Факультативное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» и лепке «Ваза для весенних цветов».
методическая разработка по развитию речи по теме

Гультяева Надежда Викторовна

 

Это открытое занятие я показывала в мае 2011 года. отзывы о нем были неплохие, поэтому решила опубликовать. Тема: Комплексное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» и лепке «Ваза для весенних цветов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Комплексное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» и лепке «Ваза для весенних цветов».

Задачи:

  1. Учить детей связно и последовательно пересказывать текст с опорой на графические схемы;
  2. Учить детей планировать собственный пересказ;
  3. Учить детей лепить вазу для весенних цветов;
  4. Учить передавать форму предмета и украшать его налепами;
  5. Учить детей технике лепки ленточным способом;
  6. Развивать у детей активный слуховой и зрительный контроль правильности составления пересказа;
  7. Активизировать и обогащать словарный запас;
  8. Развивать умение пользоваться натурой;
  9. Воспитывать навыки грамматически правильного оформления речи;
  10. Воспитывать аккуратность  и эстетический вкус.

Материал и оборудование:

предметные картинки: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лось, лесные цветы; графические схемы рассказа; пластилин, доски, стеки, несколько ваз различной формы.

Предварительная работа:

Чтение рассказа «Как медведь сам себя напугал», изучение лексической темы «Дикие животные», отработка приемов лепки.

Ход занятия:

В группе включена музыка со звуками леса. Возле центра экологического развития организован уголок леса.

- Ребята, что за звуки вы слышите? (Ответы детей)

- А вам не кажется, что мы с вами очутились в лесу? Давайте подойдем ближе и внимательно посмотрим, какие лесные жители и весенние цветы появились у нас в уголке леса.

- Ребята, узнайте о ком или о чем я говорю: косолапый (медведь), трусливый (заяц), болтливая (сорока), ловкая (белка), зеленая (ветка), сильные (лоси).

- Уберите картинки с изображением тех животных, которых вы не назвали (еж, волк, лиса).

- А какие цветы красивые! Какие цветы на полянке вам знакомы? (Ответы детей).

- А есть ли среди них растения, занесенные в Красную книгу? (Ответы детей).

 - Ребята, а что можно сделать, чтобы растения из Красной книги перестали быть редкими,  чтобы их снова стало много, и они росли повсюду и нас радовали? (Ответы детей).

- А почему эти цветочки оказались занесены в Красную книгу? (Ответы детей).

- Мы, конечно же, не будем рвать такие красивые цветочки, мы их лучше слепим из пластилина. Получится и красиво, и природу губить не надо. Так ведь? Но ребята, если мы сделаем цветы, куда мы их поставим? Ведь для таких необычных и замечательных цветов нужны такие же красивые и замечательные вазы…(Дети предлагают слепить вазы).

- И правда, давайте слепим вазочки для весенних цветов из пластилина!

Но сначала, мы пройдем  на выставку и посмотрим, какие вазы бывают, чтобы наши вазочки были самыми-самыми красивыми.

- Ребята, посмотрите внимательно на вазы и расскажите, какие вазы бывают по ширине, по высоте, по цвету, какая у них может быть форма. (Ответы детей).

- Молодцы, ребята. А каким способом удобнее всего лепить вазочку, как вы думаете? (Ответы детей).

- Правильно, самым удобным будет ленточный способ. Давайте вспомним приемы лепки. Сначала мы раскатываем пластилин между ладошками в жгутики, затем мы придаем жгутикам плоскую форму, придавливая пальцами. Скручиваем жгутики  по спирали – делаем донышко нашей вазочки. Затем мы скручиваем  жгутики один виток над другим – делаем стеночки вазочки. Не забывайте примазывать  витки друг к другу. Также, если вы считаете нужным, можете сделать у вазочки горлышко, или украсить ее налепами по своему усмотрению. Сейчас команда Мастеров пройдет за свои столы и приступит к работе, а мы с оставшимися ребятками  перескажем интересный рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал», который я читала вам вчера. Пройдите к фланелеграфу, можете сесть на стульчики.

- Внимательно послушайте рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

По мере чтения воспитатель расставляет предметные картинки в последовательности рассказа : медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.

Затем проводится беседа по содержанию:

- Куда вошел медведь?

- Что хрустнуло у него под лапой?

- Что сделала белка?

- На кого упала шишка?

- Что сделал заяц?

- Кого увидела сорока? Что она сделала?

- Что решили лоси? Что они сделала?

- Как повел себя медведь?

- Кто же напугал медведя?

- Молодцы! А теперь давайте поиграем.  Я буду бросать мячик и  называть первое слово, а вы будете бросать мяч обратно и предлагать свои варианты предложений:

Вошел… Хрустнула… Испугалась… Упала…Затопал… Увидела… Подняла… Решили… Пошли… Услышал… Испугался… Убежал…Так медведь…

По мере составления предложений педагог вместе с детьми выстраивает графический план рассказа из схем.

- Я  прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. Схемы вам в этом помогут.

- Ребята, давайте с вами перескажем рассказ с помощью графического плана по цепочке. (Все дети пересказывают рассказ по цепочке. Затем, один из детей повторяет рассказ целиком).

- Молодцы, ребята!  Вы замечательно справились с мом заданием. Давайте пройдем к нашим мастерам и посмотрим, как у них дела.

- И мастера справились с работой! Теперь мы можем поставить вазочки на выставку, и поиграть в игру. (После физминутки дети меняются подгруппами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?»

Занятие систематизирует у детей представление об осени в лесу, расширяет, уточняет и активизирует словарь детей; способствует развитию произвольного внимания, зрительной и словесно-логической памяти, ...

Конспект занятия по речевому развитию «Пересказ рассказа В.Г.Сутеева «Чей это гриб?» (подготовительная к школе группа)

Конспект занятия по развитию речи  Пересказ рассказа Сутеева В.Г. "Чей это гриб?"по опорным картинкам...

План-конспект занятия по речевому развитию пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Целью данной работы являетя: Формирование представления  о последовательном пересказе текста с наглядной опорой....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа "Как медведь сам себя напугал" (по Н.Сладкову)

Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий....

Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» (по Н. Сладкову)

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Проблема развития связной речи детей хорошо известна педагогам. Причиной р...


 

Комментарии

Гультяева Надежда Викторовна

Занятие проходит очень легко, звуки леса можно и не выключать совсем, а немного приглушить