взаимопонимания и желаемого результата.

         Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. Его стараюсь проводить в нетрадиционной форме, привлекая родителей по обмену опытом. Например, нетрадиционное проведение родительского собрания в виде аукциона по теме: «Развитие речи детей с использованием дидактических игр», на котором родители представили своё домашнее задание в виде игры по развитию речи. Так в нашей группе пополняется игротека для детей.

         Для расширения знаний родителей по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, с методами и приёмами, особенностями их развития, в группе организована «Библиотечка для родителей». Специфика такой работы с родителями заключается в том, что  моё общение с родителями происходит не напрямую, но я выступаю в роли квалифицированного советчика.

         Достаточно эффективны «Родительские чтения». Очень своеобразная форма работы и помощь родителям, которая даёт им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучить литературу по проблеме, которая их волнует, и участвовать в родительских чтениях. Такие чтения помогают многим родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, по иному взглянуть на своего ребёнка, принимать его таким, каков он есть, не стесняться его, не бояться косых взглядов со стороны.

          Проведение совместных праздников, развлечений, спортивных мероприятий, помогает родителям лучше узнать своего ребёнка в новой для себя обстановке и с такими же, как он детьми (ОВЗ). Родители становятся более открытыми для общения в дальнейшем. Такие мероприятия проходят торжественно, весело, оставляют неизгладимое впечатление в душах детей, родителей и педагогов.

          Одна из форм нетрадиционного сотрудничества и помощи -  оформленный в приёмной «Почтовый ящик», который позволяет любому члену семьи в короткой записке высказать своё мнение или сомнение по поводу воспитания своего ребёнка, обратиться за помощью к конкретному специалисту или выяснить какие-либо проблемы. После прочтения почты, родителям подбираю литературу, в которой они получают полный ответ на интересующий их вопрос.

          Вся работа, направленная на сотрудничество с родителями, повышает уровень их педагогической компетентности. В результате у родителей меняется представление об их собственной роли в воспитании детей.

          В дальнейшем планирую продолжать тесную работу с родителями, стремиться к поиску новых форм сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В данной статье рассматриваются основные направления в работе с детьми раннего возраста с ДЦП в сочетании с ЗПРР в условиях Лекотеки....

Выступление на конференции 2013 г: "Адаптация и педагогическая помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья".

Адаптация и педагогическая помощь детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья...

Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки...

Инновационный подход в организации психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье раскрываются элементы современных технологий  формирования коммуникативного  подхода к организации и содержанию психолого-педагогической помощи детям дошкольного возраста с тяжелыми...

Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья»

Оказание помощи детям и родителям, воспитывающем ребенка с отклонениями в развитии,...

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей "Счастливы вместе"

Пояснительная записка:В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десяти...

Консультационно-диагностический пункт в МКДОУ ШР «Детский сад № 1 «Буратино» как форма оказания помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья

Консультационно-диагностический пункт, как форма реализации приоритетных направлений современной образовательной политики предполагает обеспечение гарантий доступности и равных возможностей получения ...