Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа "Как медведь сам себя напугал" (по Н.Сладкову)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Стрекалова Е.В.

Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» (по Н. Сладкову)»

Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опорой на графические схемы.

Основные задачи:

  1. Формирование у детей активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.
  2. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.
  3. Активизация и обогащение словарного запаса.
  4. Закрепление навыков грамматически правильного оформления высказывания.

Методические приемы: Чтение, беседа, рассматривание предметных картинок, графических схем; подбор слов-предметов к словам-признакам; выстраивание серии картинок к рассказу, графической мнемодорожки; договаривание предложений детьми; импровизация движений в такт стихотворению.

Оборудование: Предметные картинки: ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сорока, лоси; набор схем для графического плана.

Предварительная работа:

  • Чтение рассказа Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».
  • Изучение лексической темы «Дикие животные».
  • Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.
  • Рисование, аппликация, лепка по содержанию рассказа.

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие произвольного зрительного внимания.

Дети рассматривают предметные картинки: лис, волк, еж, медведь,  белка, заяц, сорока, лоси.

2. Подготовка к восприятию текста. Уточнение и активизация предметного словаря и слов-признаков по теме «Дикие животные».

Педагог: Узнайте, о ком или о чем я говорю. Косолапый (медведь), трусливый (заяц), болтливая (сорока), ловкая (белка), сильные (лоси).

Педагог голосом выделяет окончания слов. При необходимости слова, сложные по семантике, поясняет. Дети называют слова-предметы, изображенные на картинках, подходящие по смыслу.

- Уберите картинки тех животных, которых вы не назвали. (Еж, волк, лиса)

3. Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

-А вот остальные животные встречаются в рассказе Н.Сладкова «Как медведь сам себя напугал». Интересное название рассказа. Как же мог медведь сам себя напугать? А может  быть его напугали те, кто изображен на этих картинках? Хотите узнать?

Внимательно послушайте рассказ Н. Сладкова «Как медведь сам себя напугал».

Чтение адаптированного рассказа.

Вошел медведь в темный лес. Хрустнула под лапой ветка. Испугалась белка и выронила шишку. Упала шишка на зайца. Затопал заяц по лесу. Увидела его сорока, подняла крик на весь лес. Решили лоси, что она охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.

Услышал медведь шум, испугался и убежал из темного леса. Так медведь сам себя напугал.

По мере чтения педагог расставляет предметные картинки в последовательности рассказа: медведь, ветка, белка, заяц, сорока, лоси.

-Ребята, а вы знаете, что значит хрустнула? (громко сломалась, треснула)

-Пошли лоси по лесу кусты ломать (побежали так быстро, что кусты ломались под ногами).

4. Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Дети дают полные ответы.

- Куда вошел медведь? (Медведь вошел в темный лес.)

- Что хрустнуло под его лапой? (Под лапой хрустнула ветка.)

- Что сделала белка? (Белка испугалась и выронила шишку.)

- На кого упала шишка? (Шишка упала на зайца.)

- Что сделал заяц? (Заяц затопал по лесу.)

- Кого увидела сорока? Что она сделала? (Сорока увидела зайца. Она крик подняла на весь лес.)

- Что решили лоси? Что они сделали? (Лоси решили, что сорока охотников видит. Пошли они по лесу кусты ломать.)

- Как повел себя медведь? (Медведь услышал шум, испугался и убежал из темного леса.)

- Кто же напугал медведя? (Медведь сам себя напугал.)

5. Коллективное составление предложений по опорному слову.

Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.

Педагог называет первое слово. Дети предлагают свои варианты предложений.

Вошел... Хрустнула... Испугалась... Упала... Затопал... Увидела... Подняла... Решили... Пошли... Услышал... Испугался... Убежал... Так медведь...

По мере составления предложений педагог вместе с детьми выстраивает графический план рассказа из схем.

6. Физкультминутка. Импровизация движений в такт стихотворению.

«Водопой»

Как- то раз лесной тропой

Звери шли на водопой

За мамой лосихой топал лосенок                   / громко топают/

За мамой лисицей крался лисенок         /крадутся на носочк./

За мамой ежихой катился ежонок        /движ. в полуприсяде/

За мамой медведицей шел медвежонок   /дв. Вперевалку/

За мамою белкой скакали бельчата     /дв. Прыжками/

За мамой зайчихой – косые зайчата      /прыгать «ушки» из ладошек/

Волчица вела за собою волчат           /крадутся большими шагами/

Все мамы и дети напиться хотят         / поворачиваются в круг, встают на четвереньки и делают лакательные движения/.

7. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

- Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. Схемы вам в этом помогут.

8. Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, памяти.

Все дети пересказывают рассказ по цепочке. Затем один ребенок повторяет рассказ целиком.

9. Итог. Оценка работы детей.

- Чем занимались?

- Чему научились?

- Что запомнили?

-Ребята, вы сегодня хорошо занимались. Молодцы! Дома нарисуйте иллюстрации к рассказу и расскажите его дома родителям.

Закрепление изученного материала вне занятия:

  • Упражнять детей в выстраивании графической мнемодорожки - плана рассказа.
  • Повторить упражнения «Подбери к предмету действие» (Медведь что сделал? Вошел, наступил, остановился, услышал, испугался, убежал), «По действию назови предмет» (Испугалась, выронила шишку (кто?) белка).
  • Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Три медведя"

Занятие основано на сюжете знакомой сказки, помогает активизировать словарь детей, закрепить умение подбирать синонимы и антонимы, однокоренные слова,  обучать использованию в речи описательных расска...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема «Белый медведь»

Программное содержание: - На основе базовой модели описания объекта (метод ТРИЗ-РТВ) формировать системность мышления; умение выдерживать структуру рассказа. - Развивать стремление грамматич...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)

ᅟПересказ ᅟрусской ᅟнародной ᅟсказки «Мужик и ᅟмедведь» (с ᅟэлементами ᅟдраматизации) (в подготовительной группе)ᅟЗадачи:1.      ᅟᅟОбучающая: -...

Конспект занятия в первом классе на тему :"Последовательный перессказ "Как медведь сам себя напугал" по Н.Сладкову"

Развитие связной речи является наипервейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развёрнутые ответы на сложн...

Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» (по Н. Сладкову)

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи. Проблема развития связной речи детей хорошо известна педагогам. Причиной р...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Познай себя»

Цель: Активизация и обогащение словаря по теме. Развитие связной речи.Задачи:1.Формировать грамматически правильную речь, упражнять в составлении и употреблении в речи сложных предложений с предлогом...